Что такое Сознание и в чем его сущность

               
   Предшественницей этой работы была дискуссия на философском форуме “Фило - софский штурм“.                Все участники дискуссии, пытались построить свою концепцию понятия “Созна -ние“ на утверждении того, что Сознание - это клетка, ген, молекула, атом, субатомная структура и их  совокупности, или  что сознание - это фиксация ощущений.                Уверен, что все эти попытки напрасны, потому, что во-первых они пытаются описать не Сознание, а его  (материальную структуру (субстанцию) не учитывая его нематериальную(психическую) сторону, причем делается это на сугубо био -физическом и биохимическом уровне - т. е делается то , что присуще и эффек -тивно при научном, а не философском подходе, во-вторых,сознание - это база данных информации, воспринятой органами восприятия и преобразованной в мозгу в электрические сигналы, скомпонованные программами (или эвристиками, или другими программными средствами) мозга в Образ - модель или совокупность               моделей (изображение, звук, запах, давление) которая фиксируется (запоми - нается) программами мозга в памяти Сознании как Ощущение.                Кроме того, в памяти фиксируются повторяющиеся сочетания Образов, а также последствия таких сочетаний, тоже фиксирующиеся программами мозга в памяти Сознания как ощущения испуга, радости, гнева, приятного или неприятного, вкусного или невкусного и т. д., при наличии которых программы мозга вклю -чают рефлекторные команды исполнительным органам.                У животных на этом функции Сознания (элементарного, а вернее, не Сознания, а совокупности Инстинктов и Рефлексов) которые происходят в низших разделах коры головного мозга, заканчиваются.                Люди, в отличие от животных, наделены Разумом - совокупностью программ, эв -ристик, других, еще не известных средств переработки информации, сосредото -ченных в высших разделах коры головного мозга и предназначенных для даль -        нейшей переработки информации : преобразования информации из ее образной формы в абстрактную (обобщенную) форму - модели, символизированные присвое -нием каждому сочетанию моделей имени - названия (понятия, а для наиболее фундаментальных - категории), запоминания таких сочетаний в особых разделах памяти Сознания для оперирования ими в процессе разумной умственной деяте -льности (вторая сигнальная система).                Кроме того, человеку присуща в связи с наличием разума способность к твор -честву - дальнейшей переработке информации конструированию путем преобразо -вания с помощью символизированных моделей и их совокупностей в новые соче - тания с помощью специальных программ Разума в процессе размышления, встраи -вания методом проб и ошибок этих сочетаний в общее полотно памяти Сознания (то что мы называем Мировоззрением)и в случае вписывания их без противоречий - запоминания их в памяти сознания под символами понятий и категорий улуч -шений,рационализаций,изобретений, открытий как средств повышения эффектив - ности в дальнейшей жизнедеятельности людей.                Все эти процессы переработки информации, происходящие непрерывно как раз и осуществляются над информацией на носителях (о которых участники дискуссии на форуме ошибочно рассуждают как о возможных сущностях Сознания) - от по -лей, элементарных частиц. атомов до генов, молекул и клеток путем передачи информации с  одних носителей на другие и обратно (это и есть суть процесса переработки информации).                Процесс Развития человека - это и есть перманентное расширение за счет ука - занных творческих процессов - как информационного полотна Сознания (Миро -воззрения), так и ассортимента управляющих программ Разума.                Движителем этих процессов (так же как и процессов развития  мозга и тела в целом является возникновение противоречия (как стимула) между объемом памяти Сознания (скорее всего - клеток мозга-носителей информации) с возрастающим объемом накопленной информации, симулирующего мозг к росту его клеточной ткани) и наоборот - незаполненность памяти Сознания (клеток мозговой ткани информацией стимулирует человека к ускорению и расширению процесса перемо -делирования, более интенсивному восприятию информации (размышлений) и уско - рению заполнения клеток памяти Сознания информацией.               
                1
   
    Конечно же, все эти процессы и элементы умственной деятельности требуют уточнения и детализации, но это уже задачи науки, а не философии.                По-моему, категория Сознание, имеет два содержательных значения, но совсем не тех, которые мои оппоненты описали в своих блогах - многостраничных и труд - нодоступных для понимания из-за неприменения основополагающей категории - информации:                1. Сознание как имя существительное(сущность) - совокупность перманентно воспринимае -мой и пополняемой на протяжении жизни информации, перерабатываемой (модели -руемой в символические модели-мыслеобразы) и систематизируемой в Уме по -средством сравнения программами и эвристиками Разума воспринятых моделей- символов с уже зафиксированными в памяти (базе данных)Сознания информацион -ными моделями-символами .                2. Сознание как деепричастие (процесс, функция) - себявидение и себяосознание - способность   через переработку информации и на основе результатов этой переработки и систематизации их ощущать себя (свой Образ, свое Я).
        Симон Вайнер .

        26 декабря 2014 г.               
 
















                2


Рецензии