Жизнь и смерть помазанного спикера

                ***

Официальное сообщение гласило: «после тяжелой и продолжительной болезни умер известный проповедник, помазанный спикер на многих христианских конференциях, епископ Верон Эш (известный также как Мар Енох). Архиепископ Верон Аш (Мар Енох) скончался в 7:16 вечера 18 января 2014 года на 45-м году жизни в Сан-Франциско, штат Калифорния». Смысл сообщения понятен – умер известный человек; затруднение вызывает разве что выражение «помазанный спикер» - честно говоря, не встречал такого выражения на русском.. «Спикер» - это еще понятно, - говорят же порой: парламентский спикер.. А вот «помазанный».. Такой глагол сразу заставляет вспомнить о пятидесятниках – именно они чаще других им пользуются, имея в виду «помазание Святого Духа». Т.е., если переводить это выражение на обычный русский, то мы получим что-то вроде, - «благословленный Богом говорящий человек». Что же мы знаем о нем?
Вот его называют «архиепископом» - какой, однако, церкви? Православный, католик, быть может, лютеранин или англиканин? Сразу обращаешь внимание, что его проповеди в изобилии встречаются почему-то на харизматических сайтах, что было бы странно для «обычного» православного или католического епископа. На этих сайтах нашего героя представляют как «архиепископа Индо-Сирийской Православной Церкви Святого Фомы». Но характер его проповедей как-то плохо соответствует этому титулу. Общеизвестно, что нынешняя Индо-Сирийская Церковь относится к числу нехалкидонских (монофизитских) церквей, для епископов которой вряд ли может быть характерна «методология» Верона Эша, называющего себя также «Мар Иноком». И его литургические «восточные» одежды не должны тут смущать. Поэтому не стоит очень уж удивляться, когда встречаешь о нем следующую информацию: «Православная церковь Св. Фомы (Mar Thoma Orthodox Church) была создана бывшим пятидесятнически-харизматическим пастором Вероном Эшем, который в 1996 году присоединился к "Федерации христиан св.Фомы", в 1997 был рукоположен епископом (с именем Енох) епархии Долины Сан Хоакины, но вскоре отделился, создав собственную церковь. Эша отличает особый интерес к индийской литургии, которую он достаточно точно пытается служить. Также он предпринял путешествие в Индию, где попытался войти в литургическое общение с Независимой Сирийской (Яковитской) Церковью Малабара, общается с другими церквями индийской традиции. Кроме собственного прихода во Фресно (Калифорния) в его юрисдикцию входит еще три прихода в США, где служится упрощенная литургия (приспособленная для понимания протестантов)» [1]. О «Федерации христиан св.Фомы», в которой Верон Эш был рукоположен епископом, читаем вот что: «Христианская церковь Св. Фомы (она же "Федерация христиан св.Фомы", она же "Американская Церковь Востока", она же "Мар томистская Православная церковь за пределами Индии") была создана бывшим пастором Реформатской церкви Джозефом Вреденбургом. Рукоположенный старокатолическим епископом, он решил вспомнить истоки своего рукоположения (Вилаетт был рукоположен индийскими епископами) и объявил себя восточной церковью, признающей только первые четыре Вселенских собора. Однако восточное нехалкидонское христианство Вреденбурга достаточно сильно отличается от настоящего. Со временем взгляды Патриарха все больше менялись, и от "Джозефа Нарсаи" отделились Православная церковь Св. Фомы, Епархия Небраски, склонные к большему традиционализму. В 1994 году "Федерация христиан св.Фомы" была преобразована в "Христианскую церковь Св. Фомы", в 1997 Вреденбург рукоположил Памелу Каскив в архиепископшу с именем Марта-София, она возглавила юго-восточную епархию и Мистический Орден. Сейчас церковь выродилась в смесь христианства и восточного мистицизма. Центр находится в городе Санта-Круз в Калифорнии» [2].
Как видим, обычный сектантский набор: бывший пастор у реформатов; затем рукоположен старокатолическим епископом (!), затем «объявил себя (!) восточной церковью», затем от него отделились, затем рукоположил «архиепископшу» и т.д. Конечно, рядом с таким человеком было просто изобилие благодати, и вот именно от него благодатью напитался и Верон Эш. Тут все слишком очевидно: наш герой – самый что ни на есть харизмат (неопятидесятник). Но, чтобы убедиться в этом, необязательно ознакомиться с этими биографическими данными; более того, необязательно слушать или читать и проповеди «епископа Верона Эша», из которых его боевой харизматизм совершенно ясен и непосвященному. Чтобы убедиться в природе современной харизматии, можно просто выключить звук и не смотреть на текст; и пусть Верон Эш одет как «восточный епископ» и в какой-то степени соблюдает литургическую обрядность Индо-Сирийской Церкви; пусть бы он был одет даже как православный епископ или сам Патриарх, но.. Посмотрите на его жесты! Посмотрите на мимику его лица! Посмотрите на его телодвижения! Посмотрите, как он ходит по сцене! И вы сразу поймете, что перед вами – типичный ряженый, одетый «под восточного христианина». И это не просто клоунада – это сознательный обман! И он сам, и те, кто представляет его как «православного епископа» - знают, что лгут, но для них это мелочь. Нужно просто показать, что харизматия возможна в разных формах – что вот уже и восточные христиане полюбили «харизматическую истину» - айда все к нам! Верон Эш в своих проповедях напоминает героев некоторых американских исторических фильмов, когда человек одет как гладиатор, но весь его «имидж» выдает в нем типичного американца, но никак не жителя Древнего Рима.. Экспрессивные «эстрадные выступления» этого проповедника скорее похожи на ораторство некоторых лидеров тоталитарных режимов, чем на традиционную христианскую проповедь.. Перед нами – специфическое содержание, которое пытаются прикрыть «благопристойной» формой, чтобы не так резало глаза.. Но такое содержание все равно не скроешь никакой формой – оно видно отовсюду; и потом: а зачем вообще понадобилось «прикрывать» харизматическую сущность «восточной» внешностью? Разве православные будут прикрывать себя «харизматической» формой? Нет, потому что православным нечего скрывать и некого обманывать..  А тут – постоянная тяга к тому, чтобы выдать себя за другого, что вообще является одним из признаков сектантского сознания; постоянная тяга к фантазированию и эксперименту, чтобы собственная версия христианства не казалась столь уж невыносимо скучной. Харизматам недостаточно уже эстрадной музыки, ударных инструментов, падений на пол, животных звуков и хохота, т.к. все это рано или поздно надоедает,  – теперь подавай им восточную литургию! Но «самодельность» и антропоцентризм такого христианства все равно чересчур явственны: и мимика, и все движения этого «епископа» с головой выдают его уверенность в себе, сосредоточенность вокруг собственного «я» и собственной славы.
Вот такое христианство.. Нет, сынок, это фантастика.. И даже его смерть отозвалась той же фантастикой, тем же «ряженым духом», что и жизнь: выяснилось, что умер не просто человек, и даже не просто пастор, но – «помазанный спикер». Попробуй это понять, ведь у харизматов особенный русский язык – их «говорение на языках» окружающие так и не могут постичь, - оно искажает даже обычную речь.. Вспоминаешь слова псалма «Честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. 115, 6)». А смерть «помазанного спикера» - честна ли пред Ним? Как и жизнь..

1. http://hierarchy.religare.ru/h-aincvost-mtoc.html
2. http://hierarchy.religare.ru/h-aincvost-tcc.html


Рецензии
Да. Это, вероятно, самое болезненное. Не просто вероятно, а точно!.. Потому что говорить вроде бы о Христе, и вдруг смерть. Перед всеми. Как потом воспримут всё то, что ты писал и делал. Как фикцию? Пустую болтовню? Честный взгляд без флера экзальтаций и шума спецэффектов получился.

Алевтина Ремаркина   21.01.2023 08:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.