Вместе с товарищами

ВМЕСТЕ С ТОВАРИЩАМИ
(Из книги «О людях и для людей»)

 Тот день двадцать пятого августа 1983 года для работников газового цеха стал поистине днём ударного труда. Не на словах, а на деле. Остановку доменной печи № 1 (для очистки газопровода получистого газа) в газовом цехе, конечно, все давно поджидали,  ждали лишь удобного случая,  и были готовы  начать работу в любой момент. Однако, несмотря на всё это, появившаяся  возможность для ремонта произошла для них довольно неожиданно. Никто на заводе  не ожидал, что первая доменная печь вот так сразу и вдруг остановится?! Все  знали, что более чем двухметровый диаметр газопровода по всей  своей длине, почти,  полностью  зарос отложениями.  Но  печь  долгое время была постоянно в работе и  продолжала плавить металл, что экономически в настоящее время  очень важно и крайне необходимо заводу. Сегодня заводчанам нужно иметь как можно больше  в запасе металла. Вот по этой причине  работники газового цеха ни коем образом  не могли  приступить к работе.
 В то же время,  все на заводе  отлично понимали, что этот газопровод  доменному цеху, при такой интенсивной работе первой печи,  просто необходимо иметь только в надёжном состоянии, иначе в любой момент  может произойти  большая неприятность, такое состояние газопровода может  привести  к  аварийной ситуации. И потому  доменщики работали с большой долей риска, можно сказать, ходили по лезвию ножа!  Получалась такая  ситуация, что чистить  газопровод во время  работы доменной печи  было совершенно невозможно, но и работать  доменщикам долгое время, имея его в таком состоянии, тоже  было нельзя.  Вот  потому в газовом цехе все с большим напряжением  ждали первого же подходящего момента для ремонта. И тут самый лучший вариант –  вынужденная остановка печи из-за срыва поставки кокса! Конечно, радость тут небольшая, когда  печь остановлена из-за дефицита кокса и отсутствия его на заводе, но для работников газового цеха  это прекрасная возможность для ремонта газопровода. Дождались!    
  Печь в одночасье была остановлена, загружать её оказалось нечем, но и сколько она простоит тоже никто толком не знал и  в газовом цехе все отлично понимали,  что она может  быть очень скоротечной, и печь в любой момент, как только появится кокс, должна быть запущена.  То есть, до первой  поставки кокса, над которой бьются сейчас снабженцы и никто не знает  продолжительности остановки!  Это тоже вносило напряжение в работу газового цеха.. Ремонтники не знали, что и сколько им даровано времени  для выполнения  серьёзного ремонта? Хватит ли им его? И то, что всем нужно работать в ударном темпе,  в газовом цехе всё тоже это отлично понимали!
 И потому каждой минутой остановки нужно было дорожить, работать только в полную силу, с полной отдачей.  Не должно быть ни минуты потерь! Каждый в цехе понимал и нутром чувствовал, что эту  работу нужно сделать только быстро, и только хорошо. Ибо от хорошего её исполнения  зависит надежность работы печи в будущем, надёжность газопровода, а это значит и их дальнейшая  нормальная жизнь в обслуживании этого газопровода.  Ещё одной такой же случайной передышки в работе первой печи в ближайшее время может и не быть?!
  И они за ценой не постояли! Эта огромная работа и важная по исполнению и значению,  была выполнена двенадцатью работниками газового цеха в самый рекордный срок – в течение двенадцати часов! Но какая это была самоотверженная, изнурительная по трудоёмкости и напряжённости работа!!!
«… В газопроводе рабочие могли находиться, то есть работать, только по очереди. Так как он весь полностью зарос шламом. И даже для двоих  в нём не было места, не развернуться, - рассказывает позже заместитель начальника газового цеха Егор Сергеевич Лисяков.- Каждый ремонтник старался подольше «поорудовать» здесь отбойным молотком, постепенно расширяя фронт работы для следующего работника. Сначала в газопровод входил один рабочий, затем в нём работали уже два человека, потом – трое и так далее. Работали все с пониманием, хорошо. Но очень хочется мне сказать о том,  как замечательно и очень самоотверженно действовал в этот день рабочий нашего цеха  Морозов. Так он же, понимаете, – восхищённо воскликнул Егор Сергеевич, –   участвовал в этом ремонте, находясь в своём очередном отпуске!!! Вот что главное и вот что примечательно!  Сам к нам пришёл, никто его не звал! Откуда-то он узнал дома, находясь в отпуске, о нашем вот этом неожиданном ремонте?!.. И сам пришёл!..».
«…Слухами земля полнится…», -  весело и лихо, как-то по-гусарски,  объяснил мне  своё неожиданное  появление  на ремонте в цехе сам Морозов. У него было довольно хорошее настроение от  хорошо выполненной им работы. Эти его слова прозвучало шутливо, с улыбкой и  юмором,  совсем не  по - героически, а  по-приятельски просто. Когда же я ещё раз подошёл к Морозову, чтобы он рассказал подробнее о своём участии в ремонте, то он, уже  помывшись,  отдохнувший и неспешно переодевающийся в свою будничную одежду, просто сказал: «Работал, как все!». Он  готовился  уже уйти  из цеха домой и  продолжить свой отпускной день, улыбнувшись, он лишь подмигнул мне: «Вот теперь можно спокойно и отдыхать…».  «… Неплохой человек!», –  подумалось мне, и я в ответ подмигнул ему.
«…Вот, оказывается,  какие люди работают у нас в газовом цехе! –  возвращаясь в редакцию газеты, думал я, –  знал ведь он наверняка, что с его помощью  бригаде будет работать  значительно легче!  В столь сложной ситуации, как  в цехе будут без Морозова?! Знал о сложной ситуации, вот и пришел,  разве это ни трудовой подвиг?! Многие ли на заводе поступят также, хотя здесь, правда, и удивляться-то особенно не чему!   Морозов, а это в цехе знает каждый, и все говорят мне только про это, –  сам по себе человек-то особенный и замечательный. А многие  говорят ещё и о том, что это человек никогда неунывающий, лёгкий и весёлый! Он  всегда, да и не только в этой ситуации, любую работу свою выполняет с задором, весело и легко.  И без его участия  цеху трудно в любой работе. «А почему? –  рассуждал я.  – Да потому, как сказал Егор Сергеевич, что он умеет определить самый рациональный путь при выполнении любой самой сложной задачи. А бригада, питаясь его интуицией, задором и оптимизмом,  с ним вместе готова выполнить любое самое
 невозможно трудное задание…».
А.Бочаров.
1983.


Рецензии