Разговор со взрослыми детьми... Часть 1

Старшему сыну будет в следующем году пятьдесят два года. Он достиг высоких вершин в работе, и я рад за него.
Дочери будет пятьдесят лет в следующем году. Она не достигла высоких вершин, как старший брат, но и там, где она работает, ей не плохо.
Младшему сыну будет в следующем году тридцать семь лет. Разницу между ним и старшими детьми видно! Этот младший сын достиг высочайших вершин в своём деле, и я бесконечно горжусь им.
Все они – семейные люди, имеют свои квартиры и живут в разных местах, и даже городах. Как принято было говорить раньше: «Птенцы выросли и улетели из родного гнезда».
Я остался один. Жена умерла в прошлом году. Мы с ней прожили пятьдесят лет и три месяца, успев отпраздновать Золотую свадьбу. Дети были все! Было много тостов, много хороших слов. Много было подарков…Многочисленные фото и видео остались у всех, в том числе и у меня. Всё это было. «Было, да прошло!» - слова из песни.
К чему я это написал?
Дочь прислала СМС: «Привет, папа. Прочитала твои рассуждения в скайпе и вспомнила из телевизора про детей: вырастая, они становятся похожими на нас. Воспитывая детей, начните с себя».  Это не её слова, это – из телевизора. Лично мне эта фраза не совсем понятна. Что значит «начните с себя»?
С чего я должен начать, когда родился первый ребёнок? Я и жена были студентами, когда родился первый сын. Мы по очереди бегали на занятия. Он некоторое время жил с нами в общежитии. Он был тихим, и его никогда, и никто не слышал. Он сосал грудь, подкармливался с детской кухни. Он не валялся часами мокрый и грязный. Жена в нём души не чаяла. Я тоже умел пеленать его и всегда замечал, когда нужно было это делать. Современных памперсов тогда не было.
Институт закончили, и уехали по распределению. Добились яслей. Ребёнку было полтора года. Начал говорить. С ним мы постоянно занимались. Я по вечерам рисовал ему фломастерами разных зверей, говоря, как они называются. Мы строили из кубиков дома, и он любил их разрушать. Иногда что-то хотел сделать сам. Учили держать ложку, бутылочку с чаем или кефиром. Учили не стаскивать с себя фартук, ботинки и не бегать босиком.
Детский сад. Он рос спокойным, рассудительным, но не умел себя защитить от детей. Его били всегда. Сколько я его не учил, как нужно давать сдачу, он этому так и не научился. Мягкость характера или излишняя трусость. Так было до самой школы. Вся детская литература была нами прочитана и вкус к чтению, привитый в детстве остался на всю жизнь. Забегая вперёд, скажу, что им была прочитана вся библиотека, бывшая в соседнем доме, а в девятом и десятом классах по его признанию под школьными учебниками у него лежали томики Стендаля, Золя, Флобера, Мопассана и многих других западных классиков. Он, конечно читал и Купера, и Жюля Верна и многих других. Западные классики, читаемые втайне от нас, сослужили ему плохую службу: они научили его литературе, но отучили от математики, физики и химии. Но это было в старших классах.
Когда он подрос до шестого класса, а тому времени уже была и сестра, мы стали водить их в театр, сначала в детский, потом во взрослый, и даже в оперу, летом приезжавшую в наш город.
У нас в городе был шикарный ресторан. Но днём там можно было заказать комплексный обед за рубль пятьдесят копеек. Там всё было очень красиво и торжественно. Официантки старой школы раскладывали перед детьми приборы: вилку-слева, ложку и нож – справа. Иногда была вилка для рыбы. Мы терпеливо объясняли, что и зачем и делали это много лет до их девятого и десятого класса. Есть и сервировать при необходимости стол они научились. Они более - менее владели классической музыкой и на слух могли назвать известные произведения. Были начитаны, учились хорошо, а дочь- всегда с похвальными грамотами. У них дома у каждого был свой стол и стул, полки для их книг, места в шкафу для их одежды. Мама научила дочь стирать, мыть посуду. Отпуска, начиная с первого класса и почти до конца школы мы проводили вчетвером, уезжая то в Сочи, то на Украину к матери моего отца, то в Ленинград. Показывали в музеях картины и скульптуры великих зодчих. Конечно, это была моя заслуга: всем этим был увлечён я.

На фото- это не мы, это просто фото


Рецензии