Смысловые и понятийные группы. Версия 3

Смысловые и понятийные группы. Версия 3
Ёмкость работы – 90 кубов или 720 связанных слова.

ВВЕДЕНИЕ
Этой работой я занимаюсь с 2004 года. Направление языкознания, выявляющее внутренние связи между слов. Первоначально в работе был сделан акцент на понятия, отражающие внутренний мир человека, его психику, вопросы мышления. В работе сконцентрированы знания по психологии, соционике, богословию, по некоторым восточным учениям, а также личные наблюдения. Затем работа стала охватывать вопросы общения, производственной деятельности, творчества. Постепенно стали добавляться группы слов по математике, физике, информатике и системообразующие группы.

Зачем и кому это надо? Если клиповое мышление делает человека невосприимчивым к классическому образованию, то возможно для повышения уровня образованности надо использовать клиповые технологии. Такой технологией, в частности, является идея смысловых и понятийных групп. Все группы состоят из 4х или 8ми элементов (вершины куба), которые можно представить в компактной графической или анимационной форме.

Эта работа уникальна тем, что я подошёл к её решению как программист, а не как лингвист или филолог. Это позволило мне обнаружить, что понятия внутри предметной области группируются по ортогональным признакам-факторам и образуют строгую математическую форму в виде куба или гиперкуба. Мерность гиперкуба определяется количеством признаков-факторов. В данной работе есть примеры 3,4,5 и даже 6 мерных семантических объектов. А смысловые группы формируются на основе бинарной комбинаторики признаков-факторов.

Существует множество попыток классифицирования слов, построения иерархий, составление тезаурусов (словарей синонимов) и идеографических словарей. Это очень важная и сложная работа. Важная потому, что такой словарь можно переводить на любой другой язык. При этом, работа сложна, так как словарь представляет собой семантическую сеть. Потянул такую сеть за одно слово – построил иерархию, потянул за другое слово – получил другую иерархию. Такая работа неоднозначна и может иметь множество трактовок.

Мне удалось обнаружить двойственную природу языка. Двойственную – это как минимум. Оказывается, что в языке есть слова-понятия, которые отражают ДАННОСТЬ, а ещё есть слова-факторы, которые отражают ВОЗМОЖНОСТЬ. Дуализм, как минимум. Понятия образуют многомерный куб и факторы, также образуют многомерный куб. Эти кубы вложены друг в друга таким образом, что понятия опираются на группу факторов, а факторы опираются на группы понятий. Это можно представить как вершину одного куба в центре другого куба. Это совершенно разные кубы, просто совмещённые.

Покажу пример дуализма Русского языка:
Длина – Жизни,
Широта – Души,
Глубина – Мысли,
Высота – Духа,

Как видно, слова образуют устойчивые пары, которые мы частенько употребляем в письме и речи с давних времён. Однако никакой объективной, никакой прямой логической связи в таких соответствиях нет. Это пример того, как две независимые системы слов проникают друг в друга. Связь между такими системами конечно есть, она косвенная. Эта связь отражает скрытые законы природы. Именно благодаря такому дуализму, язык способен накапливать и хранить знания.

Хочу привести ещё пример аксиоматического (дедуктивного) способа построения групп:
Есть две пары – Истинное и Ложное, Приятное и Неприятное.
Из этих пар можно построить группу из 4х вариантов:
1. Мотиватор -   Истинное, Приятное,
2. Утешитель -   Ложное,   Приятное,
3. Стражник -   Истинное, Неприятное,
4. Монстр -   Ложное,   Неприятное.



АКСИОМЫ И ТЕОРЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА:
Возьму на себя смелость сформулировать аксиомы и теоремы Русского языка.

АКСИОМА О ПРИЗНАКАХ:
Значение всякого слова характеризуется рядом смысловых признаков.

АКСИОМА О ГРУППАХ:
Слова объединяются в группы по ряду характерных смысловых признаков.

АКСИОМА О МНОГОМЕРНОСТИ:
В результате бинарной комбинации признаков, сгруппированные слова образуют многомерные структуры (квадраты, кубы и гиперкубы больших размерностей).

АКСИОМА О ДУАЛИЗМЕ:
Структуры слов подразделяются на слова-понятия, определяющие Данность, и слова-факторы, определяющие Возможность.

АКСИОМА О ВЗАИМОСВЯЗИ СЛОВ:
Понятия являются признаками факторов, а факторы являются признаками понятий.

АКСИОМА О КОЛИЧЕСТВЕ И КАЧЕСТВЕ:
Группы слов могут определять либо качественные, масштабные либо количественные изменения.

АКСИОМА О ЗНАКЕ:
Группы слов могут быть знаковыми и беззнаковыми, в зависимости от использования признака противопоставления.

 
ТЕОРЕМА О СМЫСЛОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Поскольку смысл понятий опирается на факторы, а смысл факторов опирается на понятия, то всякая попытка изменения смысла слова ведёт к противодействию со стороны его признаков.

ТЕОРЕМА О КРАТНОСТИ СМЫСЛОВЫХ ГРУПП:
Поскольку смысловые группы образуют многомерные структуры в результате бинарной комбинаторной перестановки их признаков, то количество слов внутри таких групп должно соответствовать степени числа 2 (4, 8, 16, 32 и т.д.).

ТЕОРЕМА О ПОЗНАНИИ:
Поскольку размер смысловых групп должен соответствовать степени 2, то это является критерием качества знаний в предметной области.

ТЕОРЕМА ОБ ИСКЛЮЧЕНИЯХ:
Среди групп слов встречаются не смысловые, а понятийные и градационные группы. Они образованы не комбинаторной перестановкой факторов, а действием последовательности факторов. Удивительно то, что такие группы, как правило, тоже имеют 8 элементов.


СХОДСТВО ЯЗЫКОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ И МАШИННЫХ
Языки естественные имеют сходство с языками программирования. Также как в естественных языках есть слова-понятия, определяющие Данность и слова-факторы, определяющие Возможность, также и в языках программирования есть данные и функции. Их роли соответственны и схожи.


ЗАГАДКА
Прежде, чем перейти к ознакомлению с выявленными группами слов, предлагаю вниманию читателя одну загадку. Чтобы стал ясен способ выявления понятийных и смысловых групп.

Вставьте пропущенное слово в квадрат слов:

1. Пламя, …, Твердь, Жидкость.
2. Дом, Работа, …, Организация.
3. Любовь, Зависимость, …, Тяга.
4. Необходимое, Достаточное, Нужда, ….
5. Правило, Часто, …, Редко.
6. Улица, Дорога, …, Коридор.
7. Улица, Дом, Квартира, ….
8. Закон, Совесть, Ответственность, ….
9. Начальник, Начало, Директор, ….
10. Частное, Общее, …, Основное.

Ответы смотрите на следующей странице (ниже).






































 
ОТВЕТЫ НА ЗАГАДКУ

1. Пламя, Газ, Твердь, Жидкость.
2. Дом, Работа, Семья, Организация.
3. Любовь, Зависимость, Симпатия, Тяга.
4. Необходимое, Достаточное, Нужда, Избыток.
5. Правило, Часто, Исключение, Редко.
6. Улица, Дорога, Квартира, Коридор.
7. Улица, Дом, Квартира, Комната.
8. Закон, Совесть, Ответственность, Справедливость.
9. Начальник, Начало, Директор, Направление.
10. Частное, Общее, Добавочное, Основное.


Из ответов видно, что существует определённая погрешность в формировании групп. Это связано с обилием синонимов, которые пришли из других языков в русский. (Из греческого, французского, английского) Поэтому предпочтение стоит отдавать словам исконным, но не вышедшим из употребления. Также очень важно выявлять смысловую окраску синонима, потому что этот фактор помогает правильно распределить слова по группам и внутри групп.

Кроме этого погрешность в группах может быть обусловлена скудостью знаний. Когда представление о предметной области противоречит провозглашённым здесь принципам. В таких случаях я отдавал предпочтение спорной, но стройной теоретической гипотезе. Эту позицию я могу продемонстрировать на следующем примере:
Принято считать, что цветовой спектр состоит из 7ми цветов. Однако в английском языке нет слова, обозначающего голубой цвет. Аналогичные расхождения можно наблюдать и в других языках и культурах. Поэтому появляется вопрос – сколько цветов и какие цвета являются основными? Для ответа можно обратиться к технологии формирования цвета на компьютере. Существует понятие цветового куба, который включает в себя 8мь цветов:
чёрный, белый, красный, зелёный, синий, бирюзовый, фиолетовый и жёлтый.
Аналогичным образом обстоит дело с падежами языка и нотами октавы (октет – 8мь).
Таким образом, выбор в сторону спорной, но не принятой пока теории, имеет веское основание.


Далее приведены квадраты квадратов (эквивалент - пара кубов), кубы и гиперкубы понятий и факторов.

 
КВАДРАТЫ ПРИРОДНОГО КАЧЕСТВА (1, 2):
1. КОСНОЕ,   Материя,      Энергия,      Пространство,   Время,
2. ЖИВОЕ,      Бактерии,      Вирусы,      Флора,      Фауна,   
3. РАЗУМНОЕ,   Информация,   Эмоция,      Опыт,      Чувства,
4. ДУХОВНОЕ,   Объективное,   Субъективное,   Конкретное,   Абстрактное,


КВАДРАТЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ФОРМ И КАЧЕСТВ (3, 4):
1. МАТЕРИЯ,   Твердь,      Пламя,      Газ,      Жидкость,
2. ЭНЕРГИЯ,   Потенциальная,   Кинетическая,   Ядерная,   Протонная,
3. ПОЛЕ,       Электрическое,   Магнитное,   Гравитационное, Инерционное,
4. ВРЕМЯ,      Прошедшее,   Настоящее,   Будущее,   Вымышленное,
Достаточно спорный квадрат по Энергии и Полю, это связано со скудостью наших представлений о физике.


КУБЫ ЦЕННОСТЕЙ (5, 6, 7, 8):
ТЕЛЕСНЫЕ,    ДУШЕВНЫЕ,    УМСТВЕННЫЕ,    ДУХОВНЫЕ,   
1. Зрелища,   Приключения,   Озарения,      Впечатления,   
2. Знакомства,   Творение,      Мышление,      Общение,      
3. Секс (пол),   Желание,      Хотение,      Любовь,      
4. Отдых,      Мечта,      Выдумка,      Свобода,      
5. Богатство,   Обретение,   Насыщение,   Достаток,   
6. Власть,      Приручение,   Подчинение,   Влияние,      
7. Слава,      Наблюдение,   Понимание,   Внимание,   
8. Знание,      Опыт,      Учение,      Истина,      
Признаки кубов: Личное-Общее, Непредсказуемое-Детерминированное, Необходимое-Достаточное.
Вершины кубов спроецированы на плоскость возраста: Детство, Юность, Зрелость, Старость. Проекция вершин образует спираль.


ГИПЕРКУБ ДОСТОИНСТВ И ФАКТОРОВ ДЛЯ ЦЕННОСТЕЙ (9, 10):
1. Обаяние,      Мир,            
2. Общительность,   Друг,
3. Заботливость,   Семья,
4. Независимость,   Дом,   
5. Престиж,      Добро,
6. Авторитет,      Сила,
7. Репутация,      Труд,
8. Эрудиция,      Правда,


КВАДРАТЫ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ (11, 12):
1. Цифра,      Число,   Уравнение,   Система,
2. Знак,      Буква,   Слово,      Алфавит,
3. Нота,      Звук,   Мелодия,      Октава,
4. Цвет,      Свет,   Окраска,      Палитра,


 
КУБ ДУШЕВНЫХ НАСТРОЕВ (13):
Справой стороны приведены признаки. В большинстве прочих кубов признаки располагаются аналогичным образом.
1. Заинтересованность   - Акцептор, Непредсказуемое,   Ограничено,
2. Великодушие         - Донор,    Непредсказуемое,   Ограничено,
3. Благодарность      - Акцептор, Непредсказуемое,   Безгранично,
4. Достоинство         - Донор,    Непредсказуемое,   Безгранично,
5. Щедрость         - Акцептор, Детерминированное, Безгранично,
6. Счастье         - Донор,    Детерминированное, Ограничено,
7. Спокойствие         - Акцептор, Детерминированное, Ограничено,
8. Уверенность         - Донор,    Детерминированное, Безгранично,
Куб настроев может быть дополнен кубом негативных черт характера, через противопоставления. Куб настроев характеризуется духом: Активатор, Утешитель, Стражник и Монстр, которые выводятся из признаков Истинности и Опасности.

КУБ ФУНКЦИЙ ИЗ СОЦИОНИКИ (14):
1. Базовая,
2. Творческая,
3. Ролевая,      
4. Болевая,         
5. Внушаемая,
6. Активационная,
7. Наблюдательная,
8. Демонстративная,

Гиперкуб функций характеризуется аспектами: Логика, Этика, Интуиция и Сенсорика.
Этот куб пока не сопоставлен с прочими кубами, ввиду отсутствия чётких определений.

ГИПЕРКУБ ДУШЕВНЫХ РАССТРОЙСТВ (15):
Расстройства мужские агрессивные, женские пассивные(страх):
1. Скука         - Безадресное,   Духовное,    Избыток,
2. Досада         - Адресное,    Духовное,    Избыток,
3. Зависть      - Безадресное,   Духовное,    Нехватка,
4. Унижение      - Адресное,    Духовное,      Нехватка,
5. Расточительность   - Безадресное,   Материальное,    Нехватка,
6. Ревность      - Адресное,    Материальное,    Избыток,
7. Отчаяние      - Безадресное,   Материальное,    Избыток,
8. Гнев         - Адресное,    Материальное,    Нехватка,

Расстройства мужские пассивные(страх), женские агрессивные (16):
1. Апатия      - Безадресное,   Духовное,    Избыток,
2. Стыд      - Адресное,   Духовное,    Избыток,
3. Обида      - Безадресное,   Духовное,    Нехватка,
4. Спесь      - Адресное,    Духовное,    Нехватка,
5. Скупость   - Безадресное,   Материальное,    Нехватка,
6. Печаль      - Адресное,   Материальное,    Избыток,
7. Вина      - Безадресное,   Материальное,    Избыток,
8. Тревога   - Адресное,    Материальное,    Нехватка,


ГИПЕРКУБ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
Психологические типы (мужские активные) (17):
1. Маниакальность    - Телесное,    Непредсказуемое,    Вариативное,
2. Экстраверсия   - Умственное,    Непредсказуемое,    Вариативное,
3. Маскулинность   - Телесное,    Непредсказуемое,    Консервативное,
4. Униженность      - Умственное,    Непредсказуемое,    Консервативное,
5. Расточительность   - Телесное,    Детерминированное,    Консервативное,
6. Истероидность   - Умственное,   Детерминированное,    Вариативное,
7. Ригидность      - Телесное,    Детерминированное,    Вариативное,
8. Импульсивность   - Умственное,    Детерминированное,    Консервативное,

Психологические типы (женские активные) (18):
1. Депрессивность   - Телесное,    Непредсказуемое,    Вариативное,
2. Интроверсия      - Умственное,    Непредсказуемое,    Вариативное,
3. Феминность      - Телесное,    Непредсказуемое,    Консервативное,
4. Спесь         - Умственное,    Непредсказуемое,    Консервативное,
5. Скупость      - Телесное,    Детерминированное,    Консервативное,
6. Ипохондрия      - Умственное,    Детерминированное,    Вариативное,
7. Шизоидность      - Телесное,    Детерминированное,    Вариативное,
8. Психастеничность   - Умственное,    Детерминированное,    Консервативное,


ГИПЕРКУБ ОСНОВНЫХ ГРЕХОВ И ДОБРОДЕТЕЛЕЙ ИЗ ПРАВОСЛАВИЯ (19, 20):
1. Уныние,         Трезвение,
2. Чревоугодие,      Воздержание,
3. Любодеяние,      Целомудрие,
4. Гордость,       Любовь,
5. Сребролюбие,    Нестяжание,
6. Печаль,       Блаженный плачь,
7. Тщеславие,       Смирение,
8. Гнев,         Кротость,

Выделить факторы, определяющие грехи и добродетели на сегодняшний день мешает отсутствие чётких и однозначных определений. Однако интуитивно прослеживается взаимосвязь грехов и расстройств, добродетелей и ценностей.


ГИПЕРКУБ-ШКАЛА НАКАЛА СТРАСТИ ПО ЭМОЦИИ И ИНФОРМАЦИИ (21, 22):
1. Любовь,         Интерес,
2. Обожание,      Хотение,   
3. Симпатия,      Желание,   
4. Потребность,      Вожделение,   
5. Зависимость,      Насыщение,   
6. Необходимость,   Сытость,      
7. Рабство,      Пресыщенность,
8. Ненависть,      Отвращение,

Стоит обратить внимание на то, что максимумы и минимумы на шкалах эмоции и информации распределены по гармоническому закону, как косинус и синус.


 
КВАДРАТЫ МОТИВОВ ДЕЛ И ПОСТУПКОВ (23, 24):
ТЕЛО,   Премудрость,    Страх,       Благочестие,   Сострадательность,
ДУША,   Красота,       Идея,       Мелодия,       Сюжет,
РАЗУМ,   Сочетание,    Синтез,       Отбор,       Анализ,
ДУХ,      Долг,       Достоинство,   Честь,       Ответственность,


ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ТЕЛА И ХАРАКТЕРА (25, 26):
1. Резкость,   Выдержка,
2. Сила,      Скорость,      
3. Плавность,   Романтика,
4. Гибкость,   Прагматика,
5. Ловкость,   Повествование,
6. Пластика,   Интрига,
7. Грация,      Эстетика,
8. Меткость,   Аккуратность,


ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ДУШИ И ХАРАКТЕРА (27, 28):
1. Прощение,      Вспыльчивость,   
2. Преображение,   Сдержанность,   
3. Покаяние,       Смелость,      
4. Трепет,         Осторожность,   
5. Уважение,       Справедливость,   
6. Снисхождение,   Милостивость,   
7. Сочувствие,       Контроль,
8. Мудрость,      Доверие,   

ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ РАЗУМА И ХАРАКТЕРА (29, 30):
1. Наблюдательность,      Молчаливость,      
2. Лаконичность,      Разговорчивость,
3. Находчивость,      Рассудительность,
4. Решительность,      Спонтанность,      
5. Воображение,         Твёрдость,         
6. Талант,            Гибкость,         
7. Сообразительность,   Уступчивость,      
8. Методичность,      Настойчивость,      


ГИПЕРКУБ КАЧЕСТВ ДУХА И ХАРАКТЕРА (31, 32):
1. Постоянство,      Компромисс,      
2. Отчётность,      Сомнительность,
3. Обязательность,   Гарантия,      
4. Надёжность,      Простота,      
5. Скромность,      Сложность,      
6. Честность,      Строгость,      
7. Чистота,      Дружелюбность,   
8. Верность,      Принципиальность,


 
КУБ ТИПОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (33):
1. Живопись,    Статичное,   Абстрактное,   Внешнее,
2. Анимация,   Динамичное,    Абстрактное,   Внешнее,
3. Музыка,      Статичное,    Абстрактное,   Внутреннее,
4. Поэзия,      Динамичное,    Абстрактное,   Внутреннее,
5. Литература,    Статичное,   Конкретное,    Внутреннее,
6. Сценарий,    Динамичное,    Конкретное,    Внешнее,
7. Наука,      Статичное,    Конкретное,    Внешнее,
8. Дизайн,      Динамичное,    Конкретное,    Внутреннее,

КУБ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: Красота, Идея, Мелодия, Сюжет.
А ТАКЖЕ: Комфорт, Скорость, Атмосфера, Новость.


ГИПЕРКУБ ТЕХНИЧЕСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ (34, 35):
1. Администратор,   Решение,
2. Сенсор,         Восприятие,
3. Проводник,      Обмен,
4. Фильтр,         Отбор,
5. Эффектор,      Воздействие,
6. Аналитик,      Классификация,
7. Сопоставитель,   Согласование,
8. Эксперт,      Воспоминание,


КУБЫ ГРУПП, ЦЕЛЕЙ И ЛИДЕРОВ (36, 37, 38):
1. Класс,      Обучение,      Учитель,
2. Семья,      Воспитание,   Наставник,
3. Контора,   Работа,      Начальник,
4. Команда,   Достижения,   Тренер,
5. Толпа,      Отдых,      Наблюдатель,
6. Клуб,       Культ,      Кумир,
7. Церковь,   Служение,      Пастырь,
8. Войско,      Победа,      Командир,

КУБ ПАДЕЖЕЙ И КУБ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Это наиболее спорное решение. В качестве дополнений я выбрал устаревший Звательный падеж из церковнославянского языка и подчинительный (матерный) падеж. Насчёт матерного падежа прошу не судить поверхностно, ибо на поле боя употребление матерных выражений существенно сокращает скорость отдачи и получения приказа, что очень важно.

Куб падежей дополним кубом логических операций (39, 40):
1. Именительный,   Соотношение,
2. Родительный,      Соответствие,
3. Дательный,      Дополнение,
4. Винительный,      Противопоставление,
5. Творительный,   Подобие,
6. Предложный,      Проецирование,
7. Звательный,       Соединение,
8. Подчинительный,   Иерархия,


ГИПЕРКУБ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ГРУПП И ИХ ЛИДЕРОВ (41, 42, 43, 44):
  ЛИДЕР:    УПРАВЛЕНЕЦ,   ГУМАНИТАРИЙ,   УЧЁНЫЙ,   ОБЩЕСТВЕННИК,
1. Семья -      Заставлять,   Стращать,      Увещевать,   Наказывать,
2. Команда -   Стимулировать,   Поощрять,      Вопрошать,   Помогать,
3. Класс -      Доказывать,   Преподносить,   Сообщать,      Развлекать,
4. Контора -   Указывать,   Обращать,      Направлять,   Вести,
5. Общество -   Настраивать,   Воодушевлять,   Критиковать,   Искушать,
6. Клуб -   Сигнализировать,   Отвлекать,   Консультировать, Добывать,
7. Церковь -   Провозглашать,   Призывать,   Благословлять,   Служить,
8. Войско –   Внушать,      Завоёвывать,   Распоряжаться,   Приказывать,

Цели воздействия лидера на группу (45):
Подчинение, Уважение, Внимание, Послушание. Стоит обратить внимание на диагональный сдвиг целей при переходе к другой разновидности группы.

  ЛИДЕР:    УПРАВЛЕНЕЦ,   ГУМАНИТАРИЙ,   УЧЁНЫЙ,      ОБЩЕСТВЕННИК,
1. Семья,      Подчинение,   Уважение,   Внимание,      Послушание,
2. Команда,   Послушание,   Подчинение, Уважение,   Внимание,
3. Класс,      Внимание,      Послушание, Подчинение,   Уважение,
4. Контора,   Уважение,      Внимание,   Послушание,   Подчинение,
5. Общество,   Подчинение,   Уважение,   Внимание,      Послушание,
6. Толпа,      Послушание,   Подчинение, Уважение,   Внимание,
7. Церковь,   Внимание,      Послушание, Подчинение,   Уважение,
8. Войско,      Уважение,      Внимание,   Послушание,   Подчинение,


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБЩЕНИЕ, МЫШЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО,
Следует отметить, что для деятельности характерно развитие в масштабе и во времени, также деятельность характеризуется участниками и имеет результирующую оценку. Это отражено в соответствующих таблицах.

КУБ МАСШТАБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (46):
1. Компания,      
2. Коллектив,
3. Фирма,         
4. Сообщество,
5. Производство,   
6. Организация,
7. Предприятие,   
8. Корпорация,


КУБ УЧАСТНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (47):
1. Заказчик,   
2. Исполнитель,
3. Сотрудник,   
4. Коллега,
5. Начальник,   
6. Подчинённый,
7. Спонсор,   
8. Благотворитель,

 
ГИПЕРКУБ ОЦЕНКИ РАБОТЫ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ (48, 49):
1. Эффект,      Шанс,
2. Достижение,   Обстоятельства,
3. Результат,   Ситуация,
4. Польза,      Потенциал,
5. Ценность,   Запас,
6. Качество,   Ресурс,
7. Рекорд,      Условия,
8. Рейтинг,   Возможность,


ГИПЕРКУБ ЭТАПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (50, 51, 52, 53):
1. Цель,      Проблема,      Вопрос,      Задача,
2. Труд,       Работа,      Дело,      Занятие,
3. Эксперимент,   Испытание,   Практика,    Исследование,
4. Упражнение,   Тренировка,   Задание,      Урок,
5. Находка,   Приём,      Средство,    Способ,
6. Умение,      Опыт,      Навык,       Знание,
7. Заработок,   Плата,      Награда,      Премия,
8. Доход,      Выручка,      Приз,      Прибыль,


Общение характеризуется участниками и формой.

ГИПЕРКУБ УЧАСТНИКОВ ОТНОШЕНИЙ (54, 55):
1. Друг,      Враг,
2. Брат,      Сестра,
3. Жена,      Муж,
4. Родитель,   Ребёнок,
5. Сотрудник,   Конкурент,
6. Союзник,   Соперник,
7. Товарищ,   Противник,
8. Гражданин,   Иностранец,


ГИПЕРКУБ ФОРМ ОБЩЕНИЯ (56, 57):
1. Монолог,   Диалог,
2. Сообщение,   Общение,
3. Доклад,      Совещание,
4. Речь,      Собрание,
5. Выступление,   Переговоры,   
6. Весть,      Беседа,
7. Извещение,   Разговор,
8. Рапорт,      Консультация,


 
КВАДРАТЫ ЭТАПОВ ТВОРЧЕСТВА (58, 59):
1. Замысел,   Образ,      Фигура,      Мотив,
2. План,      Проект,      Набросок,      Напев,
3. Модель,    Прототип,      Образец,      Мелодия,
4. Изделие,   Продукт,      Творение,      Произведение,

ГИПЕРКУБ РАЗВИТИЯ МЫСЛИ (60, 61, 62, 63):
1. Предмет,    Содержание,   Тема,      Вопрос,
2. Подозрение, Гипотеза,      Догадка,      Предположение,
3. Идея,       Мысль,      Понятие,      Концепция,
4. Аксиома,    Лемма,      Теорема,      Утверждение,
5. Факт,       Аргумент,      Довод,       Тезис,
6. Обсуждение,   Спор,       Диспут,      Анализ,
7. Сравнение,   Сопоставление,   Аналогия,      Сходство,
8. Вывод,       Заключение,   Резюме,      Итог,

КУБ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВИЙ (64):
1. Сущность,
2. Толк,
3. Благо,
4. Дар,
5. Выгода,
6. Значение,
7. Помощь,
8. Смысл,

ГИПЕРКУБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (65, 66):
1. Конкурс,      Поиск,
2. Отбор,         Подбор,
3. Мотивация,      Стимул,
4. Обучение,      Воспитание,
5. Препятствие,      Тренажёр,
6. Преодоление,      Изучение,
7. Проверка,      Контроль,
8. Экзамен,      Испытание,

КУБ ФУНКЦИЙ УМА (67):
1. Контроль,
2. Внимание,
3. Концентрация,
4. Усидчивость,
5. Реакция,
6. Прогнозирование,
7. Планирование,
8. Память,
Можно сопоставить с кубом технических систем и кубом качеств разума. Заметно смысловое соответствие некоторых понятий, но порядок не совпадает. Это потому что эти кубы составлены на основе разных базисных кубов. Какой базис является наиболее общим – пока вопрос открытый. Нужно больше материала, чтобы определить общий базис, к которому надо привести вершины всех кубов. Для разумности характерна меньшая зависимость от объективных законов.

 
ГИПЕРКУБ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ (68, 69):
1. Вид,      Форма,
2. Образ,      Модель,
3. Свойство,    Особенность,
4. Характер,    Направление,
5. Состояние,   Величина,
6. Положение,   Значение,
7. Метод,      Функция,
8. Поведение,   Действие,
Здесь от психологических и поведенческих систем мы переходим к системам математическим и физическим.


ГИПЕРКУБ ВОЛНОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК (70, 71):
1. Ритм,      Атака,
2. Динамика,   Амплитуда,
3. Гладкость,   Плавность,
4. Хаос,      Стохастичность,
5. Цикл,      Периодичность,
6. Размер,      Длительность,
7. Прогресс,   Уникальность,
8. Структура,   Подобие,

ГИПЕРКУБ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ХАРАКТЕРИСТИК (72, 73, 74, 75):
1. Порядок,      Ряд,      План,      Справедливость,
2. Действие,      Дело,   Деятельность,   Действительность,
3. Гармония,      Право,   Равноправие,   Полноправие,
4. Хаос,         Случай,   Прецедент,   Возможность,
5. Предел,       Норма,   Граница,      Равенство,      
6. Степень,      Мера,   Уровень,      Достоинство,
7. Развитие,      Воля,   Совершенство,   Независимость,
8. Организация,      Уклад,   Закон,      Законность,


ГИПЕРКУБ ХАРАКТЕРОВ СОБЫТИЯ (76, 77):
1. Побочное,    Целевое,
2. Частное,    Общее,
3. Случайное,    Закономерное,
4. Исключение,    Правило,
5. Отсутствие,    Наличие,
6. Редкое,    Частое,
7. Прерывистое,   Постоянное,
8. Локальное,   Глобальное,


КВАДРАТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (78, 79):
1. Переменная,   Вектор,      Матрица,   Тензор,
2. Сложение,   Умножение,   Степень,   Факториал,
3. Вычитание,   Деление,      Логарифм,   Инфолиофакториал,
4. Производная,   Интеграл,      Гамма,   Оператор,

 
КВАДРАТЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ (80, 81):
1. Точка,      Линия,      Площадь,      Объём,
2. Координата,   Ось,         Плоскость,   Пространство,
3. Отметка,   Касательная,   Нормаль,      Проекция,
4. Длина,      Ширина,      Глубина,      Высота,


ГИПЕРКУБ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (82, 83):
1. Синус,      Косинус,
2. Тангенс,   Котангенс,
3. Арксинус,   Арккосинус,
4. Арктангенс,   Арккотангенс,
5. Секанс,      Косеканс,
6. Версинус,   Коверсинус,
7. Гаверсинус,   Гаверкосинус,
8. Эксеканс,   Экскосеканс,


КУБ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ЧИСЕЛ (84):
1. Натуральные,
2. Действительные,
3. Рациональные,
4. Иррациональные,
5. Трансцендентные,
6. Комплексные,
7. Кватернионы,
8. Пространственные,
Этот куб относится не к комбинаторно смысловой группе, а к понятийной группе. Смотри теорему об исключениях.


ГИПЕРКУБ РИСОВАНИЯ И ПИСЬМА (85, 86, 87, 88):
1. Перо,      Кисть,   Лист,   Холст,
2. Ручка,      Карандаш,   Тетрадь,   Полотно,
3. Краска,      Грифель,   Бумага,   Ткань,
4. Помарка,   Клякса,   Описка,   Ошибка,
5. Замазка,   Ластик,   След,   Исправление,
6. Отметка,   Черта,   Заметка,   Набросок,
7. Линейка,   Циркуль,   Отрезок,   Окружность,
8. Лекало,      Трафарет,   Кривая,   Фигура,


ГИПЕРКУБ ПРОФЕССИЙ ИСКУСТВА И РЕМЕСЛА (89, 90):
1. Писец,      Наборщик,
2. Писатель,   Литератор,
3. Художник,   Маляр,
4. Инженер,   Чертёжник,
5. Гравёр,      Резчик,
6. Скульптор,   Каменщик,
7. Кузнец,      Штамповщик,
8. Стеклодув,   Стекольщик,


Пока так. Работа продолжается…

 
ЛИТЕРАТУРА
1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь».
2. Архимандрит Платон (Игумнов). «Православное нравственное Богословие».
3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). «В помощь кающимся» (Избранное).
4. Лука Войно-Ясенецкий. «Дух, душа, тело».
5. Игорь Острецов. «Введение в философию ненасильственного развития».
6. Эрик Бенр. «Игры, в которые играют люди».
7. Аушра Аугустинавичюте. «Модель информационного метаболизма».
8. Михаил Эпштейн. «Четыре стороны любви».
9. Хаббард Рон. «Дианетика».
10. Картер Алан. «Программистский камень».


Рецензии
Владимир, как я поняла, прочитав статью, вами проделана огромная и очень полезная работа, например, для качественной обработки информации. Сейчас этим пока очень мало кто занимается. Сдается мне, что "Лингвисты" вообще ленивый народ на размышления, живут себе во втором измерении, хотя Мир уже подошел к четвертому. Сейчас уже думают за них много обыкновенных любителей русского языка, русского слова.
Много у Вас интересных наработок. Но остановлюсь на самом первом, потому что этими словами занималась сама, хотя и несколько в другом аспекте. По моему, следовало бы написать: длина, широта, высота, глубина и, соответственно, Жизни, Души, Духа, Мысли. Вроде бы ничего не изменилось, но так гармоничнее.
Я же разбираясь с мерностью Вселенского Пространства, пыталась прочитать некоторую информацию из слов: длина, ширина, высота. Использовала звукобуквы, как элементарные носители информации. В теории информации для вычисления ее количества давно используют понятия АЗБУКИ и СЛОВА. Слово здесь понимается как некоторое сообщение, построенное из букв.
Используя этот подход, я прочитала следующее: ДЛИНА - "даю линию", ШИРИНА - "шар иной", ВЫСОТА - "все то". Приложив это к другим источникам знания, я стала предполагать, что Вселенная это в некотором смысле Цилиндр, с нанизанными на его ось не очень плотно, а скорее даже редко космическими объектами, со всеми их атрибутами... Рано или поздно лингвистика станет на такой путь познания, когда квантом смысла будет считаться не слово, как теперь, а звукобуква. Английские ученые уже подтвердили это, найдя в мозге нейроны, соответствующие согласным звукам( носителям смысла). Вот такой попутный экскурс в мою работу с языком...
Извините за многословность, но чтобы писать коротко, надо много думать, много психической энергии, и тут как тут возрастное давление... С уважением, М. М.

Мария Мызникова   27.12.2014 02:49     Заявить о нарушении
Мария, спасибо за внимание и понимание.
То что вы пишите - очень интересно. Только не споткнитесь о слова заимствованные из других языков. То, как вы раскладываете смысл слов очень похоже на работы Михаила Задорнова. Он вычленяет из слов слоги и поясняет их смысл. Но он не первый, до него много других людей занимались такой продвинутой этимологией. Кстати эти работы вызывают у маститых филологов приступы бешенства, аж пена изо рта идёт. Можете посмотреть выступление Задорнова у Гордона. Но это не моя тема.
Что касается вашего замечания, то полностью с вами согласен. Порядок слов в таких структурах имеет большое значение. Над этим ещё надо поработать.
С уважением, Владимир.

Владимир Евгеньевич Липатов   27.12.2014 04:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.