Формирования экологического мировоззрения

О.Н.Мосолов, И.И.Косинова, В.А.Котюх, Е.М.Репина

Существенное воздействие на природные процессы оказывает человек в результате своей деятельности. Наряду с беспрецедентными темпами извлечения и использования накопленных биосферой миллиардами лет природных ресурсов происходит изменение, загрязнение и уничтожение неповторимых ландшафтов, часто бездумное и необоснованное.

Зависимость человечества от окружающей его природы не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась исследователями по-разному.
Экологическое образование является важнейшим фактором устойчивого развития общества. На современном этапе экологическое образование строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека и природы, стремлении к гармонизации этих отношений.
 
Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры молодежи.

Формирование экологического мировоззрения подрастающего поколения в настоящий момент можно разделить на несколько этапов:
- воспитание в семье;
-учебно-воспитательный процесс в школе;
- образование на базе центров дополнительного образования;
-экологическое воспитание на базе высших учебных заведений - формирование специалиста.

Первые представления о природе закладываются в семье и детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и т. д. В начальной школе важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”.

 В средней школе экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как окружающий мир, природоведение, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. На ступени старшей школы экологические знания обучающиеся получают в ходе более углубленного изучения таких учебных предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и др. Важно воспитать не только образованного человека, но и личность способную к защите природы.

 Недостатком современных образовательных программ является отсутствие таких основополагающих предметов как геология и экология. Первый изучался школьниками в период с 30х по 60 годы прошлого столетия. Несомненно, что знания человека о своей планете, своем доме являются основой формирования жизненной позиции, общего мировоззрения. В последние годы мы наблюдаем активизацию многих геологических процессов - извергаются вулканы, возникают цунами и тайфуны, происходят землетрясения и т.п.

 Однако у современного человека отсутствуют знания о строении родной планеты и причинах возникновения катастрофических процессов. Экологию изъяли из программы школьного обучения значительно позже. Отдельные ее элементы представлены в выше обозначенных курсах. В результате у молодого поколения отсутствует целостное представление не только о своей планете, ног и законах существования на ней различных экосистем.

 В значительной степени это удивительно и по той причине, что экологические направления в высшем образовании совершенствуются и развиваются. То есть высшая школа четко определила приоритеты современного сосуществования человека и природы.
Элементы экологического воспитания достаточно эффективно прививаются  в системе дополнительного образования, в которую входят внеклассные занятия и занятия в различных учреждениях дополнительного образования: специализированных детских  центрах, школьных кружках, музеях, на базе ВУЗов и техникумов.

 Для дополнительного образования характерна комплексность внеклассной, практической и самостоятельной работы. Обучающиеся получают и развивают знания  по Экологии, Охране окружающей среды, Природопользованию, экологии ландшафта и т.д. Школьники в виде отчетной деятельности принимают активное участие в школьных, региональный и всероссийских проектах, конкурсах и конференциях.

 
В Воронежской области ежегодно более десяти лет подряд проводится областной  конкурс социальных проектов  «Гражданин Воронежского края - гражданин России». В 2011 году в номинации «Экология» были представлены более тридцати проектов. С проектом «Экологической тропой» на конкурсе выступила команда Докучаевской СОШ (руководители Сологуб Светлана Даниловна, Насонова Валентина Александровна),  учащиеся Чигольской школы в финале конкурса представляли проект «Наш сад» (руководитель Атискова Валентина Васильевна),  ребята из МОУ Воробьевская СОШ (руководитель Колотева Валентина Петровна)  защищали проект «Пруд моего детства»


А проект «Предотвращение роста оврага на территории центральной усадьбы села» выполненный учащимися МОУ «Нововоротаевская ООШ» Нижнедевицкого района (руководитель Лопатина Любовь Алексеевна) вызвал последователей в области. Проект МОУ «Новогольеланской СОШ» Грибановского района (руководитель Ширяева Елена Викторовна), стал финалистом заочного этапа всероссийского конкурса «Я-гражданин России». Другим девственным инструментом экологического воспитания являются экологические походы и экспедиции по области совершаемые учащимися.


В ходе экспедиции  по рекам Вороне и Хопру учащиеся ОГОУ ДОД «ОЦДОГПВ»  (руководитель Сошин Сергей Николаевич) провели исследование экологического состояния рек, нанесли на карту все места захламленные человеком,  проводили экологические рейды по уборке территории. О результатах экспедиции сообщено в  управление по экологии и природопользованию Воронежской области.

 
Так педагоги области через привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества  привлекают детей в реальную практическую деятельность по разрешению  проблем экологии   силами самих учащихся.       
Задачи стоящие перед педагогическим сообществом:  привить нынешнему и последующим поколениям людей чувство любви к Природе, умение направить свой интеллект и волю на благо себе и Природе, развить способность предвосхищать и предупреждать
негативные экологические последствия собственной  деятельности.

 Решая эти задачи, педагоги тем самым закладывают  основы для решения глобальных экологических проблем. Экологическое воспитание личности школьника  является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Проблема сохранения живого на планете – неизменная спутница человеческого познания, его устремленности к прогрессу.
     Положительным моментом является привлечение к образовательному процессу молодых специалистов, студентов старших курсов ведущих вузов, имеющих кафедры экологической направленности.
В Воронежской области подавляющее большинство преподавателей экологических кружков и объединений составляют студенты, магистры и аспиранты Воронежских ВУЗов.

Подобная форма общения молодежи является весьма плодотворной. Молодые специалисты проводят выездные занятия в районных и сельских школах, организуют соревнования.
Неоценимый вклад в экологическое образование вкладывают ВУЗы.

На базе ведущих вузов страны ведется подготовка специалистов различных профилей экологического направления. За последнее десятилетие в связи со сложившейся экономической ситуацией вопрос подготовки квалифицированных специалистов в области экологии и охраны окружающей среды стал актуальным. Однако и здесь имеется ряд проблем. Экология как бы «раздергана» по ряду направлений. Неоднократно ставится вопрос, на каких факультетах и в каких ВУЗах должны обучаться специалисты экологических направлений.

 В нашем понимании  здесь возможны 2 подхода:
Первый реализован в современной системе образования, когда при каждом факультете существует либо экологическая профилизация,  либо отдельные программы по подготовке соответствующих специалистов.  Так, на географических факультетах готовят геоэкологов, на геологических -  экологов-геологов, на биологических – экологов и т.п.

Подобные направления образовательной деятельности имеются в педагогических, строительных, технологических, инженерных и других ВУЗах. Положительным фактором подобного вида подготовки является получение студентами углубленных знаний по естественнонаучным дисциплинам определенного профиля. К негативным фактором относится дифференцированность экологических знаний, отсутствие общего интегрального подхода в экологических оценках.

В результате все разрабатываемые природоохранные мероприятия страдают некоторой однобокостью и, к сожалению, могут приводить при некоторых позитивных моментах к конечным отрицательным результатам. Широко известными примерами таких глобальных экологических проектов являются строительство оросительных каналов в Средней Азии, переброс северных рек в южном направлении, строительство водохранилищ и т.д.
Как правило, решив одну экологическую задачу, мы получаем комплекс негативных последствий, ликвидация которых в стоимостном отношении в несколько раз превышает полученный положительный эффект.

Второй подход предполагает открытие экологических факультетов в классических университетах России. Это фундаментальное экологическое образование, позволяющее формировать специалиста, способного рассмотреть каждую конкретную проблему со всех позиций, начиная от глобального - планетарного до локального – объектного.

Несомненно, что подготовка таких специалистов весьма трудоемка как в методическом, так и в организационном планах, требует больших финансовых вложений. В подобной ситуации, по-видимому, необходимо поступательное формирование образовательного древа, начиная от глобального космического уровня до отдельных элементов планеты Земля.

 Специалисты подобного профиля должны быть востребованы научными учреждениями, федеральными службами, принимающими решения по конкретным природным экологическим ситуациям и техногенным катастрофам. Они, в частности, были бы весьма полезными в месте современной катастрофы на атомной станции «Фукусима – 1» в Японии.

 Получение отрывочной информации из специальных источников и из средств массовой информации свидетельствует о «отсутствии значительных экологических последствий». В то же время, опыт аварии на Чернобыльской атомной станции показывает, что подобные аварии не могут остаться незамеченными во всех компонентах среды на значительных территориях.

 В особенности это касается водных экосистем и качества морской воды. Несомненно, что методы исследований, используемых отдельными специалистами, различаются и это во многом является основой противоречивой информации и недостоверных оценок.
В магистерских программах целесообразно  вводить дисциплины биологического, экономического, социального профилей.

Это позволит создать третий вариант образовательной деятельности, при котором магистры на базе существующих образовательных программ станут специалистами в экологии.

Проведенный анализ эффективности экологического образования позволяет сделать следующие выводы:
1.При создании новых и совершенствовании существующих стандартов образования в школе следует усилить роль геологических и экологических дисциплин.
2. Система дополнительного образования  в области в блоке экологических знаний функционирует достаточно результативно, ее дальнейшее развитие будет способствовать совершенствованию мировоззрения  будущего гражданина Российской Федерации.
3.Экологические направления в высшей школе требуют дальнейшей доработки и создания единого интегрального подхода для формирования эколога, способного решать широкий спектр проблем существования человека и общества в целом.


Рецензии