Книга вторая - часть первая - глава четвёртая
В ПРОДОЛЖЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ТЕМЫ
1
Н: Что, если бы конец цивилизации был близок? Не вспоминали бы с тоской люди то, что обычно хранят и оберегают в себе? Не нашлись бы и такие, которые даже этим, сокровеннейшим, поделятся с другими? Ведь и первый встречный тогда поймёт другого первого встречного, если они оба хоть раз в жизни испытали похожее... Может, за этой потребностью «схорониться» друг в друге – как раз напротив – для планеты откроется нечто спасительное?..
Н: Но совсем другое, если бы подобный сердечный порыв не зависел от внешних обстоятельств... тем более – от «конца света»! – Тогда бы мы, люди, сами переменились!..
Н: Хватит пугать «концом света»! Он, мол, случится, если людям, таким разным, не светит уподобиться...
Голоса мужские, женские и детские: ...уподобиться Живому Солнцу Мира!..
Мнимый контактёр (преисполнившись духовного преу-величия, говорит в камеру, к народу): Братья и сёстры! Давайте мыслить космически! («Давайте, товарищи!» – мысленно отвечают названные им братьями и сёстрами.) Поприветствуем небесные сферы! (Тихо – чёрной кошке, нежданно-негаданно попавшей в кадр.) Кисулечка моя, не мешай... (Громко, в камеру.) Сейчас у меня начнётся экстрасенсорный контакт с внеземными цивилизациями!
(Мнимый контактёр победоносно поднимает к небу руку; рука – незаметно для него, видно по привычке – сжимается в здоровенный кулак.) Е-э-э-сть контакт! (Возводит куда-то глаза... и вдруг замечает свой же, устремлённый туда же, кулачище.) Т-во-ю...
...Содрогнулись небесные сферы; звёзды, падая, чуть вдребезги о Землю не разбились, синева небес едва не сделалась тьмою кромешною; содрогнулось и всё земное...
Чёрная кошка (за секунду до того, как сгинуть нечистой силе): Ми-и-а-а-у – концерт окончен!..
2
Книга Александра Меня «Сын Человеческий» стала для меня открытием.
Тем бОльшим откровением она сделалась для меня, что до неё я не читал Евангелия. Моим первым «Евангелием» суждено было стать этой книге.
Я верил – и верить буду ещё долго – в Мессию из Назарета. В Его Божественное происхождение...
То была моему творчеству свежая струя. В одном из своих стихотворений я (считая, что Христос не просто так проповедовал отвечать на зло добром) писал:
Любовь людей к добру приводит,
И злом нельзя ответить ей!
«Всё это логично, – полагал я тогда, – а значит – просто и гениально!»
Пессимист (словно подслушав мои мысли): Слава забыл: не всё в жизни поддаётся логике!
Оптимист: Хоть я и Оптимист, но оптимисты тоже, бывает, напутствуют от всей души – да ни к селу ни к городу! Пока мне добавить нечего: с логикой я не спорю, но с тобой тоже.
Даже мои стихи о Природе – сами мысли о ней, казалось бы, прямого отношения к книге «Сын Человеческий» не имевшие, по-своему преобразились. Огонь, вода – о них стал писать как о живых существах. И что когда море неспокойно, то разыгравшейся бурей, своим поистине угрожающим девятым валом, оно выражает гнев, сколь великий, столь и отчаянный – против человека. Ведь именно человек, самонадеянно провозгласив себя «царём Природы», обескровил своё «царство»...
Айсберг: Ну, положим, человек – ВЕРШИНА Творенья. Нет, не «ЦАРЬ Природы», считающий, что имеет право многим в ней распоряжаться, – это другое. У меня, у айсберга, тоже есть вершина – в прямом смысле. Но разве она «царствует» над остальной моей частью? разве «подавляет» её? разве столь могуча по отношению к ней, чтобы без неё – если последняя начнёт таять – уцелеть?..
Пессимист (до которого донеслись слова айсберга, – опять – вослед моим мыслям): Кто считает, как думал одно время четырнадцатилетний Слава, что в Природе ВСЁ – живое? Даже то, в чём не увидишь жизни – ни биологической, ни растительной. А теперь: представим – например огонь. Многое он сжигает, обезображивает; но делает ли это с дьявольским умыслом? А если огонь, и вправду... оживёт?! КЕМ он будет тогда?!..
Оптимист: Думаешь, огонь станет тогда самим дьяволом?!.. Но это мы узнали бы наверняка, если бы всё неживое было способно оживать... Я, однако, полагаю: всё, что в конце времён оживит Творец, – оно, если раньше и обладало губительной силой, её оставит в прошлом, а силу целительную – если и такою было наделено – сохранит!
Горный ручеёк (до которого тоже всё это донеслось, – ласковым тенорочком): Ничего не имею против! Тогда огонь будет согревать, но никого не станет обжигать!.. (Эти слова обращены и к взрослым, и к детям, гуляющим возле горного ручейка.)
Айсберг: Но ничто не сделается само собой... Видите, какой я пока холодный, ледяной? (С этими словами айсберг также обратился ко взрослым и детям – от него далёким – в надежде, что сказанное будет чему и кому подхватить и до них донести.)
Океан (айсбергу): Не с тобой ли столкнулся «Титаник»?! И не во мне ли, океане, утонул?! А ведь я, Океан, такой вольный, просторный...
Гора (по которой течёт тот ручеёк, – басовито): Конечно, мистически-таинственным, почти богоподобным – «Поэтам духа[36]» – хочется парить высоко. Они духом сродни: и этим могучим «всплескам рдяной пены над бледностью морей»; и этим снегам, по-горному и голубеющим и сверкающим чистой белизной, – «снегам, зарёй одетым в пустынях высоты»... Поэты духа – они, воспарив в «лазурь Красоты»... в Вечность! – не прочь окончательно и БЕЗВОЗВРАТНО вознестись надо всем земным:
Покинь земные плены,
Воссядь среди царей!
Не мни: мы, в небе тая,
С землёй разлучены, –
Ведёт тропа святая
В заоблачные сны.
Безымянная звезда: Уж лучше бы покинуть Земле ЛЮДСКИЕ «плены»! Прийти в себя... наконец, снова свежего воздуха глотнуть своей полной грудью земной...
__________
...Так «тот самый» Мюнхаузен – необъятному миру улыбаясь, поднимается по лестнице – той бес-конечной Лестнице – в это большое небо, с неотразимой магией Музыки...
...Так Природа – одной Музыке и вторящая – да предстанет Мюнхаузену с высоты, как улыбка, во всей первозданной красоте...
...И так: Вечная Юность – да войдёт в нас, да заискрится! – В тех, кто лишь только захочет, очень-очень захочет сделать ей, единственной, –
Навстречу шаг один,
Навстречу шаг один,
Навстречу шаг один,
Один лишь только шаг [37]...
36 «Поэты духа» – стихотворение Вяч. Ив. ИвАнова.
37 Ким Рыжов (песня из фильма «Шаг навстречу»).
Свидетельство о публикации №214122500332