Геолог Марья Михайловна

ГЕОЛОГ  МАРЬЯ МИХАЙЛОВНА
В Капустинской геолого-разведочной партии керны хранятся под открытым небом на краю поселка геологов, на зеленом лугу около быстрой горной реки. Ящики с кернами там занимают целый гектар. Лежат они лентами в два ряда, чтобы к каждому был доступ. Геологи уже их давно описали. Твердым горным породам, таким, как кварцит, гранит, полевой шпат, сланцы, песчаник, не страшны ни снег, ни дождь. А деревянные ящики постепенно приходят в негодность. Пришла пора их ремонтировать.
 
Эту работу поручили организовать опытному геологу Марье Михайловне Окуневой. В помощь ей прислали двух разнорабочих допризывного возраста и бурового мастера, который отрабатывал две недели перед увольнением. Для ремонта подвезли свежие доски, молотки, гвозди и ножовки.   

Трудились с девяти часов утра до шести вечера. Стояла прекрасная летняя погода. С реки доносилось тихое журчание быстрой воды. Все легко одеты. На Марье Михайловне - легкая блузка и хорошо подогнанные брюки. Юноши сняли рубашки и загорали. Буровик оставался в безрукавке.  Окружающие невысокие горы, густо поросшие хвойным лесом, источали неповторимый запах разогретой древесной смолы. Вдали, придавая природе неповторимый колорит, возвышалась белая шапка горы Белухи.

Перед ремонтом ящика керны выкладывают на траву, а потом возвращают их на место. Ящики после ремонта ставят один на другой до высоты полутора метров.  Позднее здесь построят помещение под стационарное кернохранилище.

Геолог Марья Михайловна - человек видный. О таких говорят: как сбитая! Она крепкого, спортивного  телосложения, ничего «лишнего» у нее нет. Выделяются только шикарные груди, которые так и притягивают взоры парней. Лет ей едва за тридцать. Допризывники Толик и Дима держатся поближе к геологу, пытаясь заглянуть ей за пазуху, когда она наклоняется. Юноши просто балдеют рядом с такой роскошной женщиной. Не часто встретишь таких красавиц в горных поселениях Алтая.

Во время перекуров, а курили все, усаживаются рядком. Ребята расспрашивают, где Марья Михайловна училась, как она стала геологом. Женщина ведет себя очень просто, непринужденно, будто у себя дома на завалинке. И ответы ее подробные, с деталями.

- В Новосибирске я училась. В государственном университете на отделении «Геология». От нашего села напрямую через Обь до города всего пятнадцать километров. Война только кончилась. Молодежи со средним образование тогда было очень мало. Среднее образование было платным. Стипендию платили, небольшую, но если бы не она, пришлось бы оставить мысль об учебе. Помогали из дома. Картошку привозила, лук, морковку. В комнате у нас была коммуна, все общее. Варили на четверых по очереди.

- Мария Михайловна, а зачем хранятся здесь эти каменные цилиндры, кому они нужны?
- Это, ребята, – результат работы буровиков, которые ведут разведочное колонковое бурение. Они достают породу от самой поверхности земли до глубины, на которую им задано пробурить. Буровые коронки имеют цилиндрический вид. При врезании в породу внутри их остается столбик, то есть вот эти самые керны. По ним мы, геологи, описываем пласты пород на всю глубину буровой скважины, иногда триста, иногда пятьсот метров. И по ним же узнаем, на какой глубине залегают полезные ископаемые, которые мы ищем, если они, конечно, есть. Керны уложены в ящики в порядке, в котором их добывали. Хранятся они долгие годы. Это своеобразный архив геолого-разведочных работ. Так что нам доверена очень ответственная работа.

- Долго учиться на геолога? – любопытствуют юноши. А буровой мастер понимает, что они специально втягивают Марью Михайловну в разговор, чтобы дольше посидеть и покурить и меньше поработать.

 - Шесть лет. Лучшие годы моей жизни! Весело жили. Каждое лето на практику ездили. Нас отправляли в геолого-разведочные партии. С рюкзаком за плечами и геологическим молотком в руках целыми месяцами ходили мы по горам, брали пробы горных пород. Случалось, что открывали новые месторождения полезных ископаемых. Нас, девчонок, в горы направляли только с женщинами-геологами. Порядок такой по требованиям техники безопасности. Мужчина с женщиной могут идти на маршрут только тогда, когда они муж да жена. С этим в геологии строго.

- Выходит, с мужчинами Вам и познакомиться было негде?

- Ну, почему же! В институте парней хватало. Я за время учебы дважды вышла замуж и дважды развелась.

Марья Михайловна встала, очень красиво потянулась. Поднялись и рабочие. Работа продолжалась. Ремонт шел медленно, но основательно. Длинные ряды ящиков постепенно сокращались. На поляне вырастал аккуратный квадрат будущего кернохранилища с проходами между штабелями. Полные разрезы скважин уже давно вычерчены и описаны и хранятся в кабинетах. А каменные «документы» в любое время могут рассеять любые появляющиеся вопросы и сомнения.

С каждым днем юноши все больше задают вопросов. Им действительно все интересно. Они вплотную садятся справа и слева от Марьи Михайловны. Неподалеку   усаживается буровой мастер. И беседа продолжается.

- Летом, значит, через реку Вас перевозили на лодке, а зимой?

- Зимой все по льду ходили, и сейчас ходят. Обь – река широкая. Автомобили по льду ездят. Торные дороги протоптаны. Одни идут в город, другие из города. Я брала с собой саночки, чтобы мешок картошки привезти.

- А не страшно одной идти в такую даль?

- Да нет, не страшно было. За многие годы только один раз меня обидели, еще на первом курсе. Посреди реки, когда шла домой, встретились мне двое взрослых мужчин. Больше никого рядом не оказалось.

- Далеко идешь, девонька? – спрашивают. Я ответила.

- И не холодно тебе? Валенки-то, наверное, худые?

- Да нет, - говорю, - крепкие валенки.

Мужчина толкнул меня в грудь, я так и села на салазки. Он быстро сдернул с меня валенки, осмотрел их и говорит:

- И вправду, крепкие. – Взял их подмышку и пошел своей дорогой. Я стала кричать, ругаться. А он и не оглядывается. Хорошо, что была в толстых вязаных  носках. Потом всю дорогу бежала. Не простудилась и не обморозилась. 

 Час от часу, день ото дня допризывники все больше привыкают к тому, что Марья Михайловна совсем не обижается, когда они как бы случайно трогают ее, садятся чуть ли не на колени. А Толик, очень развязный паренек, приобнимает ее, пробует поцеловать. Женщина весело смеется, отлично понимая, какие чувства будоражат юные сердца. Буровой мастер даже подумал, что вечерами парень, возможно, навещает одинокого геолога. С него это станется!

- Марья Михайловна. Если не секрет, какой у Вас размер бюстгальтера?

- А ты как думаешь, Толик?

- Думаю, что третий.

- Не угадал. На размер больше.

- Скажите, а много у Вас мужчин было? – не унимается юноша.

- А тебе какое дело? – беззлобно отбивается Марья Михайловна и как-то загадочно хохочет.

- Да так. Спросить хочу об одном деле.

- Спрашивай. Чего молчишь?

- А Вы не обидитесь? Только не обижайтесь, ладно?

- Ну, давай же, задавай свой вопрос!

- Дарья Михайловна, скажите нам: какой размер женщинам больше нравится?

- Ну ты и наглец! Зачем тебе это знать?

- А кто нам расскажет правду? Все как сговорились: чем больше, тем лучше. Это так?

- Нет, мальчики, это совсем не так. Бывает, что мал, да удал. А иногда и велика фигура, да дура. Все дело в чувствах, во взаимности.

- Да мы это понимаем. Но Вы нам скажите теоретически, какой лучше: большой или маленький?

- Ладно, одолели. Если отвлечься от всего, то четырнадцать сантиметров – золотая середина. Довольны?

- Спасибо! – дружно ответили парни и просияли. Видно было, что у них отпали какие-то сомнения.

Буровой мастер отработал две недели и получил расчет. Но он еще долго оставался в поселке. Заглянул в кабинет к геологам. Марьи Михайловны там не было.

-Уехала она в другую геолого-разведочную партию, - сказали геологи.

 - А что случилось? Ее, кажется, ценили…

-Да ничего не случилось… особенного. Парень один сильно ей досаждал, проходу не давал. Предлагал пожениться. Лет на пятнадцать ее моложе. И на работу проводит, и с работы встретит. Буквально поселился у нее. Родители его приходили со скандалом. Она договорилась с начальником и на время уехала. Парня осенью должны призвать в армию. Тогда она вернется.

Лет через пять буровик встретил знакомого из поселка. Вспомнили тех, с кем работали.

- Марью Михайловну помнишь? Замуж вышла недавно за молодого парня. Он отслужил в армии, в институт поступил, будет геологом. Не узнать нашу Марью – аж светится. Счастливая пара!


 


Рецензии
Василий Иванович, второй раз читаю вашу Марию Михайловну. Очень понравился. Вот у кого надо учиться писать, а не только у великих.

Нэлли Лабецкая   10.10.2015 15:15     Заявить о нарушении
Спасибо! Вы меня вогнали в краску. Умный человек найдет для себя полезное даже там, где другие этого не заметят. А Вы вот сделали какой-то вывод, и уже прочли не без пользы для себя. Творческих Вам успехов! Василий.

Василий Храмцов   10.10.2015 15:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.