Директор гл. 2

                Глава 2
 
И вот по происшествии  многих лет  я вспоминаю  свою первую встречу  с нашим   директором…   А,  если говорить на чистоту, то  откровенно говоря,  я её практически  не помню…
 Ибо, когда был  еще только  первоклассником…видно все мое  видение того момента  «зацикливалось»   на учебе, на взаимоотношениях   с ребятами класса…на  вопросах окончания занятий в школе, когда нас. «малышей» строем  выводили из класса… причем, некоторых из нас  учительница переводила через  проезжую часть на другую сторону улицы…только тогда кончалась её  «производственная» миссия, а  автотранспорт всегда останавливался, чтобы пропустить детей -  младшеклашек . Светофоров  в городе  в то время   практически не было, регулировку на оживленных перекрестках осуществляли милиционеры-регулировщики.  Но это было  где-то   там,  в  центре города…а тут,  в районе Паркентского базара ничего подобного не было,  но у знака ограничения скорости водители, не в пример нынешнему времени,  всегда снижали скорость до минимальной…я не припомню случая, когда машина сбивала кого-либо у нашей школы…разве только нашу одноклассницу Наташку Понамареву…да и то это было после шестого класса,  да  и то,  в другом месте …
И  тогда    мы  шли, а потом и расходились и   затем  снова шли, но уже   по своим домам…
А первая   же  наша встреча  с ним  произошла,   когда я  учился уже  во втором классе…тогда   в мае  1954  пришлось  выступать  в качестве  младшеклассников – первоклашек,  приветствующих  оканчивающих школу  десятиклассников-выпускников …Не знаю почему, но первоклассникам, чествовать выпускников  не доверили, Видно на это были определенные причины. И весь  «удар»  пришлось принять нам. Тогдашним  второклассникам.
Мы принесли в школу букеты цветов (предварительно нас об этом предупредили наши учителя, даже, кажется не один раз, наверно, чтобы  не забыли., чтобы вручить  их своим старшим, как тогда говорилось,  товарищам…
Всем моим одноклассникам предстояло  вручить их беззвучно  визави- выпускникам…только передать из рук в руки  в нужный  момент, по команде. А двум другим ( я  уже и не помню их имен…,) не помню уже и  кому,  предстояло   преподнести   завучам школы…с краткой ремаркой:  Это Вам : Николай Афанасьевич или Фаина Осиповна  от  учеников   2 класса…
Мне же предстояло вручить    цветы   самому   Александру Григорьевичу…я даже не знаю почему  выбор пал именно  на меня, …но так решила  наша  новая  классная учительница -  Быстрова  Вера Николаевна…кстати,  молодая и красивая женщина ( кажется она была  несколько с рыжеватыми волосами, но я этого уже не помню, сохранился в моей памяти её только бледный контур ), а   она кстати    «давала»  нам всем,   не смотря на свой молодой возраст,  как говорится,   «по мозгам» - за общее нарушение дисциплины ставила весь класс  по стойке смирно и держала нас  всех  так  этак  час-два, не давая даже пикнуть  …) видно,  из-за   что  я громко   читал стихи или более-менее  ясно, в отличие  от других «мямлей»,   произносил текст выученного урока, когда приходилось  отвечать на школьных занятиях, …возможно,  что тут была  и другая причина…(одет был всегда   в  чистую одежду, по сравнению со многими моими сверстниками…так строго и придирчиво смотрела за мной мама)…
Словом, это множество  факторов  сыграло  на меня,  именно    я должен был    сказать Александру Григорьевичу «что-то…такое »  и вручить ему  большой ( он был существенно больше, чем у  моих других одноклассников) букет цветов…несколько раз я  просил повторить не только  В.Н., но и других учителей, находящихся рядом,  какие слова я должен произнести… В тексте вручения    должны быть слова  благодарности за  хорошее руководство школы…за большую работу,       проводимую им на самом высоком рабочем уровне, за заботу  о школьниках, что-то еще о подрастающем поколении…
Словом, я многого от внезапно появившегося волнения так и не запомнил. Откровенно говоря,  мне в те годы не было известно  чувство волнения, до  сего момента  я практически не волновался, когда нужно  что-то было произносить, причем    практически в любой компании и обстановке…
Это  чувство изрядного волнения  появилось  несколько позже и часто  порою потом выражавшееся  в  сильном «мандраже», но это   проявится значительно позднее… И вот  настал   ответственный момент, после  того, когда закончилось вручение  цветов   ребятам - выпускникам школы  №55  выпуска  1954 года,   и я  -  через все  пространство:   от здания  школы  до   места, где в  среди  чуть впереди расположенных десятиклассников стоял  как могущий   дуб  Александр Григорьевич Мартыненко,изрядно выделяющийся на фоне  не совсем малорослых  старшекурсников, но он был как  глыба  среди   мелких   камешек, а  точнее как   ЩУКА  среди   множества мальков…
Пока  я дошел  до места вручения содержимого, отизрядно нахлынувшего   волнения  я  забыл  все слова, что я должен  произнести  для  А.Г.  по неоднократному «науськанью» многих учителей …мне даже   хотелось  сначала сказать  односложно и просто: «Вот  Вам  цветы, дорогой Александр Григорьевич»  от учеников   2 класса… Но став перед  Гигантом – Директором  я  начал  свою   словесную тираду, и это была большая речь, причем далеко  отличная от той на КОЮ меня настраивали мои наставники-учителя…, вдруг  «захрипшим» от волнения голосом  я  начал говорить:  «… Александр Григорьевич , мы  все  благодарны ВАМ за то, что  вы нас  УЧИЛИ…учили многому…что без ВАС  не было бы нас…»…немного спутавшись и смутившись я начал свою речь с самого начала…   я почувствовал что меня  с каким-то  повышенным  интересом  слушают и осматривают  не только десятиклассники, но  окружающие их тесным  полукольцом   пяти-шести-классники, исполняющие роль «массовки»  или  обыкновенных зевак, как  это у нас принято когда происходит более менее заметное явление, …например, сталкиваются два автомобиля и предстоит тогда выяснение отношений между  столкнувшимися  враждующими сторонами»…
Я много  говорил… говорил, ,  слишком много для такого момента, готовый уже и расплакаться... И расплакался  бы,  …  но  грозный  ДИРЕКТОР  взял  из моих  рук  букет…который  я не знал,  когда нужно его  вручать  ему…и как-то тепло, по -отечески  прижал  меня к себе,   и поставил стоять рядом  с собой, впереди строя   «виновников того события»  – выпускников школы…На дворе был     теплый,  солнечный майский  день  1954 года.
Я почувствовал некоторое  облегчение, что все это  мое   мучение, наконец,  закончилось… но вместе с тем  испытывал чувство обиды-неудовлетворительности   от «слабацской  речи»… и потом-дальше   в моей  богатой биографии  были «проколы», но это был  первый и поэтому, наверно,  самый  обидный…и  поэтому, наверно,   незабываемый  случай.
Спустя   много лет, когда я  стал  взрослым и помудревшим человеком, видевшем многое и многая, в т.ч. и  когда на мои занятия заходили   члены минвузовских комиссий ( в  числе   5 -7 человек), чтобы поприсутствовать  на моих лекциях, или  когда пришлось  вести    сообщение - доклад перед большущей аудиторией, в  более чем сотни человек, держать  экзамен перед многочисленной  комиссией и т.п. и читать лекции  в  различного размера и количества  студенческих и преподавательских аудиториях…   я стал довольно спокойно относиться  к  «своим»  и  заодно и  чужим промахам… Время... неумолимо бегущее время…   стирает словно  водяная  морская волна из памяти  ВСЕ:   и  «провалы» любые ( физические, душевные…)   и ПОБЕДЫ, или то что раньше казалось победами   и ДОСТИЖЕНИЯМИ…
Сейчас  я все больше   придерживаюсь  повествования, приписываемого  Сократу «…я не  радуюсь  победам…и не огорчаюсь сильно -    неудачам»…
Но это уже  произошло, если хотите -  случилось  после того,   когда   стал  поистине взрослым, когда прошел  через  многие  « муки ада… сквозь, как говорится,  -   огонь, воду, медные трубы…», когда   потерпел поражения  на  ряде «фронтов»:   материальном, любовном,  спортивном,  карьерном…
А тогда, в те годы   срывы,  провалы, поражения  воспринимались  подобно  мировой катастрофе…или соизмеримо ней…
Кажется, я  долго переживал конфуз  от   первого моего публичного  выступления, …но сейчас  мне кажется, что  НИКТО  сейчас и не вспомнит о моем  том конфузе… Одни  -  не заметили его , другие - забыли, а ТРЕТЬИ  - «иных уже НЕТ, а те далече…».
Словом, не стоит «зацикливаться» на    своих неудачах, горестях, проколах, провалах…Ибо  как говорил  мудрый  иудейский   царь  Соломон:   « …и это пройдет…».
Может быть,   становится  стыдно и мне  порою   за какие-то   проступки  … за не совсем  достойное поведение…за, как  говорил, КЛАССИК: «…мелкое , мелочное прошлое…». Мне  порою   кажется, что    я,  да и мои   друзья-одноклассники, однокурсники,  достигли того  состояния, что  готовы   простить  своим  «врагам»  или тем, кого они считали своими «недругами»…все их прегрешения.
Думаю, что и  я  сам   поступил также,   как   мой  первый  ДИРЕКТОР…директор  с  самой высокой буквы…ДИРЕКТОР, которого считаю,  своим   ИДЕАЛОМ… если хотите - директором-образцом…Руководитель   лучше которого я  не встречал  в уже своей богатой на события ЖИЗНИ…
А вспомнить ЕСТЬ что,  и  есть  вспомнить  о КОМ…
Я помню  многих РЕКТОРОВ     и других ответственных работников  вуза, в котором я  проработал не одно десятилетие …с некоторыми встречался, других наблюдал в формальной и не формальной обстановках, с некоторыми общался…другим пожимал только  руки, вследствие,   определенного момента…с третьими работал в бок  о бок, …слушая выступления  их на разного рода совещаниях, конференциях, планерках…  обменивался иногда мнениями в кулуарах…
Видел и многих других руководителей НИИ, производств, отделов, кафедр, в т.ч.  и многих других вузов  некогда великой страны…с одними был ближе, других наблюдал  на некотором отдалении…
Видел  и слушал  выступления  многих значимых фигур где-то по радио, отдельных - по телевидению, третьих  -  в  аудиториях, концертных и лекционных залах:   политиков, министров,  ученых, спортсменов, артистов…Где-то стоял рядом, не находя повод чтобы начать разговор…Мемуары и др. литературные  вещи   отдельных  ЛИЦ читал и не один раз…
Перечисление  всех  значимых событий (если   считать эти моменты жизни      событиями)  заняло  бы  много времени  и места…
И все-таки мне  хотелось оставить  после себя  честные  записи, а заодно  объяснения и утверждения,  почему  я так, а не иначе  оцениваю отдельных  людей и связанными с ними события…
Не могу  утверждать, что прожил   яркую и насыщенную жизнь, возможно на свете было и есть много людей  оказавшихся  в круговерти тех или иных  ИСТОРИЧЕСКИХ  вех, не могу сравнивать себя  с  ТИТАНАМИ  человечества, с людьми-гигантами  прожившими  глубокую ЖИЗНЬ, с  людьми  вписавшими   свое имя   в  Историю человеческого общества,   таких как Сократ, Колумб,   Чкалов, Гагарин… ученых Леонардо да Винчи,  Тесла,  П.иМ.Кюри,  братья Вавиловы…политиков   от  Цезаря   до Пол Пота  и даже  Путина…через Ленина, Сталина, Рузвельта…Черчилля,  де Голля,
Но все же  я  наблюдал в отличие от ИХ многие    СОБЫТИЯ  при разных углах «освещенности» и, конечно,  в другом  временном  и  пространственном интервале….
Я всегда   помню воспоминания  одного из лучших  писателей мира  нашего  честного, доброго, порядочного М.А.Шолохова: « … мне  казалось, что  все   кремлевские вожди  - какие-то особые люди, небожители,  но  при встрече  с  ними  я  поражался   их  «дремучему»  невежеству  и  невоспитанности»…
Попробуйте  переубедить  меня  сейчас, что   лицо   произносившее неоднократно  «мЫшление,  Азейбарджан », несмотря  полученную им   самую престижную в мире награду – Нобелевскую премию   является    исторически значимой  личностью? Так  себе  -  серая,    неотесанная  и весьма заурядная   мышка…или Мишка…кому как хочется…?
Мне  больше  приятны такие  лица как  Ф.Рузвельт,  Де Голль, М.Тютчер…Фидель Кастро…
Мне  не нелицеприятны  сейчас такие правители как   ЧингизХАН,   Тимурлан,  Наполеон,  Ленин, Сталин, Гитлер …БрозТито, Мао дзе дун…
Я видел  рядом, когда сидел  за ним в другом ряду,  в Политехническом,    Президента АН СССР А.П.Александрова…стоял рядом  в другие моменты  за   акад. Н.Г.Басовым, Е.П.Велиховым….
Беседовал  с    академиками..АПН Н.Ф.Талызиной,  А.Вл. Петровским ( одно время президент российской академии педагогических наук)…
Слушал в зале выступления  министра  ВСССО  В.П.Елютина,  вице-президента Ю.А.Овчинникова…Н.Ф.Краснова, И.Н.Головина, Сухаребского, А.М.Прохорова, Н.Г.Басова…
Прослушал цикл лекций  акад . В.Н.Страхова,   чл.корр. АН  СССР  В.Вл.Федынского…общался  с  учеными-геофизиками мирового уровня    В.Н.Дахновым,   А.Г. Тарховым, М.К.Полшковым  Л.,.А.Рябинкиным…В.И.Дмитриевым…А.А.Никитиным…Г.С.Вахромеевым, Г,Ф.Новиковым…Д.С.Миковым.
Работал бок о бок   с рядом незаурядных лиц, таких как, например,    мой   кафедральный шеф -   Н.Ф.Шевченко…
Но более сильного  и значимого  руководителя  и человека, как  А.Г.Мартыненко  я не встречал в  своей   « не безбедной на события» жизни… 
Не встречал   и все тут…и меня не убедить и не  с агитировать…не переубедить

( продолжение следует)


Рецензии