О Варнах

 
Предисловие.
 
     Один мой знакомый историк живет на Шри-Ланке, в городе Коломбо, и работает в Национальном музее. Он - человек обаятельный, и поэтому смог получить, всякими окольными путями, доступ к архивам музейной библиотеки. Казалось бы, что секретного может быть в старых книгах и древних текстах? Но, тем не менее, даже профессиональному исследователю добраться до этих архивов очень и очень непросто...
     И вот, иногда, находит этот мой приятель, на покрытых пылью веков полках музейного книгохранилища, весьма любопытные материалы, делает с них копии и присылает эти копии к нам, в ГСП*. Мы изучаем эти материалы, и наиболее интересные - пытаемся перевести на доступный для восприятия современного человека литературный язык.
     Вся эта информация добыта неофициально, поэтому никакой научной ценности она не представляет. Но... Ведь, помимо науки, в мире существует ещё много чего интересного..

     Прежде чем перейти к изложению самого текста, необходимо сказать несколько слов о том, что, собственно, представляют из себя такие понятия как "варны" и "касты". Ибо в вопросе этом много путаницы и разночтений, связанных с различными трактовками этих терминов. А кроме того, у многих людей, в сегодняшнем мире, сложилось неприязненное отношение к слову "каста".
     Это связано с тем, что в современном идеологическом формате лозунг: "все люди рождаются равными" - считается прогрессивным... И под понятием - "деление на касты", как правило, подразумевают разделение общества на людей разного сорта, на "высших" и "низших"... А кроме того, слова "каста" и "варна" - часто считают синонимами..

     Но касты и варны - это не синонимы. Слово "каста" - означает "происхождение", "порода" и используется для обозначения деления людей по самым разным признакам - национальным, профессиональным, племенным, географическим, историческим, экономическим, политическим и многим другим...
     И в нашей привычной картине мира - такое деление на "касты" тоже применяется сплошь и рядом... Ну, к примеру - правительство, рабочие, крестьяне, демократы, молодёжь, военнослужащие, болельщики "Спартака", врачи, собаководы, интеллигенция, москвичи, негры, дворяне, панки, христиане, террористы, учёные, моряки, пенсионеры, наркоманы, чиновники, музыканты...
     И так до бесконечности.
     И все эти группы людей можно назвать "кастами"...

"...Индийским кастам буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками касты. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения постепенно исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст в Индии были опубликованы в 1931 - более 3000 каст. Но эта цифра не включала многочисленные местные подкасты, которые тоже функционируют как самостоятельные социальные группы."

     Таким образом, касты - понятие, связанное с отношением человека к той или иной профессии, этнической группе, социальной структуре и т. д.
     То есть - каста указывает на то место, которое человек занимает в социальной и профессиональной иерархии, но при этом, каста - ни коим образом не характеризует личностные качества самого человека, уровень развития его индивидуального сознания..

     Варны же - это нечто совсем иное...
     Из курса истории, мы знаем, что в Индии разделение на варны появилось в глубокой древности, и принесено туда оно было Ариями. Со временем, критерии такого разделения были очень сильно искажены, хотя само разделение на варны практикуется в Индии до сих пор.
     Арии, вообще, были людьми весьма рациональными, и те принципы, которыми они руководствовались при построении жизни своего общества - были очень точными, грамотными и практическими.
     Варны, в отличие от каст, имеют гораздо более конкретное определение, потому что они означают не национальную или социальную принадлежность людей вообще, а индивидуальный тип сознания каждой конкретной личности...

     Варна - это тип психо-физиологической конституции человека, реализованный в Социуме.

     В традиции Ариев - принадлежность к той или иной варне определялась именно типом сознания данного конкретного человека и, как следствие - его личными качествами.
     Изначально варны не были ступенями общественной иерархии, не означали возвышение одних над другими и не передавались по наследству.

     Понятие "варна" - это констатация того факта, что люди рождаются разными...
     Врождённая физиологическая конституция определяет, в дальнейшем, конституцию психологическую, а та, в свою очередь - определяет оптимальное место человека в структуре Социума...

     Социальная организация общественной жизни цивилизации Ариев была очень жёстко структурирована на основе концепции варн.
     Считалось, что гармоничная и здоровая жизнь отдельных людей и всего общества в целом - возможна только при условии, что каждый, без исключения, человек будет занимать в структуре этого общества именно то место, которое соответствует его возможностям и способностям.

     Аюрведа (в переводе с Санскрита - "наука о жизни") - один из немногих, дошедших до нас, источников информации о жизни Ариев...

     Вот какое определение счастья мы находим в Аюрведе:
"...Счастье человеческое складывается из трёх частей -
- здоровье физическое
- здоровье психическое
- здоровье социальное..."

     Традиционно выделяют четыре основных варны, которые в индийской традиции носят названия: Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры.
     Само слово "варна" - буквально означает "цвет":
Шудра - чёрный;
Вайшья - жёлтый;
Кшатрий - красный;
Брахман - белый...

     И ещё приводимый ниже текст интересен тем, что в нём мы встречаем упоминание о, так называемой, "пятой варне"...
     Описания загадочной и таинственной "пятой варны", которая носит название "Дивья-бхава" - очень редко встречаются в индийских первоисточниках.
Санскритское слово "Бхава" - означает тип внешнего, проявленного состояния бытия. Среди человеческих существ различают "три формы бхавы":

Пашу-бхава (ограниченные) - к этой форме относятся Шудры.

Вира-бхава (энергичные, сильные, умные) - это Вайшью, Кшатрии и Брахманы.

Дивья-бхава (одухотворенные) - Пятая варна.

Эти три группы прямо соответствуют традиционному, в философии Индуизма, делению людей по их предрасположенности или склонности к трем разным Гунам:
- Тамасу (инертности)
- Раджасу (энергии)
- Саттве (гармонии)


     Здесь я привожу отрывки текста, в котором рассказывается о варнах. Точнее - это даже не отрывки, а обрывки, потому что многие страницы отсутствуют вообще, а некоторые части оригинала мы пока не можем перевести - по причине недостаточного знания языка или непонимания смысла написанного...
     Работа над переводом текста продолжается, и, возможно, какие-то его части будут изменяться и дополняться...
     Оригинал текста написан на Санскрите, имя автора и название утеряно вместе с большей частью самого текста. Время написания текста неизвестно.
     Заголовок "О варнах" - отражает, на наш взгляд, основное содержание темы повествования.

-----------
*  ГСП - группа свободного поиска



 
О ВАРНАХ

 
                ----- Начало текста отсутствует -----
               

 
1.                ".............. был вечер.
Не было ни месяца, ни года, ни века.
Был только вечер.
Мы шли по дороге.
Ниоткуда и никуда.
Мы просто шли.
Небо давало нам свет и надежду.
Дорога давала нам опору и смысл.
Далеко позади небо сливалось с дорогой.
И надежда становилась опорой.
Далеко впереди дорога сливалась с небом.
И свет становился смыслом.
Но небо не могло соединиться с дорогой там, где были мы.
Мы мешали небу.
Мы мешали дороге.
Поэтому мы шли вперед.
Разделяя небо и землю.
Как всегда.
И тянулись вдоль дороги поля.
На полях работали люди в грязных одеждах.
     - Кто эти люди? - спросил я.
     - Это шудры, - ответил Он.
     - Почему так грязны их одежды? - спросил я.
     - Потому, что их разум спит, - ответил Он.
И мы шли дальше.
Навстречу нам двигались повозки, груженые корзинами и мешками.
Люди, сидящие на повозках, громко говорили и смеялись.
     - Кто эти люди? - спросил я.
     - Это вайшьи, - ответил Он.
     - Почему они веселятся? - спросил я.
     - Потому, что они поняли, как пользоваться своей жизнью, - ответил Он.
И мы шли дальше.
Нас обгоняли всадники в доспехах, с мечами и луками.
     - Кто эти люди? - спросил я.
     - Это кшатрии, - ответил Он.
     - Почему так суровы их лица? - спросил я.
     - Потому, что они знают, что жизнь - это игра со смертью, - ответил Он.
И мы шли дальше.
Когда совсем стемнело, ночь соединила небо и дорогу.
И нам больше не нужно было идти вперед.
Мы остановились.
Возле небольшой хижины, у обочины дороги.
     - Кто здесь живет? - спросил я.
     - Здесь живет брахман, - ответил Он.
     - Почему его дом такой маленький? - спросил я.
     - Потому, что этот дом ненастоящий, - ответил Он. - Его настоящий дом - весь мир.
И Он постучал в дверь ................."
 
               
 
2.                "................. горела лампа.
     - Я угощу вас чаем, - сказал Старик.
     - Я давно забыл вкус твоего чая, - улыбнулся Он.
     - Вкус чая забывается быстро, - ответил Старик. - Главное - не забыть его смысл.
     - А какой смысл будет у чая сегодня? - спросил Он.
     - Пусть гости зададут вопрос, и чай ответит на него, - сказал Старик.
     - Спрашивай, - сказал мне Он. - Ты любишь задавать вопросы.
     - Сегодня Он показал мне четыре варны, - сказал я. - Я увидел их своими глазами, но ум мой не может понять то, что увидели мои глаза.
     - Я понял твой вопрос, Странник, - сказал Старик. - Но разве в тех краях, откуда ты родом, люди не делятся на варны?
     - Нет, - ответил я, - но я родом из очень далеких мест.
     - Люди везде одинаковы, - сказал Старик.
     - Да, - сказал я, - но мы не люди.
Старик внимательно посмотрел на меня.
     - Это правда, - сказал Он.
     - Я вижу, - ответил Старик. - Скажи мне, Странник ................."
 
               
 
3.                ".................... на много лет, - сказал Он.
     - Я услышал твои слова, Он, - ответил Старик. - И я подумаю об этом. А теперь мы будем готовить чай.
Старик встал, вышел во двор и вернулся с корзиной поленьев.
     - Это дрова, - сказал Старик. - Рождение чая начинается с них.
     - Но сами они умрут, - сказал Он.
     - Такова их судьба, - сказал Старик. - У них нет ничего, кроме самих себя.
     - А отдать можно только то, что имеешь, - сказал Он.
     - Дрова - это шудры, - сказал Старик. - Их руками создаются все сокровища мира, но у них самих нет ничего, кроме их рук.
     - Потому, что их разум спит, - сказал Он.
Старик переложил поленья из корзины в очаг.
     - Дерево рождается из земли, - сказал Старик. - Стихия шудр - Земля, твердая материя, основа. Шудры производят материальные вещи. Они - источник пищи для других варн. Поэтому шудры видят в других варнах лишь хищников, желающих отобрать у них еду, труд, свободу, детей, жизнь. Поэтому Шудры всегда боятся.
     - Страх не дает проснуться их разуму, - добавил Он.
     - Шудры живут одним днём, - продолжал Старик. - Их жизнь полностью подчинена судьбе, поэтому они боятся и жизни, и смерти. Шудры - единождырождённые.
     - Что значит это слово? - спросил я.
     - Это значит, что они не могут выйти за пределы одной жизни, - ответил Старик - Их жизнь имеет только одну меру - от рождения до смерти. Их жизнь - прямая линия, и шудры полностью подчинены своей судьбе.
     - И они не могут её изменить? - спросил я.
     - Могут, но от этого их судьба становится хуже, - сказал Он. - Шудры - как дети, кто-то взрослый должен управлять ими.
     - Я понял, - ответил я.
     - Ты понял, кто такие шудры? - спросил Старик.
     - Да, - сказал я, - но я хочу задать один вопрос ......................."
 
 

 4.                "............................. налил в котелок воду.
     - Вайшьи не создают материальных ценностей сами, - сказал Старик. - Они их накапливают, соединяют, используют и трансформируют. Как котелок, который накапливает в себе воду, чтобы используя медь, из которой он сделан, соединить воду с теплом огня и изменить качества этой воды. Для того, чтобы делать такую работу, нужно понимать смысл того, что делаешь.
Когда человек понимает смысл, человек начинает побеждать страх.
Страх можно победить только поняв смысл.
Поэтому у вайшью пробуждается разум.
Первое рождение человека - это рождение его тела.
Второе рождение человека - это рождение его разума.
Поэтому вайшьи - дваждырождённые.
     - Ты хочешь сказать, что разум - это способность правильно изменять свою судьбу? - спросил я.
     - Разум - это лишь возможность использования новой меры, - ответил Он. - А сама новая мера - это новое качество. Если и длину, и ширину - ты можешь измерить одной и той же меркой, то измерить время этой же меркой - уже нельзя. Время - вот новая мера.
     - Да, - сказал Старик, подвешивая котелок над очагом, - осмысление своих действий приводит к пониманию связи причин и следствий. Связь причин и следствий - это и есть Время. Человек, понявший, что такое Время, становится способным выйти за пределы своей Судьбы.
     - Вайшьи начинают понимать, как пользоваться своей жизнью, - сказал Он.
     - Вайшьи уже не боятся жизни, - сказал Старик.
     - Но они продолжают бояться смерти, - добавил Он.
     - Стихия вайшью - вода, - продолжал Старик. - Текучая, изменчивая, подвижная. Как Время, которое тоже течёт. Движение порождает Время, Время порождает движение.
     - Человек похож на отражение звезды в реке Времени, - сказал Он. - Время течет, а отражение стоит на месте. Мы видим лишь отражение звезды в реке Времени, но самой звезды в воде нет, она живёт на небе. Можно ударить отражение звезды мечом, но это не причинит никакого вреда самой звезде, её отражение пропадёт и появится снова.
     - А я вижу, что ты, Он, ещё помнишь вкус того чая, который мы пили под звёздным небом, - улыбнулся Старик.
     - Да, - сказал Он, - тогда я понял, что главное ..........................."
 


5.                "........................... долгое время жил как кшатрий, поэтому Он много говорит о смерти, о мечах, о чести воина и о великих битвах.
     - Проводник должен быть кшатрием, - сказал Он. - Потому, что ему нужно уметь брать ответственность за других и вести их за собой.
     - Вот мы и заговорили о следующей варне, - сказал Старик. - Разжигай огонь, Он. Огонь - это твоя стихия.
Он достал огниво, и вскоре в комнате стало светлее от языков яркого пламени в очаге.
     - Огонь дает свет и тепло, - сказал Старик. - Но может стать причиной пожара и сжечь дом, или целую деревню.
     - Огонь - это оружие, - добавил Он.
     - Огонь - это выход за пределы формы, огонь - это энергия, огонь - это сила, - продолжал Старик. - Дрова не могут изменить своей формы, которую получили от природы. Вода изменчива, но её форма зависит от формы того сосуда, в который она налита. Огонь не имеет формы, он сам решает, каким ему быть здесь и сейчас. Огонь - стихия кшатриев. Энергия превращается в силу, сила помогает обрести волю и свободу от судьбы. Свобода воли рождает ответственность за свои поступки и за судьбы других людей.
Шудра говорит: "я вынужден".
Вайшью говорит: "я хочу".
Кшатрий говорит: "я должен".
"Это моя работа", - говорит шудра.
"Это моё дело", - говорит вайшью.
"Это мой долг", - говорит кшатрий.
Шудра говорит: "это трудно".
Вайшью говорит: "это достижимо".
Кшатрий говорит: "должно быть так".
     - Посмотри, - сказал Он, - как огонь заставляет дрова работать, как отбирает накопленную в них силу и дает возможность котелку - делать своё дело.
     - Сам огонь ничего не производит, но он даёт ту энергию, которую ничем нельзя заменить, - сказал Старик.
     - Вместо дров может быть уголь или коровий навоз, вместо котелка с водой может быть сырой кирпич или кусок железа, из которого выкуют меч, но огонь все равно останется огнем, - прибавил Он.
     - Кшатрий может всё, - продолжал Старик, - потому, что он управляет людьми, а люди способны делать любые чудеса. Огонь стал в древние времена первым защитником людей от холода, тьмы и диких зверей. Кшатрий - защитник, и если надо - он отдаст свою жизнь за жизни других людей. Но в то же время, кшатрий, как и огонь, может забрать чужую жизнь, он несет в себе угрозу смерти и разрушения. Кшатрии - воины, и они всегда воюют.
     - Кшатрий знает, как хрупка человеческая жизнь, - сказал Он. - Кшатрий знает, как легко убивать, и он знает, как просто умереть. У огня недолгая жизнь, он умирает легко и просто. Огонь знает, что не вечен, поэтому у него нет времени ждать, он может только жить - здесь и сейчас.
     - В одной далёкой стране, - сказал я, - на центральной площади главного города горит огонь, который не гаснет никогда. Как памятник неизвестному кшатрию.
     - Ты любишь рассказывать красивые сказки, Странник, - сказал Он. - Но кшатриев действительно называют бессмертными.
     - Кшатрий знает, что жизнь - это игра со смертью, - сказал Старик. - И что в этой игре нельзя выиграть. Поэтому Кшатрий не боится ни жизни, ни смерти.
А если страха становится меньше - то силы становится больше.
Смерти не существует, но существует страх смерти.
А если страх смерти исчезает - человек становится бессмертным.
Огонь знает, что умирает лишь на время.
Огонь гаснет в одном месте, но загорается в другом.
Кшатрий умирает в одном месте, но рождается в другом.
Поэтому кшатрий тоже дваждырождённый.
     - Кшатрий не знает страха? - спросил я.
     - Знает, - ответил Он, - но страх кшатрия иной........................"
 

 
6.                "................... задумавшийся воин - уже не воин.
Шудра, накопив разум, стремится стать вайшью. Потому что хочет получить богатство.
Вайшью, накопив силу, стремится стать кшатрием. Потому что хочет получить власть.
Но кшатрий, накопивший знания не стремиться стать брахманом. Потому что он не хочет потерять жизнь.
Кшатрий не боится смерти, но он боится потерять жизнь.
Кшатрий не боится выпустить стрелу - но кшатрий боится промахнуться.
Кшатрий не боится смерти - но кшатрий боится не достигнуть своей цели.
Воин, который задумался на поле боя - уже не кшатрий.
Кшатрий, который задумался на поле боя - уже не воин.
Знания нужны кшатрию только для того, чтобы эффективно действовать.
Сами по себе знания - кшатрию не нужны.
Знания для кшатрия - это средство достижения цели.
Знания для кшатрия - это оружие.
Знание для кшатрия - это сила.
У кшатрия нет времени учиться на поле боя.
У него нет времени, чтобы думать, он должен знать.
Но Знание - это не главное оружие кшатрия.
Его главное оружие - Вера.
Когда кшатрию не хватает знаний - ему помогает Вера.
Когда кшатрию не хватает силы - ему помогает Вера.
Когда кшатрию не хватает жизни - ему помогает Вера.
А верит кшатрий только в себя.
Поэтому у него нет желания стать брахманом.
Кшатрий может захотеть стать брахманом только при одном условии................"
 
 

 
7.                "....................... я бы никогда не смог. Брахманом был мой дед, брахманом был мой отец. Отец передал мне свои инструменты и научил меня ими пользоваться.
     - Этими инструментами были знания? - спросил я.
     - Да, это были знания и умение их применять, - ответил Старик. - Но не только. Выучить правильные слова может каждый, складывать из этих слов истину - тоже несложно. Но главное, чем владеет брахман - это знание о том, как создавать новые инструменты. И в том числе - как создавать новые слова. Иногда новую истину невозможно выразить старыми словами. Но если ты знаешь, как создать новый инструмент для решения новой задачи - для тебя уже нет ничего невозможного.
     - Это значит, что брахман может найти ответы на любые вопросы? - спросил я.
     - Брахман может показать тебе дорогу, на которой есть ответы на твои вопросы. А пройти по этой дороге сможешь только ты сам. Но, даже пройдя правильной дорогой, ты можешь не увидеть правильных ответов.
Поэтому мало показать человеку дорогу, нужно научить его видеть.
В малом - большое, а в большом - малое.
В целом - части, а в частях - целое.
В прошлом - будущее, а в будущем - прошлое.
В тёмном - светлое, а в светлом - тёмное.
В добром - злое, а в злом - доброе.
     - Себя в дороге, а дорогу в себе, - добавил Он.
     - Настоящее знание, - продолжил Старик, - это то, что находится одновременно и снаружи, и внутри.
И в брахмане, и в тебе.
Как воздух.
Мы вдыхаем - мы получаем знания о мире.
Мы выдыхаем - мир получает знания о нас.
Но это одно и то же знание, это один и тот же воздух.
Один на всех.
Мы не можем жить без воздуха.
Но мы не можем вдохнуть воздуха больше, чем вмещает наша грудь.
Чтобы вдохнуть новый воздух, мы должны выдохнуть прежний.
Мы не можем принять новые знания, пока наш ум заполнен старыми.
И мы не можем перестать дышать.
Мы не можем перестать познавать этот мир.
Дыхание - это жизнь.
Познание - это жизнь.
Познание - это дыхание знанием.
Поэтому воздух - стихия брахмана.
     - Посмотри, вода закипела, - сказал Он. - Каждый раз, когда я это вижу, я удивляюсь, как ребёнок. Откуда в чистой и прозрачной воде, вдруг появляются пузырьки воздуха? Ну, разве это не чудо? Откуда в чистом и спокойном сознании вдруг появляются частицы знания?
     - Но для того, чтобы приготовить чай одних пузырьков мало, - улыбнулся старик. - Нужно то, что составляет истинную суть чая - чайный лист.
Чайный лист - это то, что делает чай чаем.
Но чайный лист нельзя сделать. Его нельзя сделать даже из чая.
Чайный лист можно только вырастить, потратив на это время и труд.
Из земли, из воды, из солнечного света и тепла, из воздуха.
А потом чай нужно собрать и приготовить.
Чистыми руками.
И с чистыми помыслами.
     - Поэтому у нас существует древний обычай - настоящий чай собирают и готовят только молодые девушки, - сказал Он и посмотрел в окно.
     - Да, это моя На возвращается домой, - снова улыбнулся старик и прислушался.
     - Я тоже слышу, как на тропинке к дому, звенят колокольчики её сандалий.................."
 

 
8.                "...................... чем-нибудь недоволен.
Но недовольство у них разное.
Каждый человек хочет многого, но есть желания, присущие не самому человеку, но его Варне.
Шудры недовольны устройством мира.
Вайшьи недовольны другими людьми.
Кшатрии недовольны собой.
Брахманы недовольны своими знаниями.
Дивья самодостаточны, поэтому довольны всем.
Шудра хочет разрушить старый мир до основания, чтобы построить новый.
Вайшью хочет переделать людей так, чтобы они стали удобны для него.
Кшатрий хочет изменить себя, чтобы действовать более эффективно.
Брахман хочет получить новые знания о мире, потому что ему интересно знать, как изменять себя, переделывать людей и как и как разрушать и строить миры.
Дивья живёт в гармонии с собой и с миром, и поэтому не хочет ничего менять.
В каждом из желаний заключён путь к развитию.
В каждом из желаний заключён путь к разрушению.
     - Ворота Жизни и калитка Смерти открываются одним и тем же ключом, - сказал Он. - Только поворачивается этот ключ в разные стороны.
     - Если человек доволен тем миром, в котором живёт, он не захочет сделать этот мир красивее, - продолжал Старик. - Если человек доволен всеми людьми вокруг, он не захочет изменить их к лучшему. Если человек доволен собой, он не захочет учиться и развиваться. Если человек доволен своими знаниями, значит, он ничего ещё не узнал.
     - А что делать, если недоволен не тем, как устроен твой мир, а тем, как живут люди в другом, чужом для тебя мире? - спросил я.
     - Люди не могут быть чужими друг для друга, даже если живут в разных мирах, - ответил Старик. - Но если ты хочешь........................."
 

 
9.                "......................... странная песня, даже я не понимаю смысла её слов.
     - Это очень старая песня, - ответила На. - Те, кто её сочинил давным-давно ушли из наших мест, и язык, на котором они говорили, умер.
     - Значит, ты тоже не понимаешь смысла этих слов? - спросил я.
     - Я не понимаю смысла отдельных слов, но я понимаю то, о чём они говорят, - ответила На. - Это был очень древний и очень странный язык. Каждое отдельное слово в нём не имело своего значения, но когда слова соединялись вместе, то все они обретали смысл. На этом языке нельзя было сказать неправду. Слова, соединённые в ложь не имели смысла, и их никто не понимал.
     - Как же ты сумела научиться этому языку? - спросил я.
     - Я не знаю этого языка, - улыбнулась На. - Я его понимаю.
     - И ты можешь рассказать мне, о чём эта песня? - спросил я.
     - Могу, - сказала На. - Эта песня о любви.
     - Все песни и все стихи, написанные во все времена, говорят о любви, - сказал я.
     - А разве можно говорить про что-нибудь другое? - удивилась На. - Слушай, я спою тебе эту песню ещё один раз.
     - Спой, - сказал я, - а потом расскажи, про какую любовь эта песня.
     - Нет, ты всё поймешь сам, только не слушай слова. Слушай их смысл, - ответила На.
И она запела снова.
Сначала я опять слышал только незнакомые и очень странные звуки.
Потом я понял, что мелодия песни является частью её смысла.
Потом я почувствовал, что форма является частью содержания.
А потом бусинки слов, нанизанные на нить мелодии, превратились в разноцветный узор.
И я услышал...
                - В холодной и бесконечной,
                Безмолвной пустой Вселенной...
                Мы - Маленькие Герои,
                Пришедшие Ниоткуда...
                В безумстве Космических вихрей
                Сжимается в точку Время,
                Как искры сгорают Звёзды,
                Стираются в пыль Планеты...
                Но Мы объявили Миру:
                Мы Живы. Мы Есть. Мы Бессмертны.
                На тонких и слабых ножках
                Стоим Мы и смотрим в Небо,
                Но руки мы тянем к Звёздам,
                И верим в Любовь,
                Как в Бога......................."


 
10.                "........................когда мы уже стояли на пороге.
Солнце ещё не появилось из-за горизонта.
Но, освещённое его лучами, небо уже окрасило мир в нежно-розовые тона.
Нам нужен свет.
Нам нужно тепло.
Но нужно ли нам само Солнце?
И если вдруг, в какую-нибудь из ночей, одно Солнце сменится на другое,
но свет и тепло нового Солнца будут такими же, как были прежде,
заметим ли мы, что в нашем мире произошла смена Солнца?
Солнце само по себе нам не нужно.
Нам нужно тепло.
Нам нужен свет.
Который бы окрашивал мир по утрам.
В нежно-розовые тона.
Старик стоял на пороге, его одежда, волосы и борода были розового цвета.
Возможно, от лучей восходящего Солнца.
     - Человек сам по себе тоже никому не нужен, - отозвался на мои мысли Старик. - Нужны его дела, его мысли, его чувства. Нужны его тепло и его свет.
Брахман может отдавать тепло и свет своей мудрости.
Кшатрий может отдавать тепло и свет своей силы.
Вайшью может отдавать тепло и свет своего разума.
Шудра может отдавать тепло и свет своей доброты.
И если так будет, то не важно, что одни люди будут рождаться, а другие умирать,
Что одни люди будут уходить, а другие приходить.
Тепло и Свет будут в этом мире всегда.
     - Светает и нам пора в дорогу, - сказал Он. - Мир снова разделился пополам.
     - Возьми это на память, - На протянула мне маленький холщовый мешочек.
     - Благодарю тебя, На. А о чём я должен помнить? - спросил я
     - Обо мне, - ответила На, - и о той сказке, которую ты мне рассказал.
     - Спасибо, - сказал я, - но это была не сказка.
     - Будь осторожен, Он, - сказал Старик. - В той стороне, куда вы держите путь, идёт большая война.
     - У нас с ней разные пути,- ответил Он. - Мы идём своей дорогой, война идёт своей. До свидания, Старик. До свидания, На. Надеюсь, мы ещё встретимся.
     - Все мы когда-нибудь и где-нибудь снова встретимся, - улыбнулась На.
Налетел порыв тёплого ветра.
И что-то неуловимое сдвинулось в Небе и на Земле.
Дорога ждала нас.
И мы зашагали по ней навстречу восходящему Солнцу.
Было раннее утро.
Мы снова шли по дороге.
Из вчера в завтра.
Из прошлого в будущее.
Мы шли оттуда, где нас уже нет.
Мы шли туда, где нас ещё нет.
Мы шли там, где было только здесь и сейчас.
Где не было ни месяца, ни года, ни века.
Скоро хижина старика исчезла за холмом.
И позади нас небо снова соединилось с дорогой.
Впереди небо тоже сливалось с дорогой.
Но там, из-за горизонта, вставало Солнце.
Сегодня мы шли навстречу Солнцу.
Но в каком бы направлении мы ни двигались.
Мы идём в сторону Тепла и Света.
Всегда........................."
 

                ----- Конец текста -----
               


Рецензии
Гениальный рассказ о Вечном iii Благодарствую, Дмитрий iii

Лазарев Сергей Вячеславович   02.05.2023 17:15     Заявить о нарушении