Неизвестные бакинцы. Рогинский Б. А

            

            Рогинский Борис Александрович (1905-1952 гг.)

            Окончил Азербайджанский индустриальный институт, 1930 г.

            Кандидат технических наук.

            Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР.

            

            Трудовая деятельность:

            

            1930-1937 гг. Инженер-конструктор, главный инженер вышкостроительной конторы объединения «Азнефть».

            1936-1941 гг. Старший инженер Азнефтепроекта, главный конструктор завода им.1 Мая, руководитель строительства морской буровой в объединении «Азнефть».

            1943-1947 гг. Старший инженер Технического управления Миннефтепрома.

            1947-1948 гг. Начальник строительства морской эстакады в Дагестане.

            1948-1949 гг. Заместитель начальника Главка Миннефтепрома.

            1949-1952 гг. Старший научный сотрудник ВНИИнефтемаша, доцент, зав. Кафедрой Академии нефтяной промышленности.

            

            Работая в вышкостроительной конторе объединения «Азнефть»,  Б.А. Рогинский в начале 30-х годов усовершенствовал деревянную  буровую вышку. В предложенной им конструкции вышки полуоткосного типа было устранено много недостатков обыкновенной деревянной вышки крестового типа.

            Основным преимуществом его конструкции было уменьшение более чем в два раза парусности -  поверхности вышки, воспринимающей давление ветра. Это было достигнуто за счет расположения досок всех элементов решетки ребром по направлению ветра. За счет соответствующего снижения давления ветра стало возможным уменьшение размеров отдельных элементов вышки.

            Расход дерева по данным автора при равных высотах вышек в этой системе уменьшался более чем на 33% по сравнению с вышками крестового  типа.

            В 1933 году II Всесоюзная конференция по бурению предложила ориентировать вышечное строительство для глубокого бурения на металлические вышки. И уже в 1937 году  Б.А. Рогинским  сконструирована стальная полураскосная вышка, отличающаяся от существующих вышек, как конструкцией, так и телескопическим методом сборки.

            В развитии своей прежней  деревянной конструкции вышки конструктор не остановился на простой замене деревянных элементов вышки стальными.  Это была принципиально новая конструкция буровой вышки. Сохранив на нижних ярусах вышки элементы полураскосной вышки (откосы и шпренгели), конструктор полностью отказался от жестких элементов на верхних ярусах, заменив их гибкими  тягами из круглого железа с натяжными хомутами.

            Применение в предложенной конструкции ног и поясов вышки из 152,4 мм труб, жестко связанных между собой, устраняло подвижность вышки при вертикальных нагрузках и позволяло увеличивать саму нагрузку.

            Металлические вышки типа Рогинского ВМ-28 и ВМ-41 получили очень большое распространение, так как в их производстве применялись отработанные бурильные трубы.

            Б.А. Рогинский продолжает работу над совершенствованием конструкции буровой вышки и в соавторстве с А.А. Асан-Нури создает новую вышку, в которой присутствуют три элемента новизны, подтвержденные Авторским свидетельством № 68302, заявленным 25 октября 1945года:

            «Предмет изобретения

            1. Металлическая вышка для бурения с диагоналями из круглого железа, отличающаяся тем, что, с целью увеличения жесткости, ее ноги выполнены коробчатого сечения.

            2. Форма выполнения металлической вышки по п.1 , отличающаяся тем, что ноги вышки продолжены ниже пола буровой и опираются на две металлические лыжи, служащие для передвижения вышки и в качестве ее фундамента.

            3. Металлическая вышка по п.п. 1 и 2, отличающаяся тем, что с целью упразднения рамных брусьев, нижние пояса  8 вышки на боковых ее гранях усилены стойками 7 и подкосами 6».

            Таким образом, изготовленные по этому проекту буровые вышки можно было транспортировать их в пределах нефтепромысла без демонтажа и сборки на новой площадке для бурения, что в несколько раз сокращало сроки сооружения буровых.

            Схема буровой вышки Б.А. Рогинского полураскосного типа с диагональными тягами прослеживается ныне в вышках  ВБ-53х320М,  выпускаемых ныне Забратским машиностроительным заводом (бывшим Машиностроительным заводом им. Г. П. Петрова).

            Значительным событием в истории бурения стало начатое впервые в мире морское бурение на Каспии. В районе Баку это осуществлялось на засыпных участках моря (Биби-Эйбат). Освоение же прибрежной зоны  Избербашского (Дагестан) нефтяного месторождения начало осуществляться с первой морской эстакады, автором и руководителем которой был Б.А. Рогинский.

            Такой важный след в истории бурения оставил Борис Александрович Рогинский за свою недолгую (47 лет) жизнь.

            
Источники:
            

            Профессионалы нефтегазовой отрасли, Москва, 1996 г.

            

            Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы,1988 г.

            

            База патентов СССР 

            


Рецензии
Генадий поздравляю Вас с наступающим Новым годом!!!
Здоровья и счастья в Новом году!!!
С уважением.

Валюш Ка   31.12.2014 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина, за поздравление!

Я также поздравляю Вас с Новым 2015 годом и желаю всего наилучшего!

С уважение,

Генадий Леонов   31.12.2014 13:39   Заявить о нарушении