Основы основ учения о веществах
Мир, согласно воззрениям милетских философов, является упорядоченным соединением различных элементов или веществ, производимых первоэлементом, первоматерией. Для милетцев объяснить мир и его феномены означало просто показать, как все происходит, возникает или трансформируется из исходного вещества, как это происходит в случае с водой Фалеса, апейроном Анаксимандра или воздухом Анаксимена.
Фалес ( 640/624 — 548/545 до н. э.) - был философом и математиком. Считается основателем ионической натурфилософии и милетской (ионийской) школы, с которой начинается история всей европейской науки. Признаётся основоположником греческой философии (и науки) - он неизменно открывал списки «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности. Фалеса уже в древности называли «отцом философии».
Фалес полагал, что все рождается из воды. Все возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода. Начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания/замерзания, а также испарения. При сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.
Понятно, что для Фалеса "вода" - это совсем не то, что мы сейчас называем "Аш два О", а нечто первичное, всеобщее, обладающее рядом свойств и порождающее все остальные вещества.
Анаксимен ( 585/560 — 525/502 до н. э.), ученик Анаксимандра (610 — 547/540 до н. э.), началом всего сущего считал неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. Аниксимандр (ученик Фалеса Милетского и учитель Анаксимена), автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.), за начало всего принимал некое бесконечное, «нестареющее» [божественное] начало — апейрон. Апейрон - это то, из чего всё возникает и во что всё превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. До Аристотеля слово «апейрон» у античных мыслителей, включая Анаксимандра, выступало как прилагательное, то есть, атрибут некоего существительного. В этом представлении в понятии "апейрон" можно увидеть нечто подобное китайскому понятию "дао".
Апейрон, согласно представлениям Анаксимандра, в результате вихреобразного процесса разделяется на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого (основа дальнейших учений о "стихиях" и "качествах" - Эмпедокл, Платон, Аристотель) и т. д., взаимодействие которых порождает шарообразный космос. Противоборство стихий в возникшем космическом вихре приводит к появлению и разделению веществ.
В центре вихря оказывается «холодное» — Земля, окруженная водой и воздухом, а снаружи — огонь. Под действием огня верхние слои воздушной оболочки превращаются в твёрдую кору. Эту сферу затвердевшего аэра (воздух) начинают распирать пары кипящего земного океана. Оболочка не выдерживает и раздувается («отрывается», как указано в одном из источников). При этом она оттесняет основную массу огня за пределы нашего мира. Так возникает сфера неподвижных звёзд, а самими звёздами становятся поры (отверстия) во внешней оболочке. То есть, по Анаксимандру, звёзды это не отдельные тела, а "окошки", "дыры" ("белые дыры", как бы их сейчас назвали физики) в непрозрачных оболочках, за которыми полыхает огонь. А почему бы и нет? Если представить себе "дыру" в иное измерение. Как сейчас принято...
Анаксимандр считал, что вещи обретают свое бытие и состав на время, «в долг», а затем, по определённому закону (сам термин «закон» был им введён в употребление для описания природы и науки из общественной практики), в определенный срок, возвращают должное породившим их началам.
Анаксимандр представлял Вселенную подобной живому существу. В отличие от нестареющего времени она рождается, достигает зрелости, стареет и должна погибнуть, чтобы возродиться вновь: «…совершается гибель миров, а намного раньше их рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется по кругу всё одно и то же». Сколько потом перипетий и вариантов приобретала и продолжает приобретать эта идея древнего философа. Предположение о "живой" Земле, например...
Рассуждая о различных видах существования первоначала, Анаксимандр выдвинул идею о паритетности материальных состояний. Влажное может высохнуть, сухое — увлажниться и т.д. Противоположные состояния имеют под собой общую основу, будучи сосредоточены в неком едином, из которого они все вычленяются. Эта идея является предтечей одного из важнейших диалектических законов последующей философии — закона «единства и борьбы противоположностей». Анаксимандру приписывают также одну из первых формулировок закона сохранения материи - «из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению».
Гераклит (предположительно родился около около 540 г. до н. э.) считал, что основой мироздания является огонь: "Огонь есть начало или первоначальная материальная причина мира." "Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова". "Всё есть поток". "Во всём содержится одно". "Противоположности тождественны в своём бытие". В последствии эти идеи довольно часто встречаются в различных философских концепциях и теориях.
Учение Гераклита об огне представляется как ответ милетским философам: только роль исходного первовещества или первоэлемента отдана "огню", преобразования которого порождают любые другие вещи.
Гераклит выбрал огонь первоначалом мира, очевидно, потому, что огонь - наиболее динамичная, изменчивая из всех природных стихий. Воду, в этом подходе, можно считать одним из состояний огня. Огонь "сгущается" в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Хотя, если исходить их здравого смысла, выбор огня в качестве исходного первовещества довольно странен: "первовещество", по идее, должно быть чем-то стабильным, однозначным, постоянным и неизменным, сохраняя свои сущностные качества бесконечно. Огонь же, как всем очевидно, нестабилен и предельно изменчив, являясь символом изменчивости и процесса. Земля, на которой мы живём, по Гераклиту, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем - остыла. Это представление полностью соответствует современным теориям происхождения и эволюции Земли.
"Огонь" Гераклита по своей сути не полностью тождественен первоэлементам философов милетской школы: это не только пассивная субстанция, но и активное начало всех изменений. Мир, по Гераклиту, рассматривается как «вечно живой огонь» и «молния управляет всеми вещами». То есть огонь выступает также в качестве управляющей силы. Гераклит отмечает: «Под залог огня все вещи, и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота — имущество и [под залог] имущества — золото». То есть, имеется определённая эквивалентность между золотом и всеми товарами, но товары, при этом, не тождественны золоту, хотя и могут выступать его эквивалентами. Точно также огонь выступает эквивалентом, стандартом ценности для других вещей, но не тождественен им.
Дальнейшее развитие идей милетской школы в учении о составе вещей и элементарных сущностях, лежащих в основе устройства и развития мира, содержится в трудах Эмпедокла (ок. 490 — ок. 430 до н. э.). Эмпедокл отвергал представление о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения "стихий" в определённых пропорциях. Например, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня. Подобным образом "объяснялись" свойства всех вещей.
В основе учения Эмпедокла лежит представление о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали боги: Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие боги также являются производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно, считал Эмпедокл, эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. Подобные идеи лежат в основе некоторых древних восточных методов лечения человека.
«Корни» вещей являются «пассивными» началами. Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы — Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» — свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос — шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса — однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы: 1) акосмическая — господство и победа Любви (Сфайрос); 2) космическая — переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая — господство и победа Ненависти; 4) космическая — переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу.
Таким образом, согласно Эмпедоклу, в мире существует единство и множество, но не одновременно, как у Гераклита, а последовательно. В природе происходит циклический процесс, в котором сначала господствует Любовь, соединяющая все элементы — «корни всех вещей», а затем господствует Вражда, разъединяющая эти элементы. Когда господствует Любовь, тогда в мире воцаряется единство, качественное своеобразие отдельных элементов пропадает. Когда же господствует Вражда, появляется своеобразие материальных элементов, появляется множество. Господство Любви и господство Вражды разделяется переходными периодами.
Мировой процесс состоит из этих повторяющихся циклов. В процессе всех происходящих изменений сами элементы не возникают и не уничтожаются, они вечны.
Между прочим, Эмпедокл, задолго до Максвелла, пришёл к выводу о конечной скорости света: он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения, то есть скорость света является очень большой, но все же конечной величиной. Аристотель был против. И до 17 века многие физики разделяли мнение Аристотеля.
В дальнейшем в рассмотрение устройства мира был введён пятый элемент - эфир или пространство. Но это уже отдельная тема...
Свидетельство о публикации №214122601353