Национальные особенности нечистой силы

В "Фаусте" Гете меня всегда поражало даже не то, что бездарный ученый решился продать душу Мефистофелю (библейскому змею или гаду), чтобы вкусить с древа познания - интересный поворот библейского сюжета - а то, что Фауст был свято уверен в договороспособности черта. А также и то, что, видимо, сам Гете был того же мнения. Он сам чертовски серьезен. Это не по-русски. Если мы и готовы принять существование черта, то не верим в его договороспособность. Если русский свят, он не войдет с чертом ни в какую коммуникацию и прогонит сильным словом. А если развращен, то попытается надуть его, объездить в корыстных целях и отправить обратно в ад, как персонажи гоголевской Диканьки.


Рецензии
Насколько я помню, "Фауст" Гёте как раз кончается кидаловом – и жалобами обманутого Мефистофеля:

"...Высокий дух, бесценный мой залог -
Как хитрецам вдруг уступить я мог?
Кто склонит слух свой к жалобе законной,
Отдаст мне право, купленное мной?
Как ты, старик, ты, опытом прожжённый,
Ты проведён! Ты сам тому виной!"
(пер. Н.Холодковского)

Мария Гринберг   26.12.2014 13:46     Заявить о нарушении
Я и сказал, что Мефистофель рисуется честным - договороспособным, его-таки обманули, но не Фауст, а высшая сила, забравшая душу в Рай, я полагаю.

В Вашей цитате из Гете странно, с моральной точки зрения, говорится насчет высокого духа Фауста, который натворил много зла в своих похождениях, если следовать сюжету. По Гете Фауст положительный герой.

Петр Лебедев   26.12.2014 19:35   Заявить о нарушении
У Булгакова Воланд - тоже "честный" дьявол, это, видимо, дань гетевской традиции.

Петр Лебедев   27.12.2014 16:23   Заявить о нарушении