Виновен ли переходный возраст?
(Из книги «О людях и для людей»)
Недавно в руки мне попалась одна из районных газет, в которой автор заметки «Синдром жестокости» задаёт банальный вопрос: «Куда идут подростки, забившие насмерть своего товарища?». История, конечно, тривиальная для нашего времени. Ведь приходится слышать сегодня и не такое! Не только мальчишки, но и девчонки по пустячному поводу забивают насмерть своих подружек. А то рука подростка запросто поднималась не только на своего сверстника, а на взрослого человека, причём на своих родителей. Тем паче: на бабушек и дедушек!
И вопрос-то, получается, задан вполне риторический: ведь все знают: «куда они идут…». Так что привлекла моё внимание эта заметка не столь самим фактом убийства, а тем, что автор, говоря о « синдроме жестокости », так и не даёт читателю ясного ответа: откуда же взялся этот самый «синдром»?! Хотя он и делает некоторую попытку увидеть эту первопричину в нынешней пропаганде насилия и жестокости на телевидении. Но только ли в этом первопричина? Давайте разберёмся!
Действительно, и в мои молодые годы случалось молодым парням драться, и шашлыки жарить, и на пикниках крепко выпивать, но вот только из-за куска мяса никто друг другу глотку тогда не рвал. Вот, например, автор пишет, что они- де: и красивы, и умны, и здоровы, и очень сожалеет, что мимо их ушей проходят родительские слова и педагогов о долге и товариществе, о морали и нравственности. Вот тут-то и играет, утверждает он, злую роль телевидение, пропагандирующее культ силы и культ жестокости.
Кто же спорит, что такие передачи, как: «За стеклом», «Последний герой», «Слабое звено» и другие всякие там «Окна», не лучшим образом влияют на молодёжь, воспитывая в них жёсткий эгоизм и крайний индивидуализм? Также как и вещательные программы различных «Вестей» и «Новостей», где стрельба и кровь, различные катастрофы и постоянные трагедии. В том же ряду стоят и американизированные наши телефильмы. Но, если даже всё телевидение перевести только на показ одних, казалось бы «безобидных», «мыльных опер», то и это станет самым настоящим путём к деградации и притупления нашего сознания и адекватного восприятия действительности. Когда реальная жизнь у нас становится ещё более жестокой и страшной, особенно при Чубайсе, «вырубающего» свет и тепло в детских садах и яслях, в больницах, в жилых домах, даже в Сибири и Приморье! Оглянись окрест себя, дорогой читатель, разве жить тебе не стало страшно?
Разве не безжалостным стало само государство, выбрасывающее старых людей к мусорным бакам, добывающих там своё пропитание, разве не безжалостна страна, в которой миллион, если не больше, беспризорных детей? В стране тысячи и тысячи безработных, а после окончания средней школы, что же ждёт молодого человека, даже после института или техникума? Бесконечный поиск работы, бесправный КЗОТ, невыносимо высокая квартплата, проданная в частные руки заводы и земля? А тут ещё больные и старые родители, у которых государство отняло достойную пенсию и обеспеченную старость, как и вклады в сберкассах?
Вот в этом-то и кроется весь «синдром жестокости», нынешней психической неустойчивости и ненормальной агрессии молодых. Вспоминаю свою молодость, к примеру, середину шестидесятых годов уже прошлого века. Не так уж я стар сегодня. С работой, правда, тогда было тоже всякое и непросто. Но не по тому, что закрывались или банкротились предприятия. Просто две средние школы на Косой Горе каждую весну выпускали сотни юношей и девушек, которые с большой охотой шли не только в вузы и техникумы, но и в ПТУ, и в ремесленные училища, и непосредственно на заводы, где они осваивали рабочие профессии. И фильмы «Высота» или «Весна на заречной улице» для нас были не просто фильмы, а полное отражение нашей той самой счастливой жизни.
Так, в первый мой рабочий день, в механическом цехе Косогорского металлургического завода, к моему станку, а точнее к станку моего наставника Виктора Антонова, подошёл вначале комсорг цеха Олег Стрельников, а затем парторг Григорий Терентьевич Морозов, и поинтересовались: кто я такой, чем увлекаюсь, нравится ли мне будущая профессия? И я с первого же дня в цехе почувствовал к себе внимание, не почувствовал себя здесь чужим и лишним человеком. А сколько потом было у меня различных общественных поручения и мероприятий, занятий в нашей молодёжной комсомольской организации? И вряд ли теперь «Идущим вместе» суметь заменить тот самый комсомол, который учил в цехе как нужно жить в коллективе и работать, комсомол рабочей молодёжи, а не молодых функционеров, имитирующих бурную деятельность. Ведь любой оригинал всегда лучше копии, причём, довольно извращённой.
Разрушив комсомол, « демократы» разрушили саму сложившуюся систему воспитания молодёжи, убили смысл и цель нашей жизни, отравили сознание эгоизмом и индивидуализмом у многих будущих поколений. Убили самые светлые идеалы дружбы и товарищества, коллективизма. А главное что случилось – это исчезновение ощущения у нас у всех единой для нас всех Родины. Вспомните, как всё шельмовалось и делались попытки в печати принизить значение героического подвига Зои Космодемьянской, попытка переименовать город Чекалин в Лихвин, а ныне они даже пытаются, на основе романа Фадеева «Молодая гвардия», выпустить книгу комиксов?! Это чудовищно, разве это не кощунство по отношению к подвигу молодых, отдавших свои жизни за свободу нашей Родины?!
А им-то тогда было лет, как известно, не более, чем нынешним «героям» заметки «Синдром жестокости»! Да, и они тогда были тоже жестоки, но только к врагам нашей Родины – немецко-фашистским захватчикам. И это была иная, святая жестокость, и у них была великая цель – свобода своей страны, счастливая жизнь молодёжи, за которую они не пожалели свои юные жизни.
Такой ли должна быть сегодняшняя молодёжь, какой она есть сегодня у нас? Безусловно, нет. Она должна быть такой, как герои- молодогвардейцы! Она должна равняться на героев, но только не из нынешних «комиксов»! Быть такой, как Саша Чекалин, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов (которому тоже досталось от «демократов»), такой, как строители БАМа или участники освоения целины! У них была великая цель – строительство свободного и счастливого общества. А что мы строим сейчас?! Что можем предложить мы молодёжи? Обогащаться, безразлично, каким способом?! Вырывая друг у друга, и друг из друга куски мяса? Получается, что мы уже воспитали жестоких хищников в нашей жизни и в нашем сегодняшнем обществе, где уже человек человеку не товарищ, друг и брат, а человек человеку – волк?!
Этому способствуют и контрактная система труда на предприятиях, и невыплата (вовремя) зарплаты, и социальное унижение в добывании справок о доходах ниже прожиточного минимума. Разве разделение страны на бедных и богатых не жестокость в человеческом сознании, не разрушение единства общества и целостности страны, её монолитности?! А это значит, и различие в целях жизни для различных слоёв.
Армия и милиция всё более и более отдаляются от народа, как и само государство, где каждый сам по себе. И не удивительно, что мы всё более и более усваиваем американский образ жизни, где уже давно не редкость, когда ученики расстреливают в классах своих соучеников и учителей, где отчаявшийся от безысходности и жуткого одиночества человек в звериной злобе на весь мир расстреливает людей в супермаркете. И это не выдумка – советский менталитет, когда вся страна откликалась на землетрясение в Ташкенте или в Спитаке, в Молдавии или на Курилах, а ныне на наводнения в Краснодарском крае и в Приморье.
Нет, ещё жив, оказывается, наш менталитет, есть ещё дружба и товарищество, коллективизм, несмотря на всю злобность окружающего нас мира капитализма. Но молодёжь, в раскладе этой жизни, получается, слаба и беззащитна. И спаси её нам, – значит, спасти и жизнь страны!
А. Бочаров.
«Тульская правда». 2002.
Свидетельство о публикации №214122501793