На фоне - 4

                ***
     Осень. В огороде весь урожай собран. Хозяева сгребают осенние листья. Небо хмурое, моросит холодный дождь. Одна радость в мире между двух заборов – хризантемы. Именно на это время подошло время цветения этим прекрасным цветам.
     Четыре огромных куста хризантем: жёлтый, сиреневый, белый и красный. А хозяйка сада видит, что я от цветов взгляд не могу отвести, спрашивает:
     - Какой из кустов краше?
     Я окинула любящим взглядом земную красоту и сказала:
     - Пятый цветок!
     - Какой?! – удивилась женщина.
     - Хозяйка, которая их вырастила…

                ***
     Поздняя осень. Иду тропинкой через пустырь. Смотреть особо не на что. Всё, что росло, цвело и пахло, загублено туманами и заморозками. Скорбные сухие бодыли торчат по обе стороны тропинки. Когда разочарование достигло высшей точки, вдруг увидела среди унылого пейзажа голубенький цветок, такой яркий, живой.
     - Да миленький же ты мой!.. Как же ты сумел сохраниться на этом кладбище ушедшего лета? Какая ж сила тебя крылышком прикрыла?..
     Говорю так, а сама осторожно продираюсь сквозь сухие бодылья к цветку поближе. Вот уже осталось метра три пройти и… открылась неожиданная разгадка. Вдруг моя «тайна» взлетела маленькой бабочкой с голубенькими крылышками. Над моей головой кружится, но не улетает. Я посмотрела на то место, где она сидела, а там, чудом сохранившийся цветок тёмно-синего дельфиниума. Единственное живое растение среди всего отжившего сухостоя. Печально вздохнув, вернулась на тропинку. Оглянулась. Голубая бабочка опять сидела на цветке.
     «Вот оно, последнее тёплое впечатление нынешней осени…»

                ***
     Я всего лишь присутствовала при разговоре родителей школьников, после родительского собрания. Люди говорили о воспитании детей на личном примере родителей, спорили, в запальчивости употребляли крепкие выражения. Молчавший папаша, которому уже было под пятьдесят лет, достал свой мобильный телефон, покопался в своих записях и показал спорщикам фотографию громадного дуба, растущего у забора скромной усадьбы его родителей. Этот дом уже много раз перестраивали, расширяли. Всё менялось, только дерево росло на прежнем месте. Его хозяева огородили невысоким штакетником. И ещё этот папаша сказал, что этот дуб четыре мужика, взявшись за руки, не смогут обхватить.
     - Ну и при чём тут дуб?..
     - При том, что его посадил мой прапрадед, уже не знаю в каком поколении я ему внуком прихожусь. В тени того дуба столько детей выросло, замучаешься считать, а память о себе оставил простой мужик-лапотник. Прокопом его звали. А люди называли то дерево – Прокошкин дуб. Там сперва, хуторок был, потом уже до размера села вырос. Стали думать, как село назвать. Люди посмотрели на тот дуб и назвали село – Прокопьевка. Так вот я и говорю: дело надо делать с добрыми помыслами, а наши дети не глупые. Они разберутся с кого пример брать…

                ***
     Лето на излёте. Уставшая стареющая трава. Казалось бы, чему радоваться? Но, вдруг среди всеобщего уныния привлекли моё внимание возвышающиеся над травостоем колючие шарики синеголовника. Как маленькие ёжики на тонких спицах. Но, что это? Ёжики цвести надумали?..
     Заинтересовавшись, подхожу ближе. Вот это диво! Каждая синяя иголочка, как почка весной вверху надтреснула и из неё выглянул беленький пятилепестковый цветок. За считанные минуты презренная колючка превратилась в прекрасный цветок. Лепестки раскрывались и открывали личики беленькие звёздочки, а посредине – чёрный стерженёк, который имеет сходство со старинной пикой с белым наконечником.
     Вот оно чудо! Я всего лишь шла в свой сад и случайно набрела на то место, где вырос синеголовник, в наших краях редкое растение… Конечно же я опоздала на садовый автобус. К остановке подошла только ко второму рейсу. Но это такая мелочь по сравнению с праздником души: - Я сегодня видела чудо! Утреннее солнышко обласкало колючий шарик и он расцвёл на радость всем, кто умеет радоваться искренней радостью, разделяя и приумножая позитивную энергетику мира.

                ***
     У моих знакомых садовый дом строили.
     В выходной день вся родня собралась на их шести сотках. Народу много, а толку мало. Ребята молодые, сила есть, умения только маловато. Даже самое простое, на козлах дрова пилить и то у них не получается. Субботний день ушёл на «подготовку кадров», как один пожилой сосед сказал. Он же и рассказал, как ещё в годы его молодости, посылали их (молодых рабочих), в какую-то глухую деревню «шефскую помощь оказать…». Нужно было к зиме здание фермы подготовить. Известное дело, ребята молодые, шутят, хохочут. Всего два мужика из всей бригады, в прошлом родом из деревенских, топор и пилу в руках держать умели. Вот они в основном и работали. Молодые же в первое время только и всего, что «принеси-подай».
     Приезжие «шефы» всё удивлялись, что женщины в этой деревне, притом уже в годах, пилой двуручной пилят, крышу латают, а местные пьяненькие мужики только мешаются. Вот эти местные женщины учили городских ребят всякому делу. А тех, кого мужики учили, вскоре назад отослали, как - неустойчивых к «зелёному змию».
     - Вот вам и «слабый пол»! А на женских плечах, да на сварливом характере – деревня держится… Одна беда – уходят старики, а молодые, вот они: веселья много, дела мало.
     - Ничего, возьмём их в оборот, научатся! Оно, знаете ли, великое дело – по пальцу стукнуть!.. Семь раз ему расскажешь, не запомнит, а стукнет…
     Ребята переглядываются, а кое-кто и на руки свои смотрит. Видать, как оно «по пальцам», уже попробовали. После обеда стук и визг инструментов из-за забора слышен, а хохота поубавилось. Всё понятно. Видать и городские ребята на что-то сгодились…
     «Будет дом стоять и в семье будет лад, коли сын, сват и брат за работой станут в ряд. Не за накрытым столом, а с пилой и с топором…» И раньше так было, да и будет, даст Бог…

                ***
      Эта река так покойна и ласкова, что я, не зная её истинного имени, пожелала назвать реку – Доченька. Не ропща и всё принимая, река несла свои размеренные воды мимо растрескавшихся красных камней, мимо высокого и плавно переходившего в равнинный берег, мимо верб и осин, упавших от старости деревьев, лаская молодую поросль лозняка. В её водах отражались белесые облака и тёмные хмурые ели, весёлый папоротник и цветущая черёмуха. Река то подмигивала солнечным лучам, то уходила в тень, пробегая мимо каменной крутизны, то журчала между камней, вспоминая своё далёкое рождение и шелест камышей, лягушечьи песни и фырканье коней на водопое.
     Всё было записано на ленте памяти реки Доченьки. Надо было только прислушаться к ровному неторопливому бегу воды, слившихся в один просторный рукав ручьёв.
     Добрая, мудрая река, неиссякаемая дорога жизни, дорога памяти, дорога надежды…

                ***
     - Не уж-то у него что-то там ловится? – спросила я у местного жителя, указывая на сидящего в лодке, посреди довольно таки широкой, хоть и мелководной реки рыбака. Речные закрайки затянуты тонким ледком, а берега укрыты глубокими снегами. Стройные ели сонно опустили тяжёлые ветки.  Даже берёзки в белых накидках сутулятся под грузом налипшего снега.
     - Не так много, как хотелось бы, но бабке на жарёху хватает. Леонидыч без рыбы не бывает. Да и то сказать: у реки жить – рекой и кормиться. Мне курочку надо кинуть в горшок… , а ему ушицы желательно похлебать, да ещё неплохо бы и остограммиться для аппетиту…
     - А хорошо-то как ему там! Красиво!.. Оба берега видать…
     - Да-а, что верно, то верно. Тишина и душе благостно. Я пробовал, не пошло у меня. Понимаешь, поясница сырости не терпит…

                ***
     Обычно, когда говорят о весне, то представляют себе сосульки, таянье снегов, ручьи, ледоход, прилёт перелётных птиц. Я же представляю себе более позднюю весну. Такую, какую я видела сегодня.
     Шла я еле приметной тропинкой, опоясывающей пригорок. Старая прошлогодняя трава ещё щетинилась и качалась на ветру, но слегка подсохшую землю уже затягивала нежная зелень свежей травки. Уже спешили по своим делам муравьи и другие мелкие букашки. На старом почерневшем пне, открыв рот, грелась ящерица. Молодые берёзки хвастались нежно-зелёными копеечными листиками, а черёмуха из всех сил торопила цвет.
     Внизу тихая речушка разлилась и ещё не скоро войдёт в свои берега. Ветерок прохладный, как мальчишка, порывами пробовал свою силу, то очищал небо, то опять затягивал мелкими клочковатыми облаками. Всё живое ждало очищающего дождя. Знали, что только после дождя природа по-настоящему обновится, зазеленеет, пойдёт в рост. А пока покинувшие зимние стойла коровы довольствовались старой травой, а чаще всего просто бесцельно брели по пригорку в поисках ещё не выросшего корма.
     Весна будила в теле земном силу роста. Постояла бы тёплая погода…

                ***


Рецензии
Поздравляем с Новым годом и счастья желаем!
Пусть Козочка в этом году принесёт побольше творческих успехов!
ИРИНА И ЛЕО

Ирина Склярова   29.12.2014 12:51     Заявить о нарушении
"Пришла коза, поглядим в её глаза". Очень надеюсь на удачу в этом году и Вам с малышом Лео желаю не болеть, громко под ёлочкой песни петь... Мира и согласия!
На Новый год читайте мои сказки (7 книг).
С уважением, Анна.

Анна Боднарук   30.12.2014 17:12   Заявить о нарушении