Во что обходится США страх перед терроризмом

Архив, "Аргументы и Факты"

Когда-то из советского далёка мне казалось, что жизнь в США – сплошной праздник. Но в нынешней Америке даже в праздники (или особенно в праздники) правительство делает настойчивые предупреждения: террористы активизируются, отмените поездки, гулянье по улицам. И послушные американцы даже Рождество проводят в своих домах за плотно закрытыми дверями.
Угроза терроризма стала для Штатов доминантой. Любой теракт или попытка его совершения тут же влечёт за собой рост ассигнований на антитеррористические кампании. Федерация американских учёных (FAS) недавно закончила подсчёт военных затрат США на борьбу с терроризмом начиная с терактов 11 сентября 2001-го и по настоящее время. Сумма эта составила 1,15 трлн долл. с учётом всех факторов, в том числе и урегулирования военных конфликтов в «неблагонадёжных» странах (таких как Афганистан и Ирак), и стала своеобразным мировым рекордом, как самая накладная - после Второй мировой - война за последние 230 лет.
Бюджетное управление Конгресса эти данные ничуть не смутили. Более того, оно добавило к ним свои прогнозы, пообещав, что к 2017-му военные ассигнования в Афганистане и Ираке удвоятся, достигнув 2,4 трлн долл., а через 18 лет перешагнут за 10 трлн долл.

Кто враг №1?

Считается, что международный терроризм как явление и как проблема ведёт своё начало с сентября 1972 г. - с политического убийства израильских спортсменов на мюнхенской Олимпиаде. Общей стратегии на правительственном уровне в те годы ещё не было, поэтому пришлось налаживать координацию действий между Государственным департаментом, Министерством юстиции, Министерством обороны и ЦРУ. В результате в США возникла разветвлённая и громоздкая система федеральных структур, ответственных за борьбу с терроризмом. Одни организации подчиняются Совету национальной безопасности, другие - Совету внутренней безопасности, третьи - ЦРУ, ФБР, армейским структурам... Национальный контртеррористический центр, Комитет по антитеррору и национальной готовности, Центр по отслеживанию террористической активности, Антитеррористический центр и т. д.
Для осуществления взаимодействия между ними был создан специальный межведомственный комитет. Основным «террористом» в годы холодной войны в США
считали Советский Союз. Рейган впервые назвал борьбу с терроризмом своим главным государственным приоритетом, заявив, что социалистический лагерь во главе с СССР «развязал настоящую войну не только против США, но и против всего цивилизованного мира», что для борьбы с ним необходимо сконцентрировать «все  дипломатические, экономические, правовые, военные, разведывательные и информационные ресурсы и возможности».
С окончанием холодной войны угроза терроризма вроде бы утратила свою актуальность. Но после сентября 2001 г. взлетела на новый виток. Летопись страны будто разделилась надвое - до и после 11 сентября. И это понятно. Страшнее того, что произошло, даже трудно себе вообразить. Изменилась и политика страны в целом. Теперь уже место врага №1 прочно занял всемирный терроризм.
Сверхсекретно
Washington Post опубликовала огромную статью-проект «Top Secret America» («Сверхсекретная Америка»). Авторы повергающего в шок 17-страничного материала - «Тайный мир, разрастающийся бесконтрольно» - Дана Прист и Уильям Аркин и ещё как минимум дюжина журналистов, потративших два года на сбор, изучение и анализ сотен тысяч архивных материалов государственных организаций и частных компаний. В сопроводительной редакционной статье сообщается, что проект посвящён «колоссальному наращиванию национальной безопасности в США после терактов 11 сентября 2001 г.» и что созданная система «столь массивна и неконтролируема, что ни один человек в правительстве до конца в ней не разбирается».
Никто толком не знает, во что этот засекреченный мир обходится государству и налогоплательщикам, каков его реальный штат, сколько программ существует внутри него и сколько именно ведомств выполняет одну и ту же работу, пишут Прист и Аркин. Не назвавший себя высокопоставленный сотрудник Пентагона сообщил, что в США не существует головного ведомства, в полномочия которого входила бы обязанность координировать и направлять деятельность всех спецслужб, а потому оценить эффективность ассигнований на борьбу с терроризмом попросту невозможно.
По данным расследования, осуществлённого журналистской бригадой, 1270 государственных организаций, 1930 частных компаний и свыше 850 тысяч тайных сотрудников задействованы в борьбе с терроризмом. В Вашингтоне и его окрестностях за неполные 10 лет для сверхсекретной разведывательной работы было построено 33 комплекса зданий общей площадью 17 млн кв. футов.
А на месте психиатрической больницы Святой Елизаветы в Анакостии вырастет гигантское здание стоимостью 3,4 млрд долл. Новая штаб-квартира по борьбе с терроризмом станет крупнейшим правительственным комплексом со времён строительства Пентагона.

Страх и трепет

Взяв курс на новую стратегию безопасности, охарактеризованную Бараком Обамой как «международный порядок, основанный на сотрудничестве», Белый дом стремится вовлечь в неё и другие страны. От слов уже перешли к делу. Учения, ставшие первыми в истории России и США и получившие название Vigilant Eagle («Зоркий орёл»), только что завершились на Аляске. В них приняли участие специалисты ВВС и гражданской авиации России, США и Канады. Американская сторона уже назвала их уникальными и даже историческими. Согласно сценарию американский пассажирский самолёт, выполнявший международный рейс, был якобы захвачен террористами, после чего связь с ним оборвалась.
По тревоге в воздух поднялись американские истребители. В их сопровождении самолёт следовал в направлении Дальнего Востока, на границе был передан под контроль ВВС России и совершил посадку на её территории. Затем операция повторилась в обратном порядке, с передачей «захваченного террористами» лайнера уже американским ВВС.
Конечно же, никто не сомневается в том, что с террористами - этим страшным международным злом - нужно бороться. Но создаётся впечатление (причём не только у специалистов, но и у простых американцев, за счёт которых собственно всё это и делается), что налицо явные перегибы и переборы. Страдают не только их карманы, но и образ жизни - людям навязывают постоянный страх. Не успев перестать бояться «советской заразы», они снова испытывают ужас - теперь перед затаившимися повсюду террористами.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.