Английские зарисовки. в гостях у индуистских богов

                В ГОСТЯХ У ИНДУИСТСКИХ БОГОВ.      

О существовании в английской столице настоящего индуистского храма я узнал не из путеводителей,а из книги Ричарда Теймса «Лондон,история города».Захотелось непременно там побывать.После посещения знаменитых городских мест –Вестминстера,Трафальгарской площади,Собора Святого Павла,расположенных в центре,мы отправились к храму в район Нисден.Дорога оказалась неблизкой.      
Храм (мандир) ШРИ СВАМИНАРАЯНА посвящён одной из аватар – воплощений – бога Вишну,Нараяне.В сборниках мифических преданий – пуранах – говорится,что бог Вишну посещает землю в десяти воплощениях.С каждой аватарой связаны те или иные подвиги и деяния бога.Воплощённый в Нараяне,он предаётся в гималайских долинах аскетическому созерцанию.Интересно,что девятым воплощением Вишну считается сам Будда.
Уже издали,при подходе к храму,на фоне голубого неба видны его купола.Ещё несколько минут ходьбы – и за ажурными воротами возникает во всей красе великолепное творение  индийских мастеров –белый дворец,словно лебедь,позирующий перед объективом.Пройдя строгий досмотр охраны,оказываешься,наконец,в просторном холле,где приветливые служители любезно показывают,куда поставить снятую обувь (мужская,отдельно от женской) и в каком направлении идти.   
Мы шли через помещения,устланные роскошными коврами,и восхищались величественными резными колоннами из дерева,взлетающими вверх и соединяющимися арками;панелями,украшенными изображениями павлинов,королевских слонов и цветов лотоса.Лестничные марши привели нас в главный зал храма.Внутренние святилища с разукрашенными фигурами божеств (освящённых мурти) ярко освящены.Главные три фигуры – БХАВАД СВАМИНАРАЯН (центр), АКШХАРБРАХМА ГУНАТИТАНАД СВАМИ и ГОПАЛАНАН СВАМИ.Пока церемония не началась,пытаюсь разобраться в смысле имени главного божества:БХАВАД (санскр.) – «основатель»,СВАМИ – «духовный учитель,святой»,НАРАЯНА – воплощение бога Вишну.    
Настоятель подсказывает вновь приходящим,как встать,за кем двигаться.Зал разделён шнуром,по одну его сторону,ближе к божествам- женщины,мужчины должны ожидать своей очереди.Появляется другой настоятель с металлическим подносом,на котором горит свеча, - он обходит собравшихся.Кто хочет,бросает подношения,омывая ладони огнём свечи.Кое-кто из присутствующих ложится ничком на мраморный пол и замирает.Мы медленно проходим мимо божеств,индусы кланяются им,воздев сложенные ладони,и что-то нашёптывая.Наше шествие продолжается,и мы знакомимся уже с фигурами известных индуистских учёных,богословов (пандитов) и мудрецов (риши).
Выходим на просторную террасу.Колонны,обрамляющие её,лёгки и ажурны,хоть и сделаны из гранита.На них – фигурки людей,почти обнажённых,каждая со своим изгибом тела,головы,положением рук и ног.Все они неповторимы и прелестны.Такую тонкую резьбу по мрамору мы видели на подобных украшениях в Виндзорском замке.Достойны восхищения мастерство и талант индийских мастеров и волонтёров,которые за удивительно короткий срок – два с половиной года создали этот шедевр.

Спускаемся на нижний этаж – там музей индуизма.Картины,диорамы визуальные эффекты музея рассказывают об этой религии.Главное в ней – учение о трёх основных составляющих жизни: исполнение религиозного долга,материальное благополучие и продолжение рода.   
12-минутный видеофильм рассказывает о строительстве храма.На его возведение ушло больше пяти тысяч тонн итальянского мрамора и болгарского известняка.Храм открылся в августе 1995 года. А в 2000 году был внесён в Книгу рекордов Гиннесса,как самый большой за пределами Индии.В храме есть огромный молитвенный зал площадью 2500 квадратных метров,а во время фестиваля Дивали здесь готовится полторы тысячи вегетарианских блюд.   
Напоследок заглядываем в магазин сувениров.Глаза разбегаются от обилия различных поделок,трудно что-то выбрать.Останавливаюсь на магните с изображением храма и брелоке в виде священного символа АУМ.Это не просто благоприятный знак,но и воплощение первого звука Созидания,от которого зарождалась жизнь.Этот символ напоминает мне о замечательном бело мраморном храме,в котором посчастливилось побывать.    

                Вячеслав Прытков.


Рецензии