Влечёт ребят мотоклуб

 ВЛЕЧЁТ РЕБЯТ МОТОКЛУБ
(Из книги «О людях и для людей»)
   
 Для ребят из заводского спортивно-технического клуба «Искра» зима – это пора соревнований, это снежные вихри в оврагах и на бугристых  трассах, без которых они теперь и не представляют себе жизни. Вот об этом у меня  с этими мужественными парнями и состоялся разговор в  гараже-базе этого необычного и особенного клуба, что находится в гаражном кооперативе около пожарной станции у нас на Косой Горе. Вот что о своём любимом увлечении  рассказывают ребята:

«…  Удивительное чувство какое-то особое  испытываешь, – говорят они мне, – во время любых  мотогонок, любых соревнований, одновременно оно  приятное  и страшное, но, несомненно,  очень счастливое. Да такое, что даже любой мороз нам нипочём! В любую погоду мчим на пределе скоростей, и даже лицо не обмораживается у нас, а только горячей становится. А в голове остаётся лишь одна мысль – добиться победы!..».
 Действительно, насколько захватывающее это зрелище –   мотокросс, наверное, знает каждый! Волнение чувствует любой зритель, любой человек, даже не участник соревнований, даже я, на днях побывавший  среди зрителей вот на таких соревнованиях,  тоже не остался спокойным,  наблюдая за  действиями  этих мужественных и смелых молодых спортсменов,  стремительно пролетающих мимо тебя по буграм и лесным оврагам с огромной  скоростью. Сколько же здесь переживаний и эмоций! И это я говорю сейчас о своих личных переживаниях,  всего-навсего начинающего болельщика, а что же тогда  испытывает сам участник соревнований,  мотогонщик?! Сколько же адреналина он  выплёскивается в свою кровь?! Это трудно представить и передать!
 И потому я, вспомнив об этих своих чувствах и переживаниях,  сразу же с хода задаю ребятам  свой первый,  но давно  интересующий  меня вопрос:
 – Что же влечёт вас сюда, ребята, в этот ваш автомотоклуб, в этот  заваленный железками гараж и в опасный для жизни спорт?
 И на что получаю удивительный для меня ответ:
 – Именно вот эти «железки» и влекут! – и они  дружно кивают  головами, указывая на  разбросанные вокруг, прямо на бетонном полу,  автомобильные детали и на стоящие по стенам остовы  совершенно разобранных мотоциклов. Притихли они, эти мощные машины, не рычат сегодня  под крышей этого  хорошо известного всем мальчишкам в посёлке  гаража ДОСААФ,  ныне  принявшего другое имя общества –  Российского оборонного спортивно-технического, готовятся они ребятами к новым снежным трассам. Общество стало называться  РОСТО, но название сути дела не меняет, в обиходе ребята общество называют, как прежде: «ДОСААФОМ».
–  Материально-техническая база у нас неплохая! – рассказывает  далее уже вместе с ребятами и председатель этого заводского общества Николай Алексеевич Щаницын, – досталась нам  вся эта техника в наследство от заводского ДОСААФ. На сегодня у нас, так что есть три кирпичных гаража и один металлический. Металлический гараж – это для картингов. Сейчас мы его утепляем, то есть, обкладываем изнутри кирпичом. Так что ребятам есть,  где заниматься освоением, изучением и ремонтом техники, и не только техники...
В наш разговор неожиданно вступает  один из старейших членов клуба – Андрей Скворцов:
 – …С восьмого класса средней школы я занимаюсь в этом спортивно-техническом клубе. Отслужил уже в Армии. Сейчас работаю в цехе фитингов слесарем. Но в клубе продолжаю заниматься. Выступаю на всех соревнованиях…
Отслужил в Армии  и другой старейший член клуба –  Алексей Константиновский. Он тоже работает в цехе фитингов, но по другой профессии –  он чистильщик металла. И он тоже не может жить без занятия мотоспортом. Не может Алексей не выступать в соревнованиях  за свой клуб –  это его и желание, и даже долг.  Как он  может  не выступить за свой родной Косогорский металлургический завод, раз  именно в этом клубе  научили его так стремительно мчаться на мотоцикле?
  И  я задаю всем ребятам, ремонтирующим  в этот вечер в гараже своих железных коней, ещё один единственный для всех вопрос:
– А когда и какой у клуба был самый замечательный спортивный праздник, спортивный успех?
И тогда все они, дружно и  в один голос, сразу же ответили:
 – Два года подряд мы занимаем сегодня второе место в области!
 И  я вновь   повторяю  интересующий меня вопрос:
  – Какая  же дорога привела вас в этот спортивно-технический клуб, почему вы выбрали именно этот вид спорта? Именно,  мотоциклы?
 И тут, после небольшой паузы, один за всех даёт ответ именно Андрей Скворцов: «…Дорога-то, приблизительно,  в общем-то, у нас у всех одна! Любовь к технике!».
 –  По- моему, это случилось со мной  в 1987 году?! – вспоминает  далее Скворцов.  – Тогда на нашем стадионе, то есть, у нас на Косой Горе, проходило увлекательное зрелище – «Мотородео». Это было настоящее чудо. Представляете, показательные выступления мотоциклистов, причём, из  настоящего мотоклуба.  Они-то, те самые сказочные мотоциклисты,  прыгали через выстроившиеся в ряд автомобили! Вот это настоящая смелость и отвага, вот это мастерство. Я был в полном восхищении, как же мне всё это тогда понравилось! Вот тогда я и пришёл заниматься в мотоклуб.               
  Но это путь Андрея – прыгать на мотоцикле  через автомобили, быть летающим мотоциклистом, был именно его путём.  Другим  ребятам  нравится непосредственно  мотокросс, гонки, то есть, снежные трассы. И бешеная скорость на мотоциклах, а также  умение держать машину  на виражах. Но прежде всего – желание победы! Таких ребят в автомотоклубе много. Но более всего, что их роднит между собой, то это то, что все они любят копаться в моторах, стремятся разобраться в технике, хотят знать предназначение каждой гайки или  болта в мотоцикле! Их завораживает чудо рождения из запчастей надёжного и быстрого железного коня!
Для ремонта машин и мотоциклов у них есть всё: есть токарный, сверлильный и заточные станки. Я вижу, что по стенам расположены стеллажи с многими запасными частями. Они тесно заполнены.  И всё-таки, спрашиваю: «…Запчастей-то  хватает?».
 – Запчастей, увы, маловато! – однако, тоже лукаво сетуют ребята. – Да и техника у нас, на сегодняшний день, к сожалению, слабовата! Только «Чезеты»! А  многих другие клубы в Туле сегодня  оснащены только японской  техникой, более мощной! Она лучше, чем у нас! Она обладает большей скоростью и надёжностью. Да и инструмента бы нам больше иметь  не мешало бы! Вот, посмотрите на эти тиски, губки в них отскочили...
  Да, действительно, отскочили!  Приобретать, оказывается, не только запчасти, но и новое оборудование необходимо. И к шефам-заводчанам  за помощью обращаться тоже нужно. Но и за имеющимся оборудованием и техникой, конечно, и здесь более тщательно и бережней относиться необходимо. За токарным станком, например, нужен более бережный уход. Маслом нужно станину вовремя смазывать, о то весь станок  пылью зарос. Весь он в штукатурной пыли, что со стены соскочила, в которой, кое-как, едва  заделан пролом.
 – Да это к нам воры забрались, – оправдываются ребята, –  стену это они проломили. Ещё весной! Стену  они  разобрали и  мотоциклы  угнали. Их потом едва нашли! А если, по правде сказать, то основательный ремонт нашим гаражам, конечно, давно нужен…
  И в самое ближайшее время, хочется добавить. И в первую очередь нужно крышу поправить, протекает! И это ребята, хотя и говорят, что  сделают сами в самое ближайшее время, ведь в клубе они всё делают своими руками, но, всё-таки, здесь надёжнее был бы специалист.  Как ни трудно  им сейчас, ребятам, но со своими делами и заботами они, как говорят, полны желания и сами справиться. Ведь все они очень любят свой клуб, свою «Искру»! Однако, помощь им бы не помешала.
 – Что характерно, – говорят они, – все, кто в клубе нашем когда-либо  занимался, обязательно после Армии приходят к нам. Домой! В свой клуб всегда возвращаются, на свой завод.
  –  Вот только Иванушкин, наверное, уйдёт от нас! – добавляет, вдыхая, кто-то. – На  НПО «Тулачермет» его зовут. Там ведь создаётся профессиональная спортивная команда, а он по мопедам среди юношей был первым призёром области! Сейчас он, после двух лет службы в Армии, к нам опять вернулся. Жаль, если он от нас уйдёт.
 Обидно, конечно, получается.  Воспитать спортсмена в клубе и вдруг его  потерять! А за ним ведь могут потянуться и другие, молодёжь в том числе. К примеру, Алёша Мартынов. Вот  что он рассказывает о себе:
 – Три года занимаюсь в клубе. Уже участвовал во многих  соревнованиях. Учусь после окончания средней  школы на сварщика в училище № 14. Хотел бы работать после окончания училища на Косогорском металлургическом заводе и выступать за его спортивно-технический клуб.
 Задаю и ему волнующий меня вопрос:
 – Чем же для тебя привлекателен мотоспорт?
  – Скорость! – Тоже отвечает он. – Сейчас я пока ещё езжу на мопедах, но очень хочется скорее пересесть на мотоцикл!         
Ну, что же, эта мечта многих в  автомотоклубе «Искра» и, причём,  вполне осуществимая. Но вот только надолго ли это их увлечение?
 – Да! – отвечают. – Думаем, что да!
 Похвально! А может быть у ребят это вовсе не увлечение, а даже призвание, кто знает?
Может быть и ему, Алёше Мартынову,  кто-то предложит в своё время тоже стать профессионалом?!  Всё возможно. А тут я вдруг  вижу перед собой  «малышей», как  возятся с техникой и самые младшие члены этого автомотоклуба –  шестиклассник Серёжа Константиновский и девятиклассник Витя Амелин. Задаю я и им ранее звучавший мой  вопрос:
 – А вам, ребята, очень интересно здесь?
 – А как же! – отвечают они дружно. – Каждую среду и в каждое воскресенье – мы здесь!..
И деловито уткнувшись во внутренности мотоцикла, они продолжили увлекательную и нужную для них работу.
А.Бочаров.
1991.


Рецензии