Николай угодник, массовик затейник

«Богомаз» – это звучит гордо! Богомаз – это звучит ГРОЗНО! «Кто там улицей крадется, кто в такую ночь не спит?» это Борысовский богомаз золотишко в огороде закапывает на черный день. От комиссаров хоронит.
Пришли Красные супостаты! Искоренили под корень народный промысел. Вся слобода этим жила! По многим углам России – матушки свой товар поставляли! Особая школа письма выработалась! Своя, Борысовская! И по ныне знающие люди, в «досках» разбирающиеся, выделяют здешнюю икону. Не «Ажока и К» конечно, зато не штамповка! Ближе к Итальянской живописи. К Микеланджело, например. Чувственная!
Наверное, климат не только на характер человеческий влияет, но и на всё его существо. Новгородские иконы! Климат северный, суровый… И иконы такие же! Рубленные черты лица, ломанные линии. «Посмотри как страшен господь твой!» - основной лейтмотив.
Я думал раньше, что от неграмотности нашей, да от неумелости, косолапости Русской такие иконы угловатые рисовались. Пока мне Серебряков – «Колумб Белгородских древностей» глаза не открыл! «А иконы, - грит, и должны быть непонятны, пугающи! Почему тела всех святых уродливы? Потому, что природа их не может равняться человеческой! Ладони, стопы ног непропорционально малы. Это выдает в святых приоритет духовности над грубой земной плотью!
Если изобразить Матерь Божью или распятого Христа в виде Венеры Милосской и Геракла, потеряется цель! Грешное затмит суть. Дух… Передать силу образа как можно скромными, скупыми средствами. Цель.
Наиболее ценные иконы писались монахами после долгих постов и умервшления плоти! Уже в полуобморочном состоянии! Когда краски окружающей жизни от многодневного затворничества, постов и молитв напрочь выцвели!
Плюс школа! Иконография не есть живопись! Именно поэтому русские иконы так неповторимы! Стоят особняком в мировом искусстве.
Так вот, Борысовцы – они ближе к народу. Природа южная, хлебосольная, плодовитая. «Топор в огороде забудешь – за ночь прорастет!» Их творчество ближе к Украинской иконописи.
Поле революции прикрыли большевики лавочку! Заставляли вождя рисовать. Промыслы какие то свои коммунистические организовывали. Горшки расписывать… Говорят и поселок в честь царя Бориса Ельцина назвали! А золотишко потом долго еще из земли выкапывали, выпахивали, хитрыми бесовскими искателями выискивали. «Трембиту» смотрели? В роли Леонида Ильича Брежнева Савелий Крамаров! «Минер ошибается один раз в жизни!»
У Груздя в романтическом возрасте было такое представление: Главное до Борысовки добраться! А там лопату в землю воткни, обязательно на клад напорешься!

Так вот жил на поселке Майском, в бараке с бабкой Мандрычихой, которая в войну немцам двух партизан выдала, которых расстреляли. Коммуняка Ефим. Пролетаристый коммуняка. Не идейный. Скорее новой властью «инкубированный». Знаете как яйца, когда в инкубаторе выводят, ЦЫПЛЯТА ПОЛУЧАЮТСЯ КОММУНИСТИЧЕСКИЕ! Потому что с первого мига своей жизни матери не видели! «Нам партия светит, нас пратия греет!» А родом Инкубаторский Ефим из Борисовки! И вот ему через гены передалось ремесло богомаза. В Бога не верит а иконы рисует! Вернее что не пытается изобразить, всё иконы получаются!
А бабке Мандрычихе время помирать пришло! В войну то её сразу после освобождения жители требовали расстрелять. Да сильно на рожу смазливая оказалась молодая Мандрычиха! Пожалел её какой то молоденький сексуально озабоченный комиссар!
Пришло время Мандрычихе предстать перед Богом. И решила она грехи замаливать! А с иконами в коммунистическое время туго было! Церкви отдельные, чудом уцелевшие на голом энтузиазме священников держались! И присоветовал, кто-то бабке обратиться к Ефиму: «Мол: «Напиши мне образ Николая Угодника, а батюшка его потом в церкви освятит!»
Сказано – сделано! Николая, так Николая! Попросил Ефим показать ему фото того Угодника в фас и профиль. Желательно с биркой на груди. Бабка по всему поселку его водила, иконы Николая у знакомых показывала. А Ефим, он не дурак насчет выпить! Да и вообще здраво к делу подошел: «Гроб он ведь одного материала сколько требует!» Короче – бартер! Три литра самогона. В рассрочку! Пол литра ему сейчас голову поправить. Срисовал богомаз личность этого Николая! Как агент царской охранки юную Клару Целку. И прикинул, что одному то ему скучно будет святого воять! А Угодник этот - вылитый тракторист Яша Гельман. Плюгавый, тощий и на гармошке играет мастерски! Два в одном: И собутыльник есть, и натура для портрета, и музыкальное сопровождение. Яша Гельман тоже уникум: Еврей, а самогон жрать и на гармошке пиликать выучился лучше русского! Богата самобытными талантами Русская земля! Засели они у Ефима в комнате. Самогон на столе, закусь… Ефим с тракториста Яши святого лепит, а тот ему на гармошке шпилит.
Пока были сравнительно трезвые, Ефим еще понимал, что делает! Нарисовал икону. Кресты на одежде угодника, всё как положено! Бабки со всего поселка государственной комиссией приходили работу принимать! А к вечеру глядь, чего-то в его живописи не хватает. Нет, так сказать, жизненного реализьма! Ну поправил он кой че: Бутылку на столе, закусь дорисовал, гармошку в руках святого Николая. Утром чуть свет явилась бабка. Икону в тряпку, под мышку и в церковь на заутреню.
А сама то близорукая. И поп «Зоркий сокол!». Начал уже доску освещать, да вдруг присмотрелся и говорит Мандрычихе: «Где это ты видела бабка, чтобы святой Николай УГОДНИК НА ГАРМОШКЕ ИГРАЛ?»


Рецензии