В "Фаусте" Гете меня всегда поражало даже не то, что бездарный ученый решился продать душу Мефистофелю (библейскому змею или гаду), чтобы вкусить с древа познания - интересный поворот библейского сюжета - а то, что Фауст был свято уверен в договороспособности черта. А также и то, что, видимо, сам Гете был того же мнения. Он сам чертовски серьезен. Это не по-русски. Если мы и готовы принять существование черта, то не верим в его договороспособность. Если русский свят, он не войдет с чертом ни в какую коммуникацию и прогонит сильным словом. А если развращен, то попытается надуть его, объездить в корыстных целях и отправить обратно в ад, как персонажи гоголевской Диканьки.
Насколько я помню, "Фауст" Гёте как раз кончается кидаловом – и жалобами обманутого Мефистофеля:
"...Высокий дух, бесценный мой залог -
Как хитрецам вдруг уступить я мог?
Кто склонит слух свой к жалобе законной,
Отдаст мне право, купленное мной?
Как ты, старик, ты, опытом прожжённый,
Ты проведён! Ты сам тому виной!"
(пер. Н.Холодковского)
Я и сказал, что Мефистофель рисуется честным - договороспособным, его-таки обманули, но не Фауст, а высшая сила, забравшая душу в Рай, я полагаю.
В Вашей цитате из Гете странно, с моральной точки зрения, говорится насчет высокого духа Фауста, который натворил много зла в своих похождениях, если следовать сюжету. По Гете Фауст положительный герой.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.