Нет таньга - нет воды

Сорок семь лет ездила в Адлер! И лет тридцать из них брала курсовку в санатории «Южное взморье»: удобно организованные поездки на мацестинские ванны, доброжелательный медицинский персонал, широкий пляж, приятная зелёная зона способствовали (до поры) хорошему отдыху и восстановлению здоровья. Режим, любой, для меня по определению неприемлем. Бегать к кормушке по часам – нет, это, перебор! А вот курсовки - вполне устраивали.
Сомнения по поводу «устраивали» начались в уже прошлом, 2010 году…

Воскресенье. Раннее утро. Автобус на Мацесту, как всегда отправляется в 7.10. Я что-то проспала и почти опаздываю, на проходной показываю пропуск и намереваюсь рвануть к автобусу.
- Подождите!.. Что там у Вас?! – надменно спрашивает новый охранник, не выспался тоже, бывает….

Охранник медленно разворачивает мой «листочек-бегунок», внимательно изучает назначение врача и расписание посещений Мацесты, тщательно пережевывая жвачку.

У музыкантов хорошо развито образное мышление, и я, спрятав поглубже усмешку, пытаюсь ускорить его темп:
- Давайте побыстрей, а?! Автобус уйдёт.

В ответ меня смерили взглядом сверху вниз и наоборот.

- Раньше приходить надо, - мычит, наконец, стражник и недовольно протягивает пропуск.
- Слушаюсь, постараюсь учесть! – с иронией бурчу в ответ.

Но настроение, чувствую, упало.… Ну, надо же?! Таможенный досмотр – да и только! Но … ладно, думаю, время неспокойное, нас же охраняют! (Наивная-я! Оказывается не нас, а ТЕРРИТОРИЮ!  И - ОТ нас! В смысле, от «курсовочников»!).

Теперь в 2011-ом году!..

Июнь. Отдыхающих маловато. С погодой не очень-то повезло - дожди, да и море грязное из-за повсеместного строительства в связи с предстоящей Олимпиадой (если б не Мацеста – вообще бы тут делать нечего!). А тут ещё и малыш, который барахтался по щиколотку в воде, радостно завопил:
- Папа, па-а-ап! Смотри, какашка плавает!..

Тьфу ты, чёрт, фу!.. Хорошо хоть на пляже санатория есть душ, - есть, где обмыться после… оздоровительного морского купания!

Во вторую субботу моего отпуска - слава Богу! – солнышко. И я собралась на пляж.

- Вы куда!?
- А в чём дело-то? – спрашиваю.
- Сегодня у Вас нет Мацесты! – буравит меня бусинками глаз привратник.
- Ну и что? У меня пропуск до 28-го. Вы же не раз его изучали!
- А сегодня у Вас какие процедуры?
- Что это ещё за допрос с пристрастием!? – уже злюсь, - морские купания и воздушные ванны!
- А где это написано?!
- Что написано?
- Что Вам прописаны морские купания и воздушные ванны?!
- Здра-асьте! А на юг мы все, зачем приезжаем?
- Я не знаю, зачем вы все приезжаете! … Хотите морские купания и воздушные ванны – платите!
- Не поняла. Это что же теперь, шаг вправо, шаг влево от назначенной процедуры – таньга?
- А как Вы хоте-е-ели!?! Конечно! А то… ходите тут… нахаляву! И ещё удивляетесь!

У меня секунд на двадцать звук попал. Тупо смотрю на охранника. Ну, ни дать, ни взять, - персонаж из узбекской сказки «Аист»! «Кругом поля — мои поля. Течёт вода — моя вода. Звенят таньга — мои таньга»…

Коренастый страж, поигрывая мускулами, - знать, засиделся, затекли мышцы-то! -нагло, презрительно, с кривой улыбкой смотрит на меня, переполняясь от чувства собственной важности. А у меня уже в мозгу шарахаются из стороны в сторону смутные образы, то ли от когда-то прочитанного, то ли от увиденного в кино. Ну, точно! Прямо-таки типичный староста или полицай в оккупированной фашистами стране! … Или свежевыпеченный Шариков! Дай такому власть – и ведь забодает!…

- За всё сразу платить, или по отдельности: за море, за воздух, за солнце, за камни?! - ехидничаю.
- Можно и по отдельности – осклабился привратник.
- Да?.. И кому платить? Вам?
- Сегодня – нам, с понедельника – в кассе.
- Если Вам, то где кассовый аппарат?
- Приходите в понедельник тогда, - рыкнул он.

Смотрю на него и думаю, да что я, в конце концов, завелась? Может, он просто пытается честно, как ему кажется, оправдать своё местонахождение и зарплату! У самого, поди, семья! А здесь работу не вдруг найдёшь! И почти успокоившись, говорю:
- Покажите мне письменное распоряжение, где есть указание, что за море, воздух и солнце я должна платить отдельно. И назовите свою фамилию.

Мои слова охранникам вижу, явно не понравились. Старший, тот, кто только что важничал, как петух на помойке, сник и уже другим тоном нервно развернул передо мной стопку бумаг.

- Вот, распоряжение генерального директора санатория…
- Вашу фамилию назовите.
- … Пожалуйста!.. Малышев Владимир Николаевич моя фамилия – выдавил он сквозь зубы.

Я хотела сказать, мол, длинная, однако, фамилия, но … промолчала, чтоб самой же не соскользнуть на юмор.

- Ну, и где тут написано, что «курсовочникам» нужно доплачивать за посещение пляжа и прогулку по территории?

- А… а это САМО СОБОЙ РАЗУМЕЕТСЯ!!!

А у меня таки опять в ушах блеющий голос Аджар-бая из мультфильма: «Хасан. Хасан! Ты не попадёшь теперь в Рай! Ты крадёшь мою воду! Плати скорей таньга. Одну таньга»…

- Да что Вы говорите?! – уже всерьёз издеваюсь, - а я вот почему-то предполагаю, что это только само СЕБЕ, то бишь, ВАМ разумеется, да разве что, Вашему «генеральному».

Потом вижу, привратник уже расстроено молчит. Ладно. Я тоже отвязалась. Действительно, что я на него-то взъелась!? Ему приказали «не пущать», - он и не пущает. Скажут (за зарплату опять же ж!) «стрелять» – будет стрелять. Его дело – маленькое! А вот зарплата – не очень маленькая. Что ж, понять можно. Вот только принять – не очень как-то.

От возникшего замеса гадливых чувств обиды, раздражения и злости на тех, кто стравливает и тем самым ещё более оскорбляет и унижает собственный народ, захотелось срочно вымыться, не хуже, как от заср… загаженного моря.

Вечером поделилась со своими неприятностями с давним знакомым отдыхающим из Воронежа, 84-летним очень галантным мужчиной, ветераном ВОВ – он так же, как и я, частый гость Адлера и с похожими проблемами здоровья. В ответ он зло матюгнулся, - чего от него уж никак не ожидала, хоть мы и знакомы больше восьми лет, - и горестно стал рассказывать о своих, нелестных для руководства санатория, впечатлениях. Я даже пожалела, что расстроила старика.

На следующий день сгоряча выговорилась знакомой медсестре, а она, смущённо потупив и отведя в сторону глазки, лишь кивнула головой, да тихо, будто опасаясь, что услышат, печально обронила:
- Да, у нас теперь так. На следующий год курсовочников, возможно, вообще уберут.
- Лихо! А кто у вас «генеральный»? – спрашиваю.
- Иван Иванович…
- Иванов? – улыбаюсь я.
- Нет, - отвечает (в голосе – ни смешинки!) – Фогельзанг.
- Во как!.. Еврей что ли?
- Нет, он – немец… русский.

Ну, да, такую игру слов может понять только наш соотечественник.

Чуть не выпалила пришедшее на ум: "Achtung! Achtung! «Курсовочники», вон из частной собственности Herrn Fogelsanga!" Еле поймала себя за язык, но поймала. А то ещё в чём-нибудь обвинят, кроме как в халявном приёме солнечных ванн на частной санаторной территории русского немца, или наоборот, немецкого русса...

А может, всё не так уж и плохо? Залезла в Интернет, чтобы познакомиться с отзывами других отдыхающих в «Южном взморье». Ма-а-ама дорогая!..  Читаю:

«Санаторий просто ужасный! В ванной водятся страшные насекомые из сказок Чуковского. В столовой бывает подают не то что невкусную еду, но она еще бывает недоваренной!!!
Лечение тоже не на уровне. Супруга была записана на массаж. В один из дней массаж делала пьяная в стельку массажистка. Экономят на всём, даже на туалетной бумаге. Не рекомендую отдыхать в этом "санатории"!».

«Мы отдыхали в августе 2010 г. Семьей (я ,муж и ребенок). Хуже отдых себе и представить нельзя, номера ужасные, в ванной тараканы, питание отвратительное, администраторы наглые, а пляж это вообще жуть!!!! Лечения никакого, врачи туповатые, только массаж на уровне. Да и о каком лечении можно говорить, когда самочувствие после приема пищи в санатории ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ!!! Из 2 недельного отдыха 10 дней ребенка рвало, повышалась температура и т.д. При нас тоже началась эпидемия кишечной инфекции.
В общем, отдыхать в этом санатории НЕЛЬЗЯ (опасно для здоровья)!!!!!».

Ничего себе! Или не себе чего?.. Читаю дальше:

«Директор "Южки" русский немец Фогельзанг Иван Иванович - самое интересное лицо в этом санатории, ради которого, собственно, я и пишу этот пост.
Одним из его самых удивительных внутренних распоряжений является борьба с кошками на территории. У него самого всегда заготовлены камни для их распугивания, а сотрудникам он назначил негласную премию за "голову" животного в размере 300 рублей.
Теперь сборщики мусора, работники котельной, слесари и сантехники и другой персонал (особенно любители запотевшего пузыря), зарабатывающие 5-8 тысяч рублей в месяц, имеют дополнительную прибавку.
Некоторые из них наловчились ловить кошек за территорией санатория и проносить их в "Южное взморье"»….

Ну?!… И Вы мне теперь скажете, что на счёт Шариковых я не права?!

Да уж! Дожили, братцы!..

Хотите знать, как я в дальнейшем проходила на территорию "Южного взморья"?
Да обычно, как всегда! Только охранники, увидев меня издалека, просто демонстративно поворачивались ко мне спиной!
Смех и грех! Детский сад, ей-Богу!

И было бы так смешно, если бы не было так грустно.


Рецензии