Мажор нашего времени

23декабря 14-го года печально отгремела последняя, 12-я серия телефильма «Мажор» и народ застыл в ожидании продолжения и оно, безусловно, будет – сценарий уже пишется и съемки, конечно же, продолжатся. Потому что, героизм нельзя пускать на самотек – его необходимо направлять в нужное, для страны, русло. Кто, как не герой, показывает ту среду и тот класс общества, на который устремлены, или должны быть устремлены все взоры. Именно герои формируют идеал, состояние и направление духа общества. Героизм всегда идеализировался обществом и служил, как путеводной звездой для других, так и печатью, незримой летописью его состояния в данную эпоху. Он, всегда был, есть и будет до тех пор, пока его не заменят: честь, долг и элементарная обязанность каждого члена общества - честно и добросовестно, а главное,  грамотно исполнять свои обязанности. Тогда и отпадет сама собой потребность в героизме, потому что, в обязанность героизма, чаще всего и входит исправление чужих ошибок и промахов, упущений и злостных намерений.

Собственно, мне, самому, очень хотелось бы знать: почему Лермонтов назвал своего Печорина героем. Для учителя литературы, тех, совсем недавних времен эпохи развитого социализма, он, скорее был нарицательным персонажем – в те времена героями были совсем другие люди. Они будоражили умы и устремления молодежи – звали в космос, на целину, строить, созидать, творить. Надо понимать, что произведение «Герой нашего времени» было тогда написано не о народе России и не для него – он был попросту безграмотен. И если разобраться правильно и глубоко – именно он и был тогда настоящим героем. Пахать деревянной сохой, чтобы прокормить, не только семерых по лавкам, но еще и двух генералов – для этого надо было быть действительно героем. Скорее, это произведение было посвящено некому первому протесту, внутри самого привилегированного общества – а это уже героизм.
Григорий Александрович Печорин, блестящий гвардеец, двадцатипятилетний прапорщик, переведенный в армию, ну, скажите – чего ему не хватало, там, в гвардии, среди блеска балов и общества дам!?

Про такое поведение, простой народ, не имеющий сил и времени к познанию глубин человеческой души всегда выражался примерно так: «Ишь чего наш-то, герой удумал!», «С жиру бесится» и т.д. Отказаться от привилегий, уехать в дальний гарнизон, чтобы там подвергать себя ежеминутной опасности – что это, как не геройство, блеск и удаль, для того времени. Как он мог еще, по-другому, проявить свое несогласие, свою неординарность, свое отличие от других. Понимая, уже там, что это все поглощается однообразием и рутиной службы, подобно тому, как быстрый и легкий бег сковывается вязкостью болота, он вынужден будет и там прибегать к неординарности, риску и героизму. Такого человека хотелось бы охарактеризовать так: «Среди неправедных, он – праведный, а среди праведных, он вынужден вести себя неправедно».

«Мажор» - своеобразная калька с «Героя нашего времени», переломный момент в жизни общества, когда старые традиции и рамки жизни требуют продолжения и новизны. Отсутствие ясности новых целей и разочарованность в старом – главный лейтмотив поведения Мажора. Тот же конь, но уже не удалой «Черкес», а дорогое авто, бывшая и настоящая дамы, некий налет усталости и разочарованности в жизни – оттого, что она перестает устраивать его, не как члена «высшего» общества, а уже, как человека. Необходимость болезненно, а порой и неумело, с «голыми» руками встраиваться в новую жизнь, с её жестокостью и новизной. Та же княжна Мери, в лице своей начальницы, за любовь которой, он борется с вульгарным драгунским капитаном, в лице своего сослуживца.

Мажор, как и Печорин, не только считает, но и ведет себя так, как будто все лучшее должно, по праву, принадлежать ему, как и само право, тоже. Потому что, он – мажор, и он пользуется этим, и по привычке, и по факту, имея деньги отца, связи и знакомства. Его стиль – это не только стиль человека, но и стиль самой жизни, в которой ценен, не сам человек, а то, чем он обладает по прихоти той же самой жизни, её причудливыми и коварными обстоятельствами и законами. И коварство этой жизни, как и любой, вообще, устоявшейся сколь-нибудь, жизни состоит в том, что она не желает меняться – ей так удобно, вольготно и привычно. Оттого, он, вроде бы и не желая того, губит все живое, где бы то ни было. Наш герой, пытаясь добиться правды, ломает устои, губит людей, которые были как то вплетены в его судьбу, не жалея себя и не ища себе выгоды – она ему не нужна, потому что она ему уже знакома.

Материальные выгоды уже принадлежали и принадлежат по праву, как мажору, но не по правде. А ему уже тесно в рамках этого права – ему уже необходимы рамки правды и закона, оттого он и не считается ни с чем. Даже, потеряв своих близких и друзей, проиграв в дуэли с бронированным стеклом, он не считает себя проигравшим и униженным – злорадная улыбка не сходит с его лица – он обнажил порок других и он не сломлен, а более того уверен в своей правоте и особенности – что это если не героизм, в обывательском смысле, от которого нормальное общество должно бежать. И еще, не менее главное! Сериал поразил меня двумя явными открытиями:

- Первое, это то, что он открыто и, пожалуй, впервые провозгласил принцип «Капиталистического реализма». Уже, не где то там на Диком Западе, с его знаменитой фразой: «Боливар двоих не вывезет!» или в чужих странах с их мафиями, принципиальными шерифами и инспекторами полиции, а у нас – дома. Показал это не ночью, в обличительных документальных фильмах, а уже, как действительность в художественной форме, приукрашенной настолько, что так, кому то захочется жить, а кто-то вынужден будет с этим смириться. Таким образом капитализм шагнул в наш дом не только экономикой и политикой, но и искусством – печалиться нам от этого вида реализма или радоваться – покажет только время.

- И второе, фильм поставил жирную точку в принципах любой борьбы, уже в нашем обществе. Провозгласил открытым текстом: «Время человеческих принципов,  с их законными и незаконными правилами, дуэлями и разборками прошло! Пришло время бронированных и тонированных стекол, за которыми прячется лишь, жесткость и жестокость». Так ли это, или это все еще не так безнадежно, думаю и попытается продемонстрировать продолжение сериала «Мажор», который мы и увидим, как обещают,  будущей осенью.


                ******************

 

 


Рецензии