Баку. Парашютная вышка - Шухов? Нет! Бержец!

            На бакинском бульваре есть два знаковых для Баку строения. Это – «Гыз галасы» («Девичья башня») и парашютная вышка.

            Башня получила свое название в соответствии с легендой, по которой запертая в башне дочь шаха не захотела выходить замуж за нелюбимого жениха и бросилась на скалы, о которые разбивал свои волны седой Каспий.

            Назначение 70-ти метровой (по другим данным высота вышки 75 метров) парашютной вышки объяснять не надо. 28 апреля 1936 года она была установлена на бакинском бульваре. И каждый желающий мог прыгнуть с вышки на парашюте, прикрепленном стальным тросом к механизму замедления (что-то вроде системы блока с противовесом). Что делало в принципе такой прыжок вполне безобидным аттракционом. Проблемы в основном возникали у прыгунов легкой весовой категории. Их собственный вес не мог преодолеть тяжесть противовеса, и прыгун под радостные возгласы зевак надолго зависал между небом и землей.

            И с того и другого объекта давно уже никто не прыгает. После участившихся случаев суицида специальные ограждения (плексигласовый барьер на расстоянии 50-60 см от исторической стены) смотровой площадки «Девичьей башни» надежно предупреждают такие инциденты.

            А с парашютной вышки после одного единственного трагического случая в 70-х годах прошлого столетия просто-напросто запретили прыгать, и она долго стояла заброшенной.  Потом ее собрались демонтировать, как и аналогичную вышку, что была построена в парке им. Ф.Э. Дзержинского. 

            Но передумали.

            В давнишние времена от бывшего работника завода «Бакинский рабочий» слышал версию, что парашютную вышку на Приморском бульваре спасло от сноса то обстоятельство, что она якобы была создана по проекту В. Шухова, автора знаменитой Радиобашни в Москве. И ее решили сохранить как памятник архитектуры.

            Вместо сноса вышку оперативно отремонтировали, покрасили и оставили ее в покое. Правда, прыгать с нее по-прежнему не разрешали.  Вышка стала своего рода символом города. Информационное табло, сооруженное вокруг прежней прыжковой площадки, днем и ночью сообщает скорость ветра, температуру воздуха и моря…

            Когда в январе 2008 года на бакинском форуме зашла речь о парашютной вышке, то я вспомнил эту «шуховскую» версию и сразу же озвучил ее, в надежде на «мозговой штурм» форумчан, который или подтвердит  эту версию или опровергнет ее в ходе установления авторства вышки.

            Ведь во многих СМИ повторяется только краткая информация, что парашютная вышка была выполнена заводом «Бакинский рабочий» в форме нефтяной вышки. А вот о конкретном ее авторе, как это ни странно, никакой информации.

            Одновременно с этим я связался со своими коллегами, проживающими ныне в Баку, с просьбой найти подход к руководству завода «Бакинский рабочий» и поискать в заводском архиве чертежи вышки. Ведь на всех чертежах в правом нижнем углу обязательно стоит «угловой штамп» с указанием, кто разрабатывал, кто проверял, кто утверждал проект или конструкцию. И сразу же все станет ясным.

            Но ничего из этой затеи не получилось. Нынешние бакинцы так и не смогли что-либо выяснить, а форумные бакинцы категорически отвергли эту версию. Не выдвинув впрочем, ни одной мало-мальски реальной версии.

            Впрочем, отсутствие информации из Баку можно объяснить элементарным отсутствием чертежей на заводе. Сомневаюсь, что до этого идея заглянуть в архив никому не приходила в голову.

            Сам же я все больше и больше сомневался  в достоверности «шуховской версии». Где логика  -  узнать 40 лет назад имя автора и тут же предать его забвению?

            Нет! Скорее всего, имя В. Шухова кем-то упоминалось только в сравнительном аспекте: мол, парашютная вышка для Баку – то же, что Радиобашня В. Шухова для Москвы! А рассказчик мог все элементарно перепутать!

            По прошествии нескольких лет ожидания, когда стало ясно, что помощи со стороны не будет, решил самостоятельно разобраться в этом вопросе и стал анализировать материалы по истории отечественного бурения, которые при желании можно найти в Интернете.

            Материалов таковых оказалось очень мало, но нужная в них информация все-таки имеется.

            До 1930 года применялись деревянные вышки высотой 34-36 метров, с 1930 года – деревянные высотой 37 метров. Одновременно с последними начали появляться и металлические вышки высотой 28 и 41 метр.

            В основном это были:

            1. Вышка Грибанова (клепаная и сварная)

            2. Вышка ГИНмаша (клепаная и сварная)

            3. Вышка Рогинского

            4. Вышка Бержеца (сварная).

            Приняв во внимание, что парашютная вышка относится к вышкам полураскосного типа, рассмотрим, какая из указанных буровых вышек могла стать ее прообразом.

            1. Конкретного фото или рисунка вышки конструкции Т.А. Грибанова не нашел, также как и его биографических данных (я, к сожалению, не могу даже расшифровать его инициалы!). А жаль! Ведь до 1934 года повсеместно применялся  «метода Грибанова» — сборки вышки на земле в лежачем положении и последующего подъема ее в вертикальное положение при помощи двух монтажных стрел. Возможно, конструктор, как и другие авторы жил и работал в Баку, на нефтепромыслах которого отрабатывал свои новшества.

            И только в Авторском свидетельстве №40918, заявленном Т.А. Грибановым 4 февраля 1934 года в соавторстве с А.И. Цуриновым, присутствует рисунок, который позволяет судить какова была конструкция вышки Грибанова.

            Почему я считаю изображенную на этом рисунке вышку вышкой Грибанова? Маловероятно, что подавая заявку на «Приспособление для подъема и спуска бурового инструмента» автор будет давать чертеж чужой вышки. Ведь заявляемое изобретение, безусловно, было апробировано инженером на вышке собственной конструкции.

            2. Подробной информации о вышке ГИНмаша 30-х годов (под этим названием, равно как и под названием ИНО - Институт нефтяного оборудования, в 30-е годы функционировал нынешний АзИНМАШ, официальной датой создания которого считается 1930 год) не нашел.  Как и фото этой вышки.

            3. Прежде чем рассматривать металлическую буровую вышку Рогинского, надо отметить, что Б.А. Рогинскому  принадлежит усовершенствованная конструкция деревянной буровой вышки, разработкой которой он занимался  в вышкостроительной конторе объединения «Азнефть».

            Но в развитии этой вышки конструктор не остановился на простой замене деревянных элементов вышки стальными.  В 1937 году (через год после возведения бакинской парашютной вышки) Б.А. Рогинским создана принципиально новая конструкция буровой вышки. Сохранив на нижних ярусах вышки элементы полураскосной вышки (откосы и шпренгели), конструктор полностью отказался от жестких элементов на верхних ярусах, заменив их гибкими  тягами из круглого железа с натяжными хомутами.

            Как и во всех рассматриваемых вариантах фото буровой вышки Рогинского 1937 года не сохранилось. Но, как и в случае с Т.А. Грибановым, конструкция разработанных Б.А. Рогинским буровых вышек ВМ-28 и ВМ-41 прослеживается в рисунке вышки, приведенном  в Авторском свидетельстве №68302, заявленном Б.А. Рогинским 25 октября 1945года в соавторстве с А.А. Асан-Нури.

            Несомненно, что результатом дальнейшего развития вышки Рогинского стала ныне производимая заводом им. Г.П. Петрова вышка ВБ-53х320М.

            4. Буровая вышка Бержеца полураскосного типа была настолько удачной конструкции, что в 1936 году  Главнефть обязала подведомственные нефтетресты приступить к строительству металлических вышек именно этого типа.

            И в этом  случае единственный рисунок вышки, принадлежащий руке конструктора Г.Н. Бержеца, я смог найти в «Описании изобретения к авторскому свидетельству»№ 79307, заявленному им 4 ноября 1948 года.

            Могла ли изображенная вышка быть иной конструкции, а не вышкой Бержеца? Вряд ли!

            Являясь автором вышки, получившей широкое распространение на промыслах, конструктор продолжал «вести» ее, вероятно внося какие-то незначительные изменения. И, несомненно, продолжал совершенствовать технологический процесс сборки и монтажа вышки. Ведь на любую технически сложную продукцию обязательно разрабатывается инструкция по эксплуатации. Поэтому в заявке на изобретении не могла фигурировать никакая иная буровая вышка.

            Тем более что к другим широко применяемым вышкам типа Рогинского монтаж с помощью стрелы  Бержеца был неприменим. Монтаж вышек Рогинского осуществлялся только телескопическим методом (аналогично монтажу знаменитой «Радиобашни» В. Шухова).

            

            Собрав всю эту разрозненную информацию, для сравнения я привел на заглавном фото рисунки в едином масштабе всех рассмотренных в данной статье конструкций. Это вышка буровой ВБ-53х320М (которая является современным развитием вышки Рогинского), вышка Грибанова и вышки Бержеца. Для большей наглядности вышку Г.Н. Бержеца я реконструировал из горизонтального (рисунок к Авторскому свидетельству) положения в вертикальное.

            На фото я поместил также выкопировку рисунка из авторского свидетельства  Б.А. Рогинского и А.А. Асан-Нури.

            Визуальное сравнение конструкций на фото дает однозначный ответ - парашютная вышка на Приморском бульваре Баку создана по проекту Г.Н. Бержеца.


            
            Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/12/28/1192


Возможности сервера ограничивают количество размещаемых фото, поэтому для тех, кто заинтересуется, привожу следующие ссылки.

Парашютная вышка

Ремонт вышки, 2012 http://varlamov.me/img/az_put1/29.jpg

Иллюминация на парашютной вышке http://erichware.org/foto/baku/nohnoe/8bak66g.jpg   

 



В работе над статьей использованы следующие материалы:

Нефтяная промышленность СССР, Москва, 1958 г. 

Шацов Н.И. «Глубокое вращательное бурение», Москва, 1938 г.

Профессионалы нефтегазовой отрасли, Москва, 1996 г.

Портретная галерея Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина

«СтудопедиЯ» Краткий обзор развития отечественной техники бурения,

База патентов СССР


Рецензии