Изменить жене, чтобы пришло вдохновение
Чехов советует Бунину упорно трудиться и «обязательно быть мастеровым, а не ждать всё время вдохновения».
И совсем уж неожиданный совет он даёт уважаемому им писателю Короленко:
– А Короленке надо жене изменить, обязательно, чтобы начать лучше писать. А то он чересчур благороден…
Но совет этот заочный, поскольку Короленко здесь нет. Просто Чехов изрядно развеселился от «памятника Гегелю в Самаре».
Шутит, наверное, Антон Павлович. А если не шутит?
Если верить К. Чуковскому ("Дневник Чуковского"), а ему сообщил Анненский, то Г. Успенский "говаривал Короленке:
- Вы бы хоть раз изменили жене, Владимир Галактионович, а то какой из вас романист!".
Теперь я знаю, что сказать одному знакомому поэту, который жаловался, что пишется ему весь год как-то тяжело, и ничего путного из-под пера не выходит: пусть он изменит жене и проверит таким образом совет Чехова практически – а вдруг и вправду вдохновение накатит.
Если не получится, то я не виноват – сошлюсь на авторитеты Чехова и Успенского. Классики плохого не посоветуют.
А ещё Чехов необыкновенно радовался, когда Бунин рассказал, как «наш сельский дьякон до крупинки съел как-то на именинах моего отца фунта два икры». Впоследствии эту историю Чехов положил началом своей повести «В овраге».
Два фунта зернистой икры (~800 г.) за один присест – это вам не фунт изюма скушать. Способный дьякон.
Бунину как-то Чехов говорил:
«…Писатель должен быть нищим, должен быть в таком положении, чтобы он знал, что помрёт с голоду, если не будет писать, будет потакать своей лени…Ах, как я благодарен судьбе, что был в молодости так беден!».
А иногда он говорил совсем другое:
«…Писатель должен быть баснословно богат, чтобы он мог в любую минуту отправиться в путешествие вокруг света на собственной яхте, снарядить экспедицию к истокам Нила, южному полюсу, в Тибет и Аравию, купить себе весь Кавказ или Гималаи…Писателю нужен весь мир…».
Где здесь Чехов шутит, а где не шутит – не очень понятно. Видимо, берутся обе крайности – и нищета, и богатство, как разно-полярные положения, между которыми и надо держаться писателю, не опускаясь до нищеты, и не поднимаясь к пошлой роскоши.
Жизнь, однако показала, что даже упорный ежедневный труд не гарантирует писателю безбедной жизни и спокойной старости, а богатым писателям их материальное благополучие не мешало писать талантливо при наличии литературных способностей.
22.12.2014
Свидетельство о публикации №214122601044
Сергей Журавлев 18.08.2015 15:12 Заявить о нарушении
Но ведь он и так много написал: три романа, но каких мощных!
Богатство ему не мешало. На эти средства он содержал большую семью (13 детей) и обширное имение, и не одно...В книге Полнера о Толстом есть данные о том, сколько он зарабатывал литературным трудом - сумасшедшие по тем временам деньги! Эти цифры вместе с толстовскими идеями будоражили молодую литературную поросль и на этих дрожжах и вырос Серебрянный век русской литературы.
Спасибо за посещение, Сергей!
С уважением - АдеФ.
Алессандро Де Филиппо 19.08.2015 11:01 Заявить о нарушении