Философия Спинозы критическим взглядом

    1. О единстве  знания и морали, провозглашённой в «Этике»
Знания объективны – не зависят ни от времени, ни от исследователя, нн от страны, в которой получены. Мораль же меняется со временем даже в пределах одного и того же общества и, конечно, европейцы не могут жить как папуасы и наоборот. Каждому – своё. Мораль – «законы» поведения человека в обществе. Знания – сведения, информация о мире. Таким образом, это настолько разные категории, что говорить о каком-то их единстве, на мой взгляд, неразумно.   

2. «Истинное счастье и блаженство человека состоит только в мудрости и познании истины»
     Выходит, материнское счастье – не может быть истинным. 

3. Познание приведёт людей к победе над низменными страстями
Среди тех, кто пал жертвой низменных страстей священники (вспомните о «любви» некоторых католиков к мальчикам), Президенты и министры всех рангов (воровство, коррупция, адюльтер), врачи, учёные т.д., не говоря уже о простых смертных. Страсти у многих оказываются сильнее разума. Человечество обречено на вечную борьбу с ними, как с болезнями и всем тем, что мешает сделать жизнь ещё лучше.

4. «Направить все науки к одной цели, а именно к тому, чтобы мы пришли к высшему человеческому совершенству» [1]
     Неразумность: у каждой науки своя цель: естественные науки изучают природу, социальные – человеческое общество. Специализация наук обусловлена ограниченными возможностями человека и структурной оптимизацией знаний.   

5. «Человек свободный ни о чём так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» [там же].
     Несовместимо с христианством, но верно.

6. Бог – это природа. Она есть причина самой себя, причина всего сущего, она вечна и бесконечна
Если «бог», то всё охватывающий разум и цель. Но цели то у природы как раз и нет. Она движется, как утверждал Энгельс в «Диалектике природы», по кругу. В одном краю Вселенной из «тумана» рождается звезда, но где-то в другом месте кака-то звезда  взрывается, закончив свой путь. Природа сотворила человека, но придёт время и она так же равнодушно, безжалостно и уничтожит его. Но если нет цели, то нет и бога.
24 апреля 1920 г. раввин Нью-Йорка Герберт Гольдштейн послал Эйнштейну телеграмму: «Верите ли в бога?» [там же]. Ответ учёного: «Я верю в Бога Спинозы, который обнаруживется во всеобщей гармонии всех вещей, а не в Бога, который интересуется судьбами и делами людей». Стоит ли удвляться после этого, что Эйнштейна не смущала нелепость второго постулата теории относительности, его несоответствие опытным данным. Поверивший в одну глупость, верит и во тьму других.
Тезис о вечности – одно из основополагающих положений материализма.

7. «В природе вещей нет ничего случайного»
Это так, но что-то вроде банальности. Вся наша жизнь, на каждом шагу подтверждает эту мысль. Мир квантовой механики есть мир случайностей, но не потому, что нет причин всему – просто слишком примитивны пока приборы, чтобы  их обнаружить. Эйнштейн в споре с Бором, считаю, был ближе к истине.

8. Республика наиболее созвучна природе человека.
Верная и смелая для того времени, в котором жил философ, мысль.

9. «Моя цель не плакать и не смеяться, а понимать» [там же].
Понять происходящее просто необходимо, чтобы жить достойно. Действовать же, по-видимому, Спиноза не хотел или уже не мог.

Источники информации

1. Безелянский Ю. Знаменитые писатели Запада. – М.: Эксмо, 2008. – 688 с.
                26.12.2014


Рецензии