На пути к думающей вере. Постановка задачи

                Религиозное размышление

1. Постановка  задачи

Современный человек, пришедший к Богу не только по воспитанию, но и по своему разумению,- вновь и вновь готов думать о Боге, и вместе с доброжелательными собеседниками размышлять об основах «Всего и Вся».
Причём, сейчас речь пойдёт о таком начальном способе понимания Бога, который не противоречит основам православия, но позволяет верить с большим присутствием разума.

Представим, что у вас два ребёнка. Один – очень послушный, верящий каждому вашему слову. Но… малоактивный. Другому, прежде чем поверить, надо убедить себя, что по-другому делать нельзя! Нередко он зарабатывает «шишки на своём лбу» из-за сомнений. Но, убедившись в вашей родительской правоте, готов помочь другим упрямым детям обходиться без «шишек» при росте и познании мира.
На вопрос: кто из них вам более люб, вы вздохнёте, и скажите: оба ребёнка мне дороги. Каждый по-своему. И обоих их я люблю!

Ещё в старину, когда человечество было гораздо более «послушным», Антоний Великий призывал: «Ни одна добродетель не может стать таковой, если она будет без рассуждений!». Значит, даже послушному ребёнку надо учиться думать: ведь мышление – это божественная ДАННОСТЬ человеку.

Но земная реальность – обитель человека – не исключает присутствия в ней тёмных сил. Они проникают в сознание человека и искажают его представление о божественных данностях. Поэтому мы часто слышим и соглашаемся, что «жизнь – это постоянная борьба».
Борьба чего с чем? Добра со злом! И именно в мышлении человека эта борьба принимает самые утончённые формы.

Голова человека поднята над землёй, чтобы легче осуществлять связь с небом. Но земля ближе к телу человека. Она кормит тело, даёт ему силы, предлагает зрелища. (Помните требование толпы древнего Рима: «Хлеба и зрелищ!» А сегодня роль зрелищ выполняет «телевидение для масс».)

2. Разделение мышления на ум и разум.

Изначально от рождения ребёнок наделён умом. То есть ум – от Бога!
Об этом часто рассказывает Ужанков А.Н. (см. 1*). На это же указывает и наша пословица: «устами младенца глаголет истина». Ведь истина проглядывает только при Божьем даре.

После семи лет ум ребёнка постепенно преобразуется земной жизнью в разум. Но, наделённый большей изворотливостью, повзрослевший разум в минуты уединения завидует ясности ума ребёнка, его простоте и цельности.

Тогда зачем божественная данность ума заменяется познающим разумом (тоже по воле Бога!), когда человек начинает взрослеть?
Потому что человек со времён Адама помещён в реальный мир. В нём «работают» естественные законы жизни, заставляющие поддерживать жизнь тела «в поте лица своего» в труде и заботах. (Русские пословицы учат: «как потопаешь, так и полопаешь», «без труда не выловишь и рыбку из пруда»).
Так вот. Эта естественная жизнь требует соответствующего преображения чистого младенческого ума - в познающий разум – суровый, а иногда и жёсткий.

Почему?! Ответ в трёх словах: таков замысел Бога.
Чуть подробнее. «Естественный» или «реальный» мир создан Богом после создания Мира Духовного. С надеждой, что Человек способен своей праведной жизнью, взращённой в суровой реальности (с разумом, независимым от академического знания Духовного Мира), прийти к естественной вере в Бога. Это завершит противодействие сил в Духовном мире.
Всё это я очень подробно рассказываю в МифоЛогике, начиная с http://www.proza.ru/2012/12/01/335 . И убеждаюсь, что религиозный Миф предков не только полон логики, но часто является единственным объяснением «неразрешимых» вопросов человека! Что же есть в религиозном миропонимании такого, чего нет в логике разума? На этот вопрос отвечал ещё в 6 веке до нашей эры философ Парменид из Элеи: самые глубокие истины человек постигает УМОЗРЕНИЕМ. (Заметьте: не "зрением разума", а умо-зрением!!). В переводе на современный язык это можно назвать "духовным предчувствием". Об этом рассказывает в своих "Философских беседах" В.Н. Тростников на телеканале "СПАС"
(http://www.youtube.com/watch?v=NIKHdOx86lk).

3. Мечты разума о понятной для него вере.

Современному человеку, привыкшему к достижениям познающего разума, и пытающемуся найти путь к Богу, часто как воздух нужна думающая вера! Для него она и более доступна, и более естественна.

Сегодня, глядя на экран интеллектуальных игрушек, разум должен понимать, что они – всего лишь, – «потеха на час»! Которая не украшает взрослого человека. Для него главным всегда было Дело. А сегодняшняя современность уточняет: ОСМЫСЛЕННОЕ Дело!

Вот и вера ещё со времён Антония Великого требовала «рассуждений». Для утверждения её добродетелей. Тем более такой Добродетели, как вера в Бога!

4. Отрицательные и положительные качества разума.

Но, утверждая созревшую необходимость думающей веры, нельзя не вспомнить об отрицательном опыте вмешательства заумного разума в католическое христианство.
Честно говоря, я не в праве подробно рассуждать на эту тему. Для этого надо одолеть «книжные горы». Поэтому поступим так. Не вникая в чужие ошибки, сами подумаем: в чём заключена главная задача разума и как ему сохранять свою ЧИСТОТУ и доброжелательную направленность на пороге думающей православной веры?
Что если ответить так:

Главная задача думающей веры – понять ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ Мироздания. А, значит, думать надо о Создателе этого Совершенства – о Боге. Думать и сегодня, и завтра и «во веки веков»! Столько времени, сколько нужно, чтобы достичь образа и подобия Отче нашего.
А вторая задача – бежать от всякой ЗАУМНОСТИ при использовании разума и, наоборот, научить его поклоняться ПРОСТОТЕ своих доводов.

После этого, вспоминая завет пословицы «делу время, а потехе час», установить, где можно использовать разум для «потехи на час», а где не сопоставимо большее время давать ему для Осмысленного Дела и для думающей веры в Бога.

Люди взрослеют. Взрослеет и зреет человечество. Зреет и разум.
А как зреет вера? Может быть, обретая желание думать для утверждения её добродетелей?!
Поэтому зреющее человечество, входя в величественный Собор, возведённый нашими предками, должно способствовать строительству в душе каждого из нас – Храма думающей веры!

5. Способ контроля праведности

Итак. В общих чертах понятно, как надо преобразовать разум, чтобы он стал ПРАВЕДНЫМ.
А существует ли естественный способ контроля праведности?
Оказывается, да! Контроль осуществляется нашей СОВЕСТЬЮ.

В языках западного мира этого слова нет. Так утверждает Т.Л. Миронова (2*). Со-весть – это со-путствие с вестями из Духовного Мира. А наша пословица объясняет, что совесть – это глаз Божий в душе человека.

Может быть, именно неведомое западному миру понятие совести и обязывает славянские народы блюсти праведность своего разума и чувства?!

6. Высшие ценности думающей веры.

Наконец, приближая веру к реальности земного мира, надо подумать о высших ценностях думающей веры.
В былые времена чувственной веры высшим её проявлением было монашеское служение с уходом из реального мира. Менялось даже имя!

В чём же высоты думающей веры в земном мире?
Не в том ли, чтобы праведно ЖИТЬ и также праведно делать земные ДЕЛА?
Постоянное праведное СТАРАНИЕ – это и есть молитва к Богу ДЕЛОМ жизни!

Но есть ли такой Пример у Бога, обращённый ко всем мыслящим созданиям?
Есть! На первой странице Бытия он повторён шесть раз в конце каждого Дня творения. Вот эти слова: «И увидел Бог, что это хорошо».


Значит праведная жизнь – связана с постоянными необходимыми делами, одобренными совестью каждого человека. Они позволяют человеку, прямо глядя в глаза Жизни, надеяться, что он живёт по-совести и хорошо. Так, как учит Бог.


И вот у думающей веры возникает первый вопрос:
А что, если Жизнь – это и есть Лицо Бога, проявленное реальностью?!


-------------
1* - Ужанков Александр Николаевич. Православный человек, доктор филологических наук, теоретик и историк русской литературы и культуры Древней Руси.
2* - Татьяна Леонидовна Миронова — доктор филологических наук, член-корреспондент Международной Славянской академии наук, русский писатель.


Рецензии
Спасибо, Юрий!
Всё хорошо, что во славу Божью.
Будьте благословенны.
С уваженим

Натали Соколовская   19.05.2016 09:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.