Ретроспекция 1989. Роман-Хронология. Фрагмент 1

2.01.89 24-00
Уходит второй день нового года. Прожит гораздо осмысленней и продуктивней, чем первый. Просто, в первую очередь, жил в других условиях. Сам себе определял, что делать и как – самое главное. Поэтому для дальнейшей, успешной жизнедеятельности я обязан закрепить этот момент, сделать абсолютом свое право распоряжаться своим временем, планировать его по своему усмотрению, делая незначительные корректировки, учитывающие объективные обстоятельства и семейные обязательства.
5.01.89
… Не перестаю удивляться своим авантюрным дилетантским качествам – после нескольких бесед с Ириной Бел. - задумал на самом полном серьезе создать лабораторию прикладной социологии и психологии природопользования.
7.01.89
Большую часть (основную) дня провел в институтском читальном зале на Тимирязева, 59. Давненько там не бывал и оттого испытал удовольствие, как от встречи со старым знакомым . Сколько в нем проведено лучших часов! Самое дорогое место в институте, которое по-прежнему влечет. И в этом состоянии мелькнула мысль: «Эх, если б заново на первый курс, я каждый день бы после занятий отдыхал в читальном зале! Я бы весь его перерыл и столько бы интересного и полезного откопал!..» Увы...
Не в первый раз за последние дни возникает мысль об учебе. Кажется, я только сейчас по-настоящему созрел для учебы, понял, что мне необходимо и обрел навыки для успешного учебного процесса. С другой стороны – давно творить надо, а я лишь мечтаю учиться.
Окончательно сбился с режима. Почти каждую ночь сплю урывками, после 3-4 часов.
8.01.89  23-40
Весь сегодняшний день предавался книгам и конспектам. На улице побывал лишь дважды по 7-8 минут (дорога от библиотеки и обратно). Колоссально много интересных и нужных вещей, которые необходимо было бы освоить – и так ужасно мало времени и так ограничены возможности (способности, навыки, методы) освоения  информации.
И все же, живя в таком режиме, как сегодня (да и вчера), я здорово отключаюсь от реальности и погружаюсь в абстрактный мир своих идей, замыслов, мечтаний. А реальность любит потом возвращать к себе, и не редко при этом щелкая по носу, чтоб не забывался.
1.02.89  7-35
Февраль начался бодрым оптимистическим настроением. Провел аутотренинг с  установкой на месяц (впервые). «Загадал», а через месяц посмотрю результат.
Несколько дней думал (по одной-две минуты), почему опять резкое критическое отношение к своим стихотворческим опытам, почему опять: «Все ерунда, бред, примитивно и недостойно внимания»? Хорошо, что не остановился, пишу дальше.
Сейчас задался установкой постепенно преодолевать избыточный скептицизм, относиться к попыткам творчества более спокойно.
22-45
Действительно первый день февраля прожит на хорошем уровне. Даже отрицательные результаты воспринимались как шаги продвижения к цели, и не вызывали существенных отрицательных эмоций – не выбивали из колеи, и ничуть не задевали оптимистического настроения. И КПД тоже ощущается. Если продолжение пойдет стабильно, на этом же уровне, без срывов, то к весне возможен переход работы на более высокий качественный уровень.
Наиболее интересное событие дня – это знакомство с Н.Л. Симбирцевым, ученым, сделавшим два фундаментальных открытия: применение культуры скорционеры и препарата (фитогормона), повышающего рождаемость (плодовитость) и жизнеспособность потомства.
У него есть колоссальные предложения – пока трудно оценить их реальность. Но – будем сотрудничать.
4.02.89 23-10
Почти сутки в Саянске. Отоспаться не удалось. Самочувствие только сейчас приходит к удовлетворительному уровню, когда дети спят и Татьяна тоже успокоилась. Днем было 3 или 4 момента когда «скребли по душе кошки» - почему-то слишком эмоционально реагирую на поведение жены, когда она кричит на детей.
За весь день успел прочесть только несколько газет, посмотрел  телевизор, порассуждал с тестем на тему перестройки и прошелся с Татьяной по магазинам – высокосознательная жизнь и интеллектуальное творчество сведены до минимума. Приезжаю в Саянск – и резко падает работоспособность. Сразу думаю – в таких условиях, в такой обстановке нормально мне жить не придется, я постоянно буду испытывать дискомфорт и ощущение пустоты, из-за отсутствия творческой работы, отсутствия требуемой дозы уединения.
7.02.89  20-45
Полчаса назад появился Сергей Долгушин. И вот, полчаса беседы о кочергатских проблемах дали мне приличный стресс, со знаком «минус». Происки Мишукова и его компании (лесоматериал, строительство, лошади, дизель…) очень дурные мысли нагоняют. Пропадает иллюзия, что все двигается вперед, и появляется совершенно противоположное чувство, что уже близко крах идеи…
Кочергат дает много ощущений, разноконтрастных, вдохновляющих и угнетающих. В конце разговора чуть не побежал искать табак – так захотелось курить (вторую неделю не курю). Но преодолел этот отчаянный всплеск эмоций и буду заполнять работой неприятные ощущения.
А день, в общем-то, выдался неплохой. Успел много сделать, и главное – состоялся разговор с Ростиславом Филипповым по поводу нашей идеи создания специализированной школы-интерната в Кочергате – он обещал самую серьезную поддержку. Это сдвиг – у меня больше стало уверенности в реальности возможного осуществления идеи школы-интерната.
… Собирался сказать Филиппову о своем увлечении стихотворчеством, но не решился. Подумал – ни к месту, и нет  у меня ничего существенного. Да и настроение Филиппова показывало, что он не расположен к поэзии.
9.02.89 20-18
Вчера, когда встречался с Филипповым, обратил внимание на некоторые штрихи повседневной приземленности в быте писательской братии: кого-то представляют на заслуженного, кого-то обещают напечатать в «Сибири» и т.п.
Увы, и поэзия с прозой – очень земные занятия, как и все другое в нашей жизни (кроме, может быть, мгновенных вспышек любовных и горестных чувств) и потому нуждаются в обыденных земных опорах (деньги, тщеславие, знакомства, протеже и т.д.). И видно – мне тоже этого не избежать (то ли в лучшем, то ли в худшем случае).
И все же – как мало я вкусил любви и добра, как часто питался горечью собственных ошибок…
10.02.89 23-15
Кризис настиг в Кочергате. Пробыл там около двух часов, но успел испытать очередной стресс и впервые закурил - за две недели без табака. Кроме того (вероятно), подхватил вирус гриппа – судя по головной боли и температуре. Но зато утихли боли в желудке, беспокоившие со вчерашнего дня. Короче – кризис со всех сторон. Пытаюсь преодолевать. Читаю П. Фейерабенда, заражаюсь духом демократии и неоднозначности.
В Кочергате дела действительно плохи. Толпа ничего не делает. Нашли уйму объяснений и счастливо прозябают, влачат полубичевский образ жизни, и находят это вполне нормальным.
Развитие получили идеи Билла Демиденко – наивного большого анархиста, незаметно устанавливающего свои законы и навязывающего свои привычки, усиливающие дурное влияние. Короче, надо предпринимать что-то кардинальное. Все идет к полнейшему развалу, и нет намека на соответствие действий тем задачам, которые стоят (по строительству экспериментального молодежного комплекса в Кочергате). Избыток тупой, умственно и деятельно ограничивающей демократии. Нужны новые люди, человек десять – бойцов. И техника, и материалы, и строители. И настоящее мое присутствие.
11.02.89 суб. 22-50
Вольный режим. Познание и наслаждение жизнью Где я раньше был? И почему не осознал всего, что определяет мою жизнь сейчас, лет десять или пятнадцать назад?.. Или хотя бы в 1982 году в начале учебы на охотфаке…
А день был чудный! Весна, да и только!.. Температура около нуля, и с  крыш бежит и на асфальте лужи…
За день совершил четыре прогулки – не спеша и наслаждаясь погодой, видами старого Иркутска и рассматривая  суетящуюся толпу.
Часа три позанимался в библиотеке, прошелся по магазинам, купил пачку книг, и остальное время читал у себя в номере.
Да еще желудок большую часть дня болел, навевая грустные мысли об уходящем (или уже ушедшем) здоровье.
12.02.89 вск.
С 17-00 совершил часовую прогулку по Иркутску: Сухэ-Батора -  К. Маркса – Урицкого – Дзержинского – Ленина – К. Маркса – Набережная. В основном рассматривал и любовался старыми зданиями. Долго простоял возле областного краеведческого музея  - дворец, да и только!
Смотрел на Ангару и противоположный берег, затянутый дымами на фоне заходящего солнца – и ничего на том берегу не нашел красивого в архитектурном смысле.
15.02.89  23-53
Жаль, что часто в дневнике я записываю свои эмоции, а не повествую о содержательной и событийной стороне. И все же каждый день случается хотя бы одно интересное событие.
Сегодня их было несколько. Взять хотя бы заседание научно-технического совета архитектурного в горисполкоме, где обсуждались три варианта проектирования Международного молодежного центра «Спутника». И сам ход обсуждения, и содержание проработок предпроектных, и позиция иркутской мафии архитектурной (Бух, Шматков), и аргументы… В общем, интересно и полезно, не жаль 2,5 часов.
Да и на сборе ассоциации по туризму тоже не бесполезно провел время. Вот только поездка в Ангарск – холостая. Пляскина не застал. Завтра – в Малую Голоустную и Кочергат.
20.02.89 пон.
В воскресенье налег на чтение. Читал неожиданно много. И методология, и психология, и поэзия, и экология…
Павел Васильев! Потрясающе! Я впервые его так прочувствовал. Какие таланты губит история, не дав им раскрыться вполне… Поэт! Божьим провидением поэт! Один из величайших русских поэтов!
А в понедельник была суета. Но почти везде подстерегали удачи, небольшие, но очень нужные. Завтра, кажется, еще более сложный день. Лекция в заочной комсомольской школе, в Ангарске и много разных вопросов, требующих срочного разрешения.
22.02.89 ср. 19-50
Вернулся с прогулки. Уже вырабатывается излюбленный маршрут: Набережная, К. Маркса, Ленина. И похожие мысли, глядя на старые дома: а стоило ли делать все эти революции, стоило ли губить такое огромнее число народа, уничтожать миллионы, десятки миллионов людей, коверкать миллионы судеб, ради того, к чему мы сейчас пришли?... По-моему, и без всяких революций мы могли бы достигнуть нынешнего состояния и даже гораздо лучшего. Вообще, историю надо заново самым серьезным образом изучать.


Рецензии