Мы приехали

 
Часть первая Мы приехали

Это было время, когда Германия широко распахнула двери для евреев, желающих приехать сюда. Почти каждый день прибывали группы по 10-20 человек. Большинство приезжало с Украины, кавказских республик и небольшая часть с Петербурга или Москвы.

   Их встречали, размещали по общежитиям и проводили первые инструктивные беседы. Как правило, приезжающие не знали немецкого языка, условий, в которых им придётся жить. Надо было ознакомить, научить, куда обращаться за помощью, как найти врача, оформить документы. И масса других вопросов, от которых у привычных к совковой жизни в СССР, кружилась голова! Для этого их собирали в общине и проводили информационные беседы. Я иногда участвовал в этой работе, иногда сопровождал их в различные службы, помогал, чем мог. Хотя мой немецкий желал много лучшего, но всё же лучше, чем у вновь приехавших.
  Так мы знакомились, с кем то подружились, завязывалось общение. Это было благословенное время, когда в нашу жизнь ещё не ворвался нахальный интернет, скайп и э-майл! Никто не боялся позвонить по телефону и продолжить общение. И хотя все мы получали социальную помощь в размере примерно 350 марок, никто с этим не считался, так как жажда общения перевешивала все страхи нехватки пособия для питания и других неотложных проблемах. Мы вынуждены были платить за эти разговоры до 50 марок в месяц. А ещё надо было оплатить проезд, телевизор. Это тоже составляло не менее 50 марок. А газеты, письма, разговоры с родственниками! Но ради общения с друзьями мы готовы были на любые траты.   
    Однако общение по телефону не могло заменить тягу к личным встречам. Эти встречи происходили в лучших традициях советского времени. Обильное угощения, естественно с напитками и сладким столом! Это вам не пельмени и салат оливье! Хотя и не без них. Потом, когда обжились, появилось русское телевидение, русские газеты и, когда появились компьютеры, все эти встречи и угощения сошли на нет!

   Однако с некоторыми дружба продолжается и сейчас, хотя прошло уже около 20 лет, как мы живём здесь, в центре Германии!

Часть вторая Страхи

  Но что отравляло жизнь? Это необходимость заглядывать в почтовый ящик. По пятницам немецкая почта засовывала в узкую щель почтового ящика массу всяких конвертов. В основном, это были различные рекламы и приглашения в немыслимые путешествия или Reise. Чего только не обещали! Адриатику, Лазурный берег, Ниццу и всю Турцию. А ещё всякие лотереи, в которых я якобы принимал участие и обязательно выигрывал огромные суммы. Всё это с огромными гербовыми печатями и уверениями в том, что я единственный на всю страну такой счастливчик. Правда, очень скоро обнаружилось, что подобные "выигрыши" получали все наши знакомые и соседи. И мы быстро научились бросать все эти "богатства" в мусорное ведро!
   Но были послания, которые приводили нас в ужас. Это письма от различных амтов, то есть служб. Все они были срочные, с грозными предупреждениями о необходимости обязательного и срочно исполнения. Они были тем более ужасными, что мы не могли их прочесть. Казённый и замысловатый язык, на котором они были написаны, с множеством таинственных ссылок на какие-то параграфы неведомых законов, не подавался осмысленному переводу. Приходилось прибегать к помощи более сведущих и ловких наших соотечественников. Хотя, надо отметить, что большинство из них тоже слабо владели немецким языком, а обходились полученным от бабушек идышем. Некоторые так и не освоили немецкого и пользовались этой смесью немецкого, польского и старинного еврейского. И что странно - их понимали! В большинстве своём эти письма ничего не значили! Это были предупреждения, напоминания или приглашение к разговору. Как было приятно, когда после многочасового перевода со словарём и звонками знакомым, убедиться, что нас не расстреляют и даже не повесят, а тем более не выселят из этой сытной и спокойной страны!

   Другим ужасом было что надо было идти к врачу и потеть при попытке понять, что этот врач хочет нам сказать! Но очень скоро появились русскоговорящие врачи, которые также не отрываясь смотрели в компьютер и бормотали, прочитав информацию о наших болячках. С горечью вспоминали мы нашего участкового врача Рахилью Абрамовну. Она приходила к нам домой. В грязной и промокшей обуви, с тоской и усталостью в глазах и нежно прикасалась к моей хилой груди, выслушивая хрипы и жалобы. Потом рассказывала, что внуки пошли в школу, что дети собрались уезжать в Израиль, а она не может оставить своих больных и сокрушённо качала головой, что её пациенты тоже уезжают.
 А Вы? С надеждой спрашивала она нас. Да. Мы тоже скоро уезжаем, отвечали мы и чувствовали вину перед этой усталой и некому не нужной женщиной. Но потом мы узнали, что она тоже уехала и очень довольна, так как в Израиле она была со своими детьми и снова работала врачом!

  Были ли ещё страхи в нашей новой жизни? Были, наверное! Но с годами всё утряслось. И язык мало помалу пришёл, научились читать письма, и с врачами пришло в норму. В конце концов, наши болячки- это единственное и неизменное и с ними надо тоже привыкать жить дальше!

Часть третья Кто приехал?

  Как кто приехал? Приехали евреи! Так по крайней мере было указано в их документах, которые дотошные немцы внимательно и долго изучали. Но они не знали, с кем имели дело!
 Всего на сегодняшний день в общине зарегистрировано 2500 человек. Из них примерно треть- члены семей, не являющиеся евреями. Жёны, мужья , дети, бабушки и дедушки. Ещё некоторое количество приехавших, которые никогда не были евреями, просто купившими нужные документы. Они, как правило, и не скрывают своих антипатий к евреям и сразу же порывают всякие отношения с общиной. Некоторые из страха быть выселенными, искусно прикидываются евреями. Ходят на молитвы, поют в еврейском хоре, участвуют в различных мероприятиях общины. Затем, когда опасность миновала и они убеждаются, что им никто не угрожает, никто их не собирается ловить и выселять, они смело заканчивают этот маскарад и превращаются в обычных русаков с присущими им манерами. Сдержанный антисемитизм, разрыв отношений с общиной и хождение в православные церкви, которых здесь развелось достаточно! Кстати, одной из таких церквей руководит священник Леонид, приехавший по еврейской линии и перешедший уже здесь в христианскую веру! Ну а остальные? Остальные это мы! Кто то приехал из бывшего СССР и привёз с собой принадлежность к компартии. Кто то никогда не был набожным и не собирается здесь менять свои убеждения. А кто то вдруг стал верующим, изучил иврит, ходит на все молитвы, участвует во всех мероприятиях. А этих мероприятий хватает. Возьмите все еврейские праздники, походы на кладбище, вечера,, посвящённые истории еврейского народа! Организовали еврейский хор и самозабвенно исполняют еврейские песни: Хава нагила, курите папиросы и тум балалайка! Всё это в избытке в интернете и вы можете услышать весь этот набор! А евреи ли те кто приехал? Конечно, евреи. Так их метили по паспорту, не принимали на работу, не выпускали из страны! Иногда им говорят: какие вы евреи? Иврита не знаете, молитв не читаете, с обрезанием проблемы и жёны у вас с дефектом! Что остаётся делать? Обиженно возражаем, доказываем! Но кто нас слушает, кому это нужно? Евреи, не евреи! Вам то какое дело? Социальную помощь выдают исправно, обрезан или нет, никто не спрашивает! А то, что нос у тебя , как у всех евреев, так у половины немцев такие же носы! И будь они на Невском, им бы это обязательно заявили или даже смазали!

Часть четвёртая Община

  Да община не очень! А когда евреи были довольны? На эту тему множество анекдотов! Но я доволен! Мне ничего от общины не надо! Конечно, хотелось бы, сам не знаю чего мне хотелось бы. Вот несколько лет назад мой знакомый, решил добиться правды и затеял смуту против руководства общины. Но там ребята не промах! Подали на него в суд за клевету. И суд присудил в пользу общины. Тот был вынужден заплатить порядочный штраф и судебные издержки! С тех пор тишь и гладь и божья благодать! Председатель дружины - москвич. Умный, общительный, прекрасно говорит по немецки. Добился разрешения на строительство новой синагоги. Старые, а их было три, сожгли те же немцы, но раньше! Теперь благосклонно разрешили построить новую, тем более, что участок земли пожертвовали евангелисты. Эти евангелисты очень по доброму относятся к евреям. Во время нацистов, даже пострадали за это! Деньги пожертвовали те же немцы. Город, церкви, предприниматели, просто жители города и мы, евреи, немного! И синагога была построена! На её освящение съехались все отцы города, прибыли президенты Германии и Израиля. Я даже сподобился руку пожать обеим! Но потом одного из них посадили, а другой перешёл в мир иной! Синагога очень красивая. Светлая, высокая, с витражами! Службу ведёт раввин, молодой, красивый парень. Хорошо говорит по немецки и по русски. Очень приветливый! Родом из Сибири! Никогда не думал, что в Сибири евреи ещё остались? Недавно он женился. В жёны взял чистокровную немку! Говорят она прошла гиюр и стала еврейкой! А община? А община молится каждую пятницу, субботу, иногда по понедельникам. Молодой раввин проводит занятия с желающими по основам иудаизма, проводит пышные праздники, особенно Хануку и Пурим, хоронит усопших. Выходит ежемесячная бесплатная газета. Община это дом родной, туда можно придти со своими проблемами и разрешить их. Для этого есть специальная социальная служба. Туда ходят поплакаться, прочитать очередные письма из амтов, решить бытовые проблемы и просто поговорить! Я редко сейчас хожу туда. Синагогу построили на другом конце города. Зимой сложно возвращаться в тёмное время. Вот придёт весна, обязательно пойду на молитву, встретиться с друзьями и знакомыми. И вы приезжайте. Вместе помолимся, попросим прощение, вспомним родственников, лежащих в чужой стране, которая когда то называлась Родиной, а была настоящей мачехой. Является ли Германия -Родиной? Конечно, нет. Это просто страна, просто земля, огороженная границами и населённая людьми! Дружелюбно принявшая нас, накормившая и обогревшая. За это мы благодарны этой земле! Хотя помним всё, что здесь произошло совсем недавно! Аминь!


Рецензии