первая лекция о Дизайне

Первая лекция выстраивается, как ознакомительная с творчеством  дизайнера  Студенты знакомятся с краткой историей развития дизайна.
Историческая справка
В Германии в 1907 году был основан производственный союз «Веркбунд», объединяющий промышленников, архитекторов, художников, коммерсантов. К возникновению этого союза привело то, что без увязки экономических и эстетических  требований промышленного производства победить на международном рынке не возможно. Основатель «Веркбунда» - архитектор Герман Мутезиус оставался до 1914 года президентом этого общества.
Основные задачи «Веркбунда»
- Реорганизация ремесленного производства на промышленной основе;
- Создание идеальных образцов для промышленного производства;
- Борьба с украшениями и орнаментацией;
Программа провозглашала: объединение « желает осуществить отбор всех лучших действующих возможностей в искусстве, индустрии, ремесле и торговле. Объединение стремиться к охвату всего, что  содержится в качественном выполнении и тенденциях промышленного труда». «Веркбунд» объединил крупнейших представителей творческой интеллигенции Германии.


Введение
Термин «Дизайн» появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей называлось «художественным конструированием»,    а теория          создания вещей «технической эстетикой». В переводе с английского «дизайн» означает рисование.
Это слово породило и производные понятия: «Дизайнер» - художник – конструктор, «Дизайн – форма» - внешняя форма предмета и др

В самом обобщенном виде определение дизайна может быть сформули-ровано следующим образом. Дизайн (англ. design - проектировать, конст-руировать) - проектная художественно-техническая деятельность по раз-работке промышленных изделий с высокими потребительскими свойства¬ми и эстетическими качествами, по формированию гармоничной предмет¬ной среды жилой, производственной и социально-культурной сфер. Объек¬тами промышленного дизайна являются промышленные изделия (произ-водственное оборудование, бытовая техника, мебель, посуда, одежда и пр.).
Пионерами дизайна были архитекторы и художники, которые осозна¬ли новые возможности, открывающиеся перед ними с развитием массово¬го машинного производства. Их увлекала широта масштабов и сложность задач, не сравнимых с теми, которые стояли перед художником прежде - главным образом украшать быт верхушки общества.


Эскиз. Начальная стадия создания дизайна
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Время, уходящее на эскиз, от 2 минут до 2-х часов, если это живописный эскиз.

Эскизы недорогие и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска может также считаться эскизом в более широком значении слова. Графитные карандаши сравнительно новое изобретение, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге.

Вопреки популярному убеждению, художники часто используют ластики при рисунке. Стирающее устройство может быть использовано, чтобы удалять грубые строительные линии, или, чтобы смягчать линии для визуального эффекта.

Эскизы Леонардо да Винчи и Эдгара Дега — два примера художников, эскизы которых стали объектами искусства.

Абрис - м. немецк. контур немецк. очерк, обвод, наброска, наброс, очертание, накидка, оклад, окаемок, рисунок без теней.

Чертеж - Изображение чего-нибудь чертами, линиями на плоскости.

Черта - ж. чертка, черточка, всякий линейный знак, прямой или кривой, сделанный в один почерк, или непрерывно. Строчная черта, прямая, для строки; черты на бирке, пометы, зарубки; черточка на стекле, цапина.




На втором занятии обучающимся предлагается тема для практического
выполнения :
1. Выполнить ритмическую композицию на тему «Дизайн в народных художественных промыслах».  За основу
взять квадрат 15.15 см . С помощью линии и пятна (композиция в один
цвет ) решить поставленную задачу.
Преподаватель по ходу выполнения задания объясняет отличие станковой графической работы от прикладной. А это непосредственное воздействие автора через художественный образ на зрителя и отсутствие утилитарных функций графики , кроме украшательской . В процессе выполнения упражнения студенты повторяют основы любой плоскостной композиции . Задаются вопросы :
а) Принципы размещения предметов в листе;
б) как создать композиционный центр;
в) как выявить главное и второстепенное;
г) что такое ритмы;
д) что такое графический язык, стилизация;
е) что такое контрасты и нюансы, какими они бывают (цветовые, тональные; по форме, размеру ).
2. Следующее занятие является переходным.  От станковой графики студент переводится в стадию знакомства с проектированием . В основу задания
была положена тема, взята из опыта работы дизайнерских студий. Новым
можно считать комплексный подход к ее решению.
Дается задание : создать рисунок с изображением сувенира.  Выполняется
рисунок тем же графическим языком , что и предыдущий , в том же формате ,
теми же средствами . Форма сувенира ,  графика должна  нести черты национальных  орнаментов .  Студентам объясняются задачи прикладной проектной графики . Это уже своеобразное проектирование конкретной вещи в данном случае  сувенира.
3. Еще одним заданием из этого ряда упражнений стало выполнение
рельефа , работа  с  бумагопластикой .
4. Лепка формы  сувенира  на тему «национальные сувениры  и  орнаменты». Обговаривается ситуация, задаются вопросы : какие черты свойственны сельскому пейзажу, какие линии, какая пластика линии будут наиболее адекватно отражать эту тему ; какие ритмы свойственны городу , какова пластика линий здесь . Ведется разговор об отличии объемной композиции от плоскостной (подчеркивается ее трехмерность ). Выполнение композиции

5. Пятым заданием становится проектирование и выполнение упаковки
сувенира . Предлагается вычертить развертку куба 15 х 15 х 15 см . Далее объясняются принципы работы над графической частью упаковки . Графика условна , должна быть выполнена в едином стиле с предыдущими частями задания .
Она может зрительно подчеркивать объем или разбивать его. Впервые в изобразительную часть включается текс «Национальный сувенир». Шрифт обязан быть органичным изображению. Сначала выполняется макет в масштабе, где обучающийся ритмически организует композиционную часть упаковки , находит целостность композиции . Затем идет выполнение оригинала . По ходу работы  объясняются задачи проектирования , рассказывается о том , какие функции выполняет упаковка (утилитарную, защитную , информационную функции , через текстовые части и пиктограммы рекламную ). Упаковка привлекает покупателя к товару , следовательно , ее графика должна быть образной , активной . Выполнение может быть как черно -белым , так и цветным . Задание не должно быть чрезмерно трудоемким , так как целью становится  первоначальное знакомство с графическими приемами проектирования .
6. Затем обучающимся предложено выполнить рекламный плакат в цвете на тему «Национальный сувенир» где графика становится цветной, характер шрифта и изображения поддерживают предыдущие задания, развивают комплексное решение , обогащают его .
7. Объясняются задачи рекламной графики  как одного из областей графического дизайна .
8. К комплексу упражнений может быть подключено и выполнение рекламной  листовки, флаера,  буклета на данную тему.  В этом случае происходит обращение к шрифтовой наборной композиции .
На примере всего задания студенты  начинают понимать , что работа дизайнера строго функциональна , комплексна , системна . Между дизайнером и зрителем стоит заказчик со своими задачами , требованиями , с ограничением в материалах , количестве цвета в рекламе , способе печати графики .
Задачу первоначального знакомства с деятельностью дизайнера  необходимо завершить беседой о том , что они усвоили из выполнения заданий , какой опыт приобрели , с какими материалами познакомились . Нужно подчеркнуть то, что стилевое единство выполненных работ .качество положительное . Важно рассказать о том , что в своей работе дизайнеры опираются на опыт предшествующих поколений , мастерство художников прикладников на исторически сложившиеся художественные стили разных веков , на опыт западных и российских дизайнеров XX начала XXI века . Необходимо упомянуть известные школы дизайна : Баухауз , ВХУТЭМАС и ВХУТЭИН ;  где графика становится цветной , характер шрифта
и изображения поддерживают предыдущие задания,  развивают  комплексное
решение, обогащают его.


Рецензии