Моменты радости

Мне 74 года, подвожу некоторые итоги. И меня заинтересовал вопрос: какие моменты радости в моей жизни представляются мне достаточно сочными и яркими чисто эмоционально и именно с позиции сегодняшнего дня?

Известно, что яркое на сером фоне долго искать не приходится – оно сразу бросается в глаза. Вот и я бросил беглый взгляд на свою жизнь и... если не вымучивать, то почти ничего эмоционально яркого я в ней, увы, не обнаружил.  Еще раз: я говорю не о значимости результатов моей деятельности и моего существования для космоса, а всего лишь об эмоциях. И не тогда, когда я их испытывал, а сейчас, – так сказать, о том, что осталось от них в сухом остатке...

Вообще-то, концентрация моих положительных эмоций падает на нищее деревенское детство от шести до восьми лет у бабушки с дедушкой в деревне Малынь, в 60 километрах к югу от Тулы. Тогда я только входил в мир, и бурю радости вызывало абсолютно всё: от радуги до конского навоза всё было чудом! Причем, что важно, миролюбивым. Впрочем, не исключено, что лишь для меня одного, приехавшего из Подмосковья, или «из Москвы», как говорили в деревне. Наверное, мое восприятие мира было столь необычным, что, когда я высказал свое удивление формой помета овец, то сразу же получил и соответствующую неприличную кличку. Вторую кличку – «Поп» – я получил после того, как надел себе на голову высокую боярско-поповскую шапку, оставшуюся, видимо, от прадеда.

Но всё вокруг было без злобности и агрессивности и не оставляло следов на психике, когда я оставался в одиночестве. Вот тогда-то я обычно и погружался в пространство бесконечной радости. Помню, как уйдя от дома далеко за речку, я поразился тому, что в упругом утреннем воздухе звук от удара дедушкиной киянки по кровельному железу доносился до моего уха лишь спустя некоторое время! Или другой случай: большие камни на теплом мелководье. И всего-то – просто камни! Но для меня они остались реальной сказкой и на всю жизнь...

Настоящим праздником стала еще одна сцена из шестилетнего детства: залитая солнцем комната; бабушка на скамейке прядёт на прялке и напевает «Христос воскресе!». И всё! Но такого теплого пения я не слышал больше никогда.

Я загибаю пальцы, когда мне было блаженно хорошо. Вот еще сцена: на лугу, поросшем птичьей гречишкой и душистой ромашкой после дождя образовались обширные чистые лужи и мы, дети, разбегались и скользили на попе по мокрой траве. Ах, какой это был праздник!

А еще, вот, даль, открывавшаяся с крыши дома. Земля вдруг невообразимо увеличивалась в размере: можно было видеть то, что «обычным» людям, оставшимся там, внизу, было недоступно!

А вот что довелось увидеть сказочного после восьми лет? Ну, растения, конечно, не в счет – они всегда – праздник. А вот сильная картина: мне девять лет; мама чисто вымыла полы и покрыла их деревенскими пловиками, а сама куда-то ушла; сквозь большое трехстворчатое окно на пол падает солнечный свет, и такая благодать вокруг! Понятно, созерцать и пить такое можно лишь с минуту, потом хочется чем-то заняться. Но впечатление-то навечно!..

В шестом классе я оказался в больнице с воспалением легких. И вот там детдомовский парень Ромка подарил мне настоящий праздник: радужные солнечные зайчики на стене, создаваемые призмой от бинокля. (Странно, но сегодня такие зайчики почему-то не восхищают...)

Особым и непременным праздником всегда были первые проталины. Наверное, я помню их все! Ради них я прогуливал уроки. А когда женился и появились дети, то всей семьей ездили «за проталинами» на склоны Скалбы и Вори. Самая роскошная проталина появлялась на «тротуаре» под соснами одной дачи. (Возможно, эти сосны, что напротив восточного крыла дома Дзержинец-23, еще целы.) В течение дней десяти проталина была единственной на всей улице, и каждый раз по пути в Новодеревенскую школу она была мне как старшая родная сестра – теплая и миролюбивая.

И почти одновременно с нею появлялась проталина далеко на противоположной стороне поселка – на солнцепёчном северном склоне оврага, на опушке елового леса. Помнится, как мы, дети, даже босиком бегали по ней, в то время, как везде вокруг еще лежал снег. И сколько же радости было в этом простом действе!..

Не знаю, каким словом поименовать то чрезвычайно безграничное, почти на срыве, чистейшее и радостное чувство, которое я испытывал в течение нескольких дней, пока поступал на физфак МГУ (1958 год). Замешанное на научной романтике и братстве таких же неистово увлеченных ребят, я как бы превратился в сплошной дух, способный на любые интеллектуальные подвиги. К сожалению, история закончилась грустно: как под гипнозом, я пошел сдавать экзамен по немецкому языку за какого-то парня на другом факультете, там был изобличен и удален из списка абитуриентов физфака... Но чувство радости тех дней осталось для меня недосягаемым эталоном на всю жизнь...

Подобной силы чувство я испытал после этого еще раза три – когда ежегодно в замечательный солнечный день бабьего лета уходил в полуоблетевший лес на Скалбу. Несколько часов одиночества в пространстве белесой хмари напрочь излечивали все душевные раны, и я возвращался домой будто заново родившийся... Интересно, откуда у бабего лета такая целебно-возбуждающая сила? Может, от особенностей моей психики: сочетание страсти к деятельности и беграничной жажды воли. Именно это я и получал в золотом полуопавшем лесу...

...И вот после юности прошло полвека. Но как и ни листаю страницы памяти, никакой фантастической радости «на разрыв» я в ней более не нахожу: ни от фильмов, ни от книг, ни от встреч с людьми, ни от природы... Впрочем, великая радость случалась: это нахождение крупных научных решений! Пусть нередко и ошибочных, но об этом я узнавал лишь спустя некоторое время, а до того я пребывал в беспредельной эйфории. Ошибки научили меня быть эмоционально абсолютно равнодушным к неудачам и к злобному ехидству тех, кто заранее отказался от борьбы, опасаясь навлечь на себя насмешки за неудачи. В итоге во всех научных поисках и почти во всех науках я живу в одиночестве.

К счастью, я обрел удивительную потребность ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ. И не ради результата (обычно и он приходит), а просто ради самого процесса поиска чего-то нового и удивительного. А вот «что подумают люди?!», мне до лампочки. Исключение составляют лишь те, кто сам ищет, не делая при этом из своих истин повелевающих богов: мне важна лишь та истина, которую я сам сочту за истину, а уж кто ее породил – дело тридесятое.

Вот в этом и состоит моя самая большая радость: пока я жив и хоть немного свободен, я творю чудеса и наслаждаюсь ими. Чего и всем желаю.


Рецензии
Моменты радости, моменты счастья. Вся наша жизнь состоит из моментов. И мы их проживаем с уверенностью, что все правильно. Человек не может совершать, в данный момент, действия и поступки без своей уверенности. Сон, работа, семейные заботы, все это протекает без особых импровизаций. А вот оставшееся время, после повседневных забот, т.е. досуг, в основном состоит из импровизаций.

Характер нашего досуга существенным образом определяет степень нашей радости и счастья. Работа и семейные заботы тоже содержат эти элементы, но более значимы для нас является характер проведения досуга. Хорошо если есть хобби, дружеская компания, творческие коллективы. Это рождает некий смысл жизни. Для многих же досуг становится пустым время препровождением. Фанаты шоу бизнеса, спорта (болельщики), алкоголики и наркоманы и т.п. с удовольствием придаются своим развлечениям, и уверены в их ценности и целесообразности.

Человек обладает одним удивительным свойством – он не может не мыслить. Это позволяет наладить свой быт, стать профессионалом, сделать открытие. Но это свойство, во время досуга, способствует приобретению человеком различных негативных склонностей.

Владимир Плетнёв   28.12.2014 21:38     Заявить о нарушении
Мыслят все, а мыслят принципиально творчески единицы.

С Новым годом Вас, Владимир!

Виктор Сорокин   29.12.2014 23:06   Заявить о нарушении
Владимир! И Вас с Новым Годом!

Вы правы. Творчество это не простой процесс. Когда завершаться праздничные дни, мы можем побеседовать на эту тему, если у Вас будет такое желание.

Мои ключевые статьи «НоЧ 5-8». Если у Вас есть статьи по этому поводу, сообщите.

Владимир Плетнёв   30.12.2014 19:44   Заявить о нарушении
Удивительно интересная тема! Я тоже много думал об этом и мои выводы очень похожи на Ваши. Конечно, половина моих моментов радости тоже лежит в детстве. Это наслаждение новизной, а тогда ведь все ново. И в детстве любая эмоция многократно сильнее. Но ведь и боль нестерпимее и обида горше. Но, к счастью, с годами боль забывается, а радость остается. Наверно поэтому детство кажется утерянным раем.
А вторая половина, как и у Вас, - радости творчества. С 7 класса я соорудил дома химическую лабораторию и до сих пор не перестаю удивляться чудесам химических превращений. И благодарю судьбу, что сохранил способность к этому.
Похожие мысли я встретил еще в "Письмах внуку" замечательного энтомолога, художника и изобретателя Виктора Гребенникова. Они доступны с Сети. Не читалили?

Виктор Щербаков   15.02.2015 13:36   Заявить о нарушении
Виктор!
Я посмотрел ваши статьи, «Хомо этикус или Человек этический?, Мысли о детстве, Размышления о российском величии». Мне понравилось ваше желание вникать в суть нашей жизни. В ней, конечно, не все так просто. Я предлагаю свои представления о сущности нашего бытия в серии статей под индексом «НоЧ».

Можно все не читать. Основная суть содержится в статьях о Свойствах - «НоЧ 5-8».

Статьи «Виктора Гребенникова» мне не встречались. Трудно объять необъятное.

Владимир Плетнёв   15.02.2015 19:55   Заявить о нарушении
Виктор.
Спасибо за СОпереживания.

Виктор Сорокин   02.03.2015 21:51   Заявить о нарушении
Владимиру.
Ужасный цейтнот. Но надеюсь добраться и до Ваших материалов.
С уважением и наилучшими пожеланиями.

Виктор Сорокин   02.03.2015 21:55   Заявить о нарушении