Сотворение человека

Мы говорим о сотворении, не подвергая сомнению наше и ваше рождение. Практически достоверно, что все люди последовательно, в поколениях, родились от первой семейной пары, мужа и жены, имен которых история не сохранила. Известные нам имена, Адам и Ева суть имена нарицательные, и означают просто «Муж» и «Жена». Наука Генетика подтверждает это мнение – все мы действительно произошли от одной пары первых людей, первых мужа и жены.
Но откуда взялась эта пара посреди девственной природы?! Дарвиновское «Происхождение видов» не дает ответа на вопрос. Невзирая на это отрицание, мы в большинстве, очарованные наукой, создавшей машины, верим, что человек есть природный вид; такой же, как шимпанзе.
Блажен, кто верует…, но предание о сотворении кажется мне ближе стоящим к истине.

Итак, обратимся к Преданию: что говорит оно о сотворении человека?
Предание говорит, что человек был сотворен богами Элогим по своему образу и подобию. Здесь в нашем уме сразу же происходит смешение понятий. В науке, согласно которой мы привыкли мыслить, слово «человек» означает природный вид. И в этом смысле не отличается от слова «енот», например. В таком прочтении получается, что Элогим сотворили природный вид, вступив таким способом в неоправданную конкуренцию с эволюцией видов, которую мало кто из ныне живущих решается отрицать. Между тем, в контексте Предания, «человек» означает не вид, а «муж» – притом не в гендерном даже смысле, как мужчина, а в смысле социальном, как глава семьи, –  совпадая по смыслу со словом «чоловик», в украинском народном языке, например.
 
Получается странная вещь: есть муж, глава семьи, но нет жены – партнера, без которого само слово МУЖ ничего не означает. Поэтому нужно сотворить жену, – к чему помянутые боги Элогим езамедлительно приступают. Досужая молва даже приписала им общительную сострадающую мотивацию – дескать, скучно человеку одному…. И вот, из сочувствия к томительности скуки, сделали они ему жену. Но чудным каким-то образом: самого мужа слепили из глины, а жену взяли из ребра его, когда он спал. Прямо хирургическая операция под наркозом!

Предвижу, что убежденные монотеисты уже успели обвинить меня в многобожии – почему, мол, он говорит не о Боге, а о богах Элогим?!  Да потому, что о них говорит само ветхозаветное Предание.
В еврейском языке слово Элогим, означающее у нас Творца, несёт двойственное число, утраченное в русском языке. Двойственное число это грамматическая форма, применяемая к парным сущностям, или двойцам, отличая их в речи от единичных и множественных сущностей. Практически во всех древних языках имеется двойственное число, что указывает на важность двойственных сущностей для человеческой ментальности.
И, если Эль – это Бог, то Элогим – это единая Божественная Пара, Двойца; поэтому я и говорю о них, как о богах, употребляя множественное число, за отсутствием в русском языке числа двойственного. Не случайно именно Двойце Элогим, а не одинокому шумерскому Элю, отведена нашим Преданием роль творцов первой человеческой пары.
Следует помнить, при этом, что Двойца – это не семья и не партнерство; не союз двух единичных сущностей, но – ОДНА СУЩНОСТЬ. Она разделена надвое в себе, но не вовне!
И вот эта двойственная сущность создает собственное подобие, которое тоже есть двойственная сущность – иначе, какое же подобие! То есть, вопреки буквальному прочтению, Элогим создают не Адама (= мужа), а Эводама (= женомужа).
Но женомуж не может стать прародителем человечества! Он (она) обречен быть отражением Двойцы Элогим в плоти земной.  Отсюда, решающим актом создания потенциального человечества явилось не вылепление Эводама, подобного Элогим, но – разделение этой плотской двойцы на две разных сущности – Адама и Еву, или Мужа и Жену. Которые и смогли стать первой парой, прародительницей всех людей на Земле.
Поскольку разделение первичной богоподобной двойцы Эводам подано в Предании как сотворение жены (Евы), в пару мужу (Адаму), то становится важен  способ сотворения. Именно способ отсылает нас здесь от сотворения к разделению.
Как мы помним, Адам был слеплен из праха земного. Прах, как известно, сам по себе не лепится ни в какую форму, и в нем нет ничего божественного. Между тем, Эводам богоподобен. Что же позволило придать праху форму и богоподобие? Это слюна богов Элогим. Как вяжущее, слюна позволила слепить прах, и как сущность, истекающая изо ртов богов, сообщила Эводаму свойственность богам.
В отличие от слепленного указанным выше способом Подобия (Эводама), Ева была сделана из ребра Адама! Но пусть не радуются эскимосы-косторезы. Эта операция, означающая разделение первой Двойцы на первую Пару, не имеет ничего общего с резьбой по кости. Чтобы понять образность Предания в этом абзаце, необходимо подойти к вопросу герменевтически и обратиться к древней ментальности.
Возьмем сначала само ребро. Оно – часть скелета. Скелет же есть часть человека, неподвластная смерти и, значит, времени. Человек умирает, скелет остается и может, затем, обрасти новой плотью. Именно поэтому скелеты покойников очищали от плоти и хранили в домашних сокровищницах. К этим сокровищницам восходят и современные церковные и монастырские остуарии. Таким образом, кость – материал, использованный для изготовления жены, – отсылает к  непреходящим составам, неподвластным времени.
Но почему взято именно ребро, а не голень, например? чтобы понять, необходимо вернуться к понятию «сердца». Древние понимали под этим отнюдь не мышцу, перекачивающую кровь, но срединный сосуд – вместилище души. В скелете человека Сосуд этот как бы образуют ребра. Вместилище этого сосуда и есть средина человека, или его «сердце».

Вспомним, что своим первичным наполнением грудной сосуд обязан тем же Элогим, которые вдунули свое Дыхание в слепленное ими из праха тело, с помощью своей слюны. Вследствие чего имеем две жизненных субстанции в человеке – слюну Элогим и дыхание Их. Эти субстанции  можно соотнести с позднейшим представлением о двух животах человеческих, одним из которых он обязан телесной душе, общей человеку и животным, а другим – духу человеческому, соотносимому с дыханием богов.

Выбирая ребро мужа в качестве исходного материала для сотворения жены, составители Предания давали нам понять, что Ева взята из самой средины богоподобного Эводама; что она суть от сути его. Отнятие ребра означает, что при разделении двойственного Эводама на Адама и Еву  делению подвергалось самое сердце человека, заключенное в полости, ограниченной ребрами.
В свою очередь образ ограниченной ребрами клетки отсылает к животному, запертому в этой клетке в течение жизни человека, и убегающему из нее в момент его смерти. Это душа или дух, в нашей культуре изображаемая птицей-голубицей, а в героических сказаниях – жар-птицей, которую ищет поймать и посадить в клетку герой, - каковой становится героем именно через обретение жаркой пламенной души, жар-птицы.


Остается последний вопрос: почему операция разделения двойцы на пару происходит во сне? Хирургическое предположение о наркозе не выдерживает критики. Если отнятие ребра есть лишь образ разделения сердца надвое, то сон совсем не причем.
И в самом деле! Разъединение во сне есть лишь отрицание первоначального единства, которое должно смениться уже соединением разделенных половин. И относится это соединение-разъединение уже не к сотворению человека, а к его дальнейшему размножению. Дело в том, что человек не обладает творческой силой богов Элогим и не может поэтому создать собственное подобие. Разделенная пара должна вновь соединиться в изначальную двойцу Эводам, чтобы породить свое подобие. В соединении происходит зачатие, а затем временно восстановленная  двойца вновь разделяется на пару – мужа и жену. Таким образом, в каждом зачатии вновь происходит процесс сотворения человека как богоподобия.

Почему ночью? Это можем легко понять, если вспомним, что наше Предание относится не к солнечной, но – к лунной религии. Именно Луна являет на небосводе лик изначальной Двойцы Элогим.
Свойство видимого лунного диска быть целым, а затем представать, сначала в виде леворогова, а затем праворогова полумесяца как раз и позволяет сделать Луну символом Двойцы –  единой и, в то же время, разделенной в себе на две диалектически взаимодействующие половины. Таким образом, соединение и разъединение человеческой пары для сотворения нового человека происходит под надзором небесной божественной Двойцы Элогим. Неслучайно, поэтому, успех и неуспех зачатия связывали всегда с фазами Луны.

P.S.  В конце не лишне, может быть, отметить, что не следует путать изначальную Двойцу Элогим с богом Моисея Саваофом (Цебаот). Хотя божества эти присутствуют  в едином Ветхом Завете и, в плане Священной Истории,  отождествляются, – ради того, чтобы связно изложить эту историю, – на деле это разные боги, и принадлежат они разным преданиям.
Если Элогим суть боги космические, ответственные за мироздание и человека в нем, то бог Моисея есть бог политический. Он дает власть. Моисей заключает с ним договор (собственно «завет») и властвует Его именем. В договоре, заключенном Моисеем, боги Элогим, сотворившие человека, находят место лишь в преамбуле. Завет заключается не с ними.
Как помазанный царь, мессия, Иисус Христос коронуется этим богом – Саваофом. Как Сын божий он имеет небесного Отца. Тождественны ли Отец и помазавший его на царство иудейское Саваоф? Думается, – нет.
Царство, которое Иисус имеет от Отца, это не иудейское царство. Это царство вселенское, космическое, вечное. И, в этом плане, Иисус ближе к космическим богам Элогим, нежели к Саваофу.

Да поможет нам бог! Аминь!


Рецензии