Баку. Парашютная вышка. Бержец - новые факты
http://www.proza.ru/2014/12/28/1192
Когда первая глава статьи была уже готова к публикации, то нашлась пара убедительных подтверждений ее выводам (что в прочем неудивительно при поиске в Интернете по уже сформированному конкретному запросу «Парашютная вышка – Бержец»).
На бакинском сайте http://www.baku.ru/blg-list.php?id=27285&cmm_id=55 автором © Beton опубликован рассказ «Прыжок с вышки», в котором есть такие строки:
«…мы браво направились к вышке. Той самой, которая была создана инженером Бержец из конструкций завода "Бак.рабочий" и 28 апреля 1936 года приступила к своим хлопотным обязанностям. Высота её состовляет 70 метров с площадками для прыжков в 20, 25 и 60 метров».
А в восьмом номере журнала «Крылья Родины» за 1988 года была опубликовано письмо конструктора Э. Асриянца «История одной вышки», где четко указан автор парашютной вышки в Баку – Г. Бержец.
Что нового я почерпнул из письма своего коллеги Эдуарда Александровича Асриянца, с которым много лет проработали в институте ВНИИПТнефтемаш, а пару лет вместе трудились за соседними столами над перспективами развития нефтяного машиностроения?
Для начала оцифрую и приведу его информацию полностью:
«В тридцатые годы с огромным желанием молодежь нашей страны занималась авиационными видами спорта. Почти во всех городах работали аэроклубы, планерные станции, кружки при заводах и учебных заведениях. Большую роль в развитии массовости сыграли парашютные вышки.
…В январе 1936 года главного инженера завода «Бакинский рабочий» Г. Бержеца неожиданно пригасили в городской совет Осоавиахима. Он был известен как крупный специалист по конструированию нефтяных вышек и спортивных сооружений, кроме того увлекался планерным спортом. Ему предложили создать парашютную вышку для популяризации спорта смелых среди молодежи.
Через три месяца вышка была построена в одном из любимых мест отдыха жителей столицы. День ее открытия – 28 апреля 1936 года совпал с днем празднования 16-ой годовщины установления Советской власти в Азербайджане. Первым испытал ее сам Г. Бержец, прыгнув с верхней площадки, расположенной на высоте 60 м.
Вышка была изготовлена из уголкового профильного проката различного сечения и состояла из девяти секций и трех площадок для прыжков на высоте 25, 40 и 60 метров. На специальной мачте (Н=70 м.) реял флаг республики. Более двух десятилетий это легкое, изящное, ажурное сооружение радовало сердца юношей и девушек, открывая им дорогу в небо.
Но как-то один из ответственных работников республиканского ДОСААФ, увидев ржавчину на некоторых соединениях конструкции, запретил прыжки. Конечно, вышка требовала ремонта. Но бывает такое: прыжки запретили, а о ремонте забыли. Так и простояла одинокой, заброшенной лет пятнадцать всеми любимая вышка. Лишь в 1975 году о ней вспомнил горисполком. Вышку отремонтировали и… установили на нее автоматическую информационную систему с цифровым указателем текущего времени, скорости ветра, температуры воды и воздуха.
Более полувека украшает столицу Азербайджана первая парашютная вышка, и, наверное, никто из бакинцев не представляет сегодня Приморский бульвар без нее. Но многие жители, особенно любители авиации, с сожалением поглядывая на цифры, отмечают, что белые купола парашютов здесь были бы больше к лицу.
Э.Асриянц, конструктор
На снимке: бывшая парашютная вышка Г. Бержеца
Фото А. Закиева»
Самая главная информация в статье (помимо, конечно же, упоминания самого Г. Бержеца) – сроки выполнения задания. За три месяца разработать чертежи с нуля и воплотить их в металле просто невозможно.
Ведь тогда не было современных компьютерных программ типа «Selena», позволяющих в кратчайшие сроки подготовить расчетную схему строительных конструкций любой степени сложности. Основным расчетным инструментом конструктора была логарифмическая линейка.
Но с учетом восстановленной предыстории можно реконструировать процесс конструирования вышки (сорри за невольный каламбур).
На мой взгляд (и так, скорее всего, и было на деле!) К.Н. Бержец просто «вытянул» свою 41 - метровую вышку до заданных 75 метров. Запаса прочности, заложенного в буровую вышку, предназначенную для спуско-подъемных операций с тяжелыми бурильными трубами, с лихвой хватило на покрытие увеличения веса удлинившихся почти в 1,7 раза основных элементов вышки.
Максимальная нагрузка на крюке 41-метровой буровой вышке традиционно составляет 2000 килоньютона, что можно условно приравнять к 200 тоннам статической нагрузки. Естественно, что вес желающих прыгнуть и одновременно находящихся на вышке такой величины не составлял. Вот в этих пределах и можно было увеличивать общий вес вышки.
Каковы же были изменения, влияющие на изменение массы сооружения?
Сравнивая парашютную вышку и реконструированный рисунок вышки Бержеца, можно заметить, что практически сохранились все ее 10 секций. Десятая секция буровой вышки несколько уменьшилась и на парашютной вышке играет роль основания для флагштока.
Размеры горизонтальных поясов остались без изменения, отсюда такая элегантная конструкция вышки с узким основанием, рассчитанным первоначально на буровую вышку гораздо меньшей высоты.
Удлинились «ноги» вышки и полуоткосы.
Удлинение полуоткосов потребовало увеличение числа «шпренгелей» (косые уголки между полуоткосом и «ногой» вышки) с двух до шести в каждом из 72 полуоткосов.
Вот, пожалуй, и все, что могло увеличить вес вышки, взятой за основу.
Перенос наружных лестничных маршей в центр вышки и замена одного рабочего балкона на две рабочие площадки (третья, самая верхняя была и на буровой вышке) на весе конструкции если и отразились, то незначительно.
Несомненно, что все расчеты были выполнены конструктором не на таком примитивном уровне, у него были подробные расчеты конструкции буровой вышки, и скорректировать их соответствующим образом автору вышки не составило большого труда.
Только так можно объяснить кратчайшие сроки возведения столь сложного сооружения…
Казалось бы, на этом и можно поставить точку. Но…
Но после ознакомления с найденной информацией об основных этапах трудовой деятельности Г.Н. Бержеца (взятых, безусловно, из основного документа каждого работника СССР – трудовой книжки) возникли некоторые сомнения в 100%-ной истине информации моего коллеги.
Дело в том, что в 1936 году Г.Н. Бержец уже не работал на заводе «Бакинский рабочий».
В 1935 году Г.Н. Бержец работал начальником производственно-технического отдела образованного в том же году треста «Азнефтемаш». А с 1935 года по 1937 год, т.е. в период создания парашютной вышки Г.Н. Бержец был уже главным инженером Бакинского завода им. Шмидта.
Поэтому Г.Н. Бержец мог быть привлечен к изготовлению парашютной вышки только как автор вышки.
Остается открытым и вопрос, почему именно на заводе «Бакинский рабочий» была изготовлена парашютная вышка, а не на заводе им. Г.П. Петрова, который специализировался на производстве металлоконструкций, а впоследствии (и до сегодняшнего дня) был специализирован на изготовлении буровых вышках для глубокого бурения?
Вот такое продолжение получили мои выкладки после знакомства с давнишней публикацией своего коллеги.
Может быть, зная бы этой публикации, я бы и не стал ворошить недра Интернета и ограничился только ее информацией...
Но я не жалею о затраченном времени потому как узнал много интересного и, как мне кажется, достаточно полно осветил историю уникального строения на Приморском бульваре Баку.
Кроме того, узнал о замечательных достижениях своих земляков, о них следующие публикации:
http://www.proza.ru/2014/12/28/1389
http://www.proza.ru/2014/12/28/1332
Upgrade 30 декабря 2014 г.
Уже после публикации этой статьи нашел в библиографических материалах еще одно убедительное подтверждение авторства Г.Н. Бержеца - упоминание о «Интервью с доктором технических наук Бержецом, конструктором Бакинской парашютной вышки» опубликованное 23 июня 1976 года (где?) под названием «Перешагнувшая сорокалетие».
Свидетельство о публикации №214122801201
хорошо о земляках говорите
всё верно, нужно хранить эти крупицы истории
это так важно
А Вы попробуйте в Одноклассниках сделать группу "БАКУ"
и..... или как-то по-другому назовите
там можно и фотографии публиковать, отсканировать документы т .. т . . дд . .
нажимаю зелёную
Олег Устинов 04.06.2015 15:47 Заявить о нарушении
Нажатие зеленой ничего не дает.
Эх, как бы обрадовался нововведению удаленный осенью с сайта Леонтий Зюлёв!
ЗЛ- непримиримый борец с рейтингом и Нарписом :-)))))
Генадий Леонов 04.06.2015 16:02 Заявить о нарушении
помнится
писал как-то разные оскорбительные глупости в сети
а что он с этого имел ?
Олег Устинов 04.06.2015 16:27 Заявить о нарушении
Но он (как Паниковский) не хотел соблюдать правила конвенции, то бишь Правила сайта. И как нарушитель, был удален. Он не учел, что любого автора-нарушителя не удаляют с сайта до поры до времени, терпят до тех пор пока раздуваемые скандалы не перестают раскручивать сайт.
Так было с Владимиром Пастуховым - беззастенчивым плагиатором, которого трижды (!) удалили с сайта.
Так было и с Анатолием Бешенцевым - постоянным сидельцем на вершине рейтинга (с чем особенно сильно бодался Леонтий Зюлёв), которого ныне полностью лишили права рейтинга и анонса. Считавший себя незаменимым, Анатолий вовремя не остановился при получении модераторских предупреждений и попер против администрации сайта…
Что он имеет? Смотрим его дневниковую запись от 18.05.2015. «Итог пятилетнего пребывания на сервере»:
«читателей - 206 640, получено рецензий - 38 080, рейтинги и анонс заблокированы...»
Вот таковы мои личные наблюдения….
Генадий Леонов 04.06.2015 17:29 Заявить о нарушении
но у него не было интересно
он копировал всё что видел, какие-то коллажи . ..
да, а сейчас его не видно - это точно
мелькал с неделю назад, говорил, что на сайте у него осталось много денег и их не отдают обратно
но я в этом не очень
Олег Устинов 04.06.2015 18:07 Заявить о нарушении