Памяти первого секретаря

ПАМЯТИ ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ БЕЛГОРОДСКОГО ОБКОМА ПАРТИИ ТРУНОВА  МИХАИЛА ПЕТРОВИЧА.
О том, кем был Трунов и сколько он сделал для Белгородской области хорошо написано в статье "Белгородчина помнит Трунова", опубликованной в "Белгородской правде" за 28.05.2011 года. Я же лично ему обязан тем, что не залетел в зону еще по малолетке. Мой отец учился с Михаилом Петровичем Труновым в Тимирязевской Сельхозакадемии. По словам отца Трунов пошел в гору потому, что удачно женился на дочери какой то шишки. А женился он на ней, потому, что всегда и везде был дущей любой компании. Хорошо пел, играл на баяне, знал массу анекдотов, был мастером всякого рода розыгрышей… В него нельзя было не влюбиться! Даже с доярками колхозной фермы отдаленного Ровеньского района он за пять минут находил общий язык и они влюблялись в него без памяти! Он мог представиться своим и трактористу в поле, и рабочему Ржевского сахзавода, тащущему через забор мешок сахара, и забулдыге у гастранома! Про него ходило огромное количество анекдотов. Вот один из них:


ПЕРВЫЙ СЕКРЕТАРЬ БЕЛГОРОДСКОГО ОБКОМА ПАРТИИ ТРУНОВ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ СО СВИТОЙ ПОЖАЛОВАЛ НА ФЛАГМАН ГОРОДА И ОБЛАСТИ ЗАВОД «ЭНЕРГОМАШ». Ходят по цехам, говорят с рабочими.

«Сколько вы зарабатываете?» - доеДывается один из толпы заместителей к токарю – карусельщику.  «Ну, он знаток своего дела. 25 лет в нашем цеху трудится. Любую ответственную работу поручить можно - не подкачает! – впрягается за него мастер, - … Со всеми накрутками у данного специалиста в месяц иногда и 300 – 350 рублей выходит заработная плата!» 

«Вот! – радуется  партиец, - Видите как у нас в стране относятся к труду рабочего человека. Вы простой токарь, а получаете больше меня - заместителя председателя облисполкома по околовсяческим делам!» «А сколько вы имеете?» - интересуется работяга. «Мой оклад 250 рублей всего лишь!» - лыбится  зам.

«Меньше меня получаете, а в пыжиковой шапке ходите!? – резюмирует токарь, - Я себе такие вот ботиночки позволить не могу!» Вся политическая верхушка области смущена. Мастер сучит за их спинами рабочему тощий кулак. Собравшиеся ротозеи одобрительно хмыкают.

 Министры отходят от карусельного, размерами с небольшой цирк, станка и первый секретарь шепчет на ухо заместителю: «Ты куда так вырядился, идиот? Вон отсюда!»

А впереди масса торжественных мероприятий. Заму надо присутствовать, быть рядом с первым! Нельзя ударить лицом в грязь.

Он забегает в рабочую раздевалку, находит свободный шкафчик, вешает туда свое пальто и «виновницу скандала» - пыжиковую шапку. Одевает первое попавшееся тряпье поприличней и обычного «кролика» на голову. Выпуливается и пристраивается к своим.

Программа на заводе насыщенная! Из цеха в цех. Везде беседы с руководством и рабочими. Голова гудит с непривычки: там не ходи под кран попадешь, здесь под вагонетку…Шугают как обосранного! Шум, гам, суета. Стресс! Правая рука уже отваливается от бесконечных рукопожатий. Одно спасение: забежать в туалет, и пару глоточков из фляжечки!

А после мероприятия уж сам бог велел! Заваливает вся делегация в специально приготовленную заводскую столовую, с отнюдь не рабоче-крестьянским пайком на столах и официантками в коротеньких форменных юбченочках! Короче, с устатку, да обилия впечатлений, а может и еще от чего … партийный функционер забывает о своем преображении. Его, в не совсем вменяемом виде, доставляет домой служебная машина. И тут только жена обнаруживает подмену. Мужа обокрали! Да еще и в штаны насрали – сволочи! А супруг «ни тяти ни мамы» объяснить не может что случилось.

В это время на заводе кончается смена. Обнаруживается пропажа вещей, поднимается кипишь. Катят разборки… «Ну кому моё дешёвое пальтишко могло приглянуться, моя кроличья шапка?» - удивляется рабочий. А вместо них чьё то дорогущее и ПЫЖИКОВАЯ ШАПКА!! В конце концов, оставшиеся без шмоток напяливают обновы с барского плеча. А что делать? Мороз на улице!
В конце концов так и остались обновы у рабочего! Стыдно показалось заму первого секретаря Трунова идти на завод, разборки наводить! Сам сглупил: В пыжике пришел с рабочим классом общаться. А чуть какая шумиха из за шмоток и «Ограбления»– выкинул бы его Трунов из обкома с волчьм билетом! Пришлось пожертвовать вещами во имя карьеры!
В то время ведь пыжиковая шапка была показателем статуса! В свободной торговле не продавалась!
Анекдот времен развитого социализма: На 25 судьбоносном пленуме КПСС наш дорогой Леонид Ильич толкает длинную и нудную речь о достижениях. Читает по бумажке с ошибками и оговорками. У Вождя и так со вставными челюстями на присосках дикция - хер поймешь! Слово скажет, два раза соснет. Запутался, начал по второму кругу долдонить одно и то же! Наркотиков обезболивающих обожрался, глазами блымает как зомби! Жмурит сплошные без перерыва брови. Этот и умрет стоя за кафедрой. Последний из могикан!

Черненко и Андропов будут руководить страной уже из палаты реанимации. Звиздецкий репортаж по телевизору: бьющемуся в предсмертных судорогах Черненко, стоя у его кровати, докладывают о международном положении члены правительства. Такого нарочно не придумаешь! Это не страна а сумасшедший дом была!

Все терпеливо слушают уже 5й час всякую херню. Поминутно срываются на овации. Особо ретивые норовят порвать охрану и подкинуть чучело пару раз. Мол: «Заглохнешь ты когда нибудь или нет?!» Ждут, когда же наконец ( в конце концов ) придет конец. Вот речь добита. «Вопросы будут?» - спрашивает жюри.

С заднего ряда встает делегат из Урюпинска, мужик в тулупе и валенках. «Меня не интересуют надои и привесы. - говорит он, - Меня интересует куда вы дели пыжиковые шапки!» «Хорошо, товарищи, давайте сейчас сделаем небольшую передышку. - говорит председатель, - Все устали!»

 После перерыва. «И так, какие будут вопросы?» Поднимается делегат с последнего ряда. «Меня не интересуют надои и привесы. Меня даже не интересует, куда вы дели пыжиковые шапки, меня интересует куда вы друга Леву дели!?»      ( Здесь принято смеяться! )


Во времена социализма в стране все один большой дефицит было. Потому: строй такой. Деньги не главное! Товара в обороте меньше чем бабла у населения на руках и в заначках. Спецпайки, кормушки, распределители… И – главное – блат! Не важно кем работаешь и сколько получаешь. Главное с кем дружишь и где отовариваешься! Это когда ты, допустим, 300 рэ. в месяц зарабатываешь, а секретарша в обкоме 120. Однако секретутка в тамошнем буфете себе и балычка и икорочки купит за гроши. А ты, со своими кровно заработанными, будешь жрать вырванную в сумасшедших очередях «Докторскую». По 2,20 кажется. В которой пополам вода, туалетная бумага и мясо для вкуса! Так же во всем: шмотки импортные, мебель, электроника… Понятен принцип? 

Магазины и те в дефиците были, хотя и стояли с пустыми прилавками. Это нынче куча всяких на каждом шагу. А раньше на поселок в пять тысяч жителей, хорошо если один торговый центр, а то обычный универсам. Где на единой полке и химия и тряпки и скобяные изделия… Что закажут, на что повседневный спрос. Остальное в город ехать надо! А специальный магазин открыть под строительно - отделочные материалы, такое в страшном сне никому прибредиться не могло! Все выписывали с базы, со стройки. Лес, кирпич еще так сяк, остальное только по блату! И от 25 до 300 процентов сверху, в зависимости от дефицита. По блату потому, что перепродажа с целью наживы раньше называлась спекуляцией и являлась уголовно наказуемым деянием. С крутыми сроками, вплоть до расстрела – между прочим!

Обои, кафельная плитка, сантехника… Ежели б все перечисленное свободно в продаже лежало, да еще в ассортименте – рухнул бы строй! Весь уклад жизни! Как у  Райкина: «Директор базы словно простой инженер ходит!»


Вообще в описываемые времена трудно отделить быль от анекдота! В 80е годы расстреляли директора Елисеевского гастронома в Москве. Фронтовика не пожалели! Дело из разряда государственной важности. КГБ занималось. Все верхи оказались завязаны в преступную коррупционную цепочку! Сколько голов полетело. ( Прикиньте! В центре антигосударственного заговора директор гастронома. Кто он такой в наше время!? ) А корень всего - копченые мясные изделия, ровно и другие деликатесы, распространявшиеся мимо прилавка. Разве не анекдот для нынешнего времени? Подпольное распространение копченостей среди власть имущих приравняли к измене Родины, подрыву оборонной мощи страны! А само мясо к сильнодействующим наркотикам! ( Только по талонам, под надзором врача, в определенных количествах! ) Колбасу, наравне с атомными боеголовками, к стратегическому оружию приравняли! Под охрану, за колючую проволоку спрятали! За посягательство – РАССТРЕЛ!!! И если наша государственная элита сплачивалась в мафиозную цепочку для того, чтобы урвать кусок хорошо зажаренного мяса, о чем тут еще писать? По-моему ситуация ясна предельно!


Рецензии