Канны

Канны – это слово магическое для любого претензиционного военачальника. Символ боя меньших сил с большими, боя на истребление. Любая операция с окружением противника сродни Каннам своей структурой.

В принципе про этот знаменитый бой писали все древние летописи и все труды по военному искусству промышленной эры. Почему я взялся за перо? Не из-за того чтоб наполнить мир очередным изобретением «велосипеда». А тем, что ни один виденный мной из трудов по военному искусству не понимает толком когда пишет про эти Канны – про что же пишет.

Ну да конечно, банальщина. Фланговый обход кавалерии и всё такое. Как они описывают это сражение если сказать коротко? Г.Т. Варрон (командующий римлянами) превратил своё войско в огромную фалангу. На флангах мощной карфагенской кавалерии противопоставив уступающую той свою. Ну и у Ганнибала на флангах пехотной линии были более надёжные отряды, так они пишут.

Но начни разбираться со всем этим, так окажется - что это полная гиль. И Варрон, который, по их предположениям получается голимый дебил – дебил не больше чем они. Потому что они рассуждают и делают какие-то выводы о том, о чем не понимают. Поэтому то я и пишу этот текст, чтоб разъяснить тем кому интересна тема и повезет с этим текстом ознакомится, те моменты о которых всякие деятели ничего не смыслят.
Примечания:

Фаланга (она же монолит) это не просто построение. Это определённый стиль боя и определённое вооружение. Фаланга - это рукопашный копейный бой. Бой фронтального копейного удара пехоты. Вооружённой понятное дело - тяжело. Что включало в себя металлические шлёмы с забралами, кирасы, поножи, металлические щиты, к которым у первых рядов снизу обычно подвешивалась тряпка, чтоб противнику не было видно незащищённых ничем кроме маневра щитом бедер. И римские легионы даже построенные в монолит, никакой фалангой по сути не были, так как были ворожены для другого стиля боя, боя метательным оружием с фрагментами рукопашной схватки. А не наоборот – рукопашной схватки с фрагментами боя метательным оружием – как действовала фаланга.

Правда, необходимо заметить, что гибкость легионов определялась именно их способностью вести любой стиль боя. Домарианский (дореформенный, какие были при тех Каннах) легион состоял из четырёх видов воинов. Один из них – триарии - был вооружён как раз для боя в составе фаланги. И именно таким способом и вел бой. Впрочем, те триарии, были обычно частным резервом легиона и в бой вступали в самом крайнем случае. У римлян даже была поговорка: «дело дошло до триариев». Что говорили обозначая любой кризис как таковой, когда в дело брошены все силы.

Нужно сказать, что кавалерия легионов, по сути, обычно являлась особо тяжело вооружённой пехотой и в бой шла чаще пешими - нежели чем конными. Этакая разновидность мобильной пехоты, типа моторизованной. Ядро же легиона, его основную численность составляла пехота манипулярного (идущего в бой отдельными манипулами) и рассыпного строя – так называемые велиты (метатели дротиков) и левисы (пращники). Пехота манипулярного строя имела защитное вооружение, а вот велиты и левисы, кроме небольших щитов – нет.

1) По этому случаю, можно сделать примечание первое. Фалангой римский строй назвать нельзя. Потому что фаланга, если говорить о войнах древности - как бы не было, действует другим способом.

В центре своего построения Ганнибал поставил иберов и кельтов, а по его краям тяжело вооружённых ливийцев. Все войска Ганнибала были стойкими ветеранами. Это среди римской армии было много новобранцев. Вся соль в слове «тяжело» (вооружённая). Древние авторы понимали как само собой разумеющееся, то что говорили этим словом. К слову ещё, Ганнибал незадолго до Канн закончил перевооружение и переобучение своего войска. Иберы и кельты были вооружены трофейным римским оружием и должны были действовать так же как манипулярная римская пехота. А вот роль триариев в войске Ганнибала являли из себя те самые ливийцы. Вооруженные и действовавшие в стиле фаланги.
2) Так что, примечание о байде номер два в описаниях битвы в трудах разных Разиных и Дельбрюков. В центре своего строя Ганнибал поставил своих «легионеров», а по его краям – фаланги копейщиков. А не иберов кельтов и ливийцев. Принципиальность построения не в племенных принадлежностях, а в вооружении и стиле боя.
Следующее. Это про кавалерию античности. Только в македонской армии официально существовала кавалерия обязательного «прямого» копейного удара. Этакие кавалерийские «фалангиты». А вот обычная кавалерия древности – это кавалерия боя метательным оружием. Или, в лучшем случае – смешанного стиля. Нужно подчеркнуть, что до изобретения стремян ещё было несколько столетий - и всадник сидел на коне. Одно слово – сидел. То что он удерживается за счёт мускульной силы своих бедер и чем сильнее сжимает бедрами бока лошади – тем прочнее сидит. Но лошади, если ноги всадника сильны тоже некомильфо. Дышать то надо? И хочешь не хочешь - а сжимающие бока ноги создают для дыхания некоторую проблему, тем более если лошади нужно много и быстро двигаться.

Как писал Ксенофонт – преимущество всадника перед пехотинцем только в том, что он может относительно того намного быстрее съебать с поля боя если что не так. А в бою, ему кроме самого боя надо ещё много внимания уделять тому, чтоб не сверзится с лошади. Поэтому пехотинец, всегда по словам Ксенофонта имеет преимущество перед всадником. Ибо стоит твёрдо на своих ногах и не опасается сверзится со скотины, особенно когда та в друг неожиданно шарахнется испугавшись удара нацеленного ей в морду.
3) Отсель примечание третье – Варрон не опасался карфагенской конницы, ибо не считал её за действенный элемент. Просто, судя по всему, Ганнибал и в этом его перехитрил. Разогнав римскую конницу, его конница спешилась в тылу римского войска и пошла в бой как пехота.
Вот такие основные примечания. И дополнительно нужно сказать, что расчёт Варрона не был таким уж дебильным. Варрон рассчитывал, что плотность залпа его войск намного превысит плотность залпа карфагенских. Что и было достигнуто на выбранном им ударном направлении – по фронту. Естественно, Ганнибал представлял на что рассчитывает противник. И Варрон, руководи войсками противника такой же как он Варрон, обязательно бы выиграл свою битву с минимальными потерями. Эдак в несколько десятков воинов.

Посмотрим что было? Выгнутый серповидно по направлению к противнику стой «легионеров» Ганнибала вступил в бой в самом центре построения. Противостоящие римляне обрушили на них шквал пилумов. Так как на каждую карфагенскую руку выставляли как минимум три руки, на каждый дротик три своих. Три - это по минимуму, а скорей всего соотношение было один к пяти.

Неудивительно, что строй карфагенян начал пятится. Но вот дело дошло до фланговых фаланг, имевших намного лучшее защитное вооружение нежели чем бойцы центра. Как только римляне до них докатились – те ударили строем в копья, в рукопашную. Римские фланги остановились, а по своим краям попятились - в то время как центр продолжал теснить карфагенян. Как и предвидел Ганнибал. И согласно данным им распоряжениям, фаланги начали разворачиваться на месте, во-первых, чтоб не потерять контакта со своими теснимыми войсками, во-вторых, чтоб не дать римлянам возможности врубится с оголённых флангов. Получалось так – что с одной стороны обе фланговые фаланги теснили неприятеля, с другой – уступали, а центр их оставался на месте.

Вот это втягивание в мешок и привело к краху римлян. Так как центр наступал, фланги стояли на месте, римлянам необходимо было перестраиваться, а чтоб перестраиваться – необходимо свободное пространство. А его не было. В итоге, подразделения смешались и римская армия потеряла свою организационную структуру, превратившись в толпу. А с тыла её атаковали спешившиеся кавалеристы карфагенян.

Как писали историки тех времён - бой продолжался 12 часов. И в конце его, карфагеняне падали от усталости на груды кровавых тел. И карфагенянам победа далась тоже нелегко, они потеряли несколько тысяч бойцов. Что конечно несравнимо с потерями римлян и их союзников. Часть римских войск в бою не участвовала – примерно 16 - 17 тысяч из 87ми. Они охраняли лагеря и обоз. Скорей всего, это были велиты и левисы, которым не нашлось места в задумке Варрона, поэтому их и оставили отдыхать.

Канны - это самая потрясающая битва мировой истории. По масштабам сражения и масштабам поражения. Не масштабам поражения армии, которую истребили в попытке убежать с поля боя. А масштабам поражения армии - которая продолжала сражаться даже когда надежды на успех уже не было. Скученные в толпу, поражаемые со всех сторон дротиками и камнями римляне оказывали упорное сопротивление - и несколько менее 50 тысяч их осталось лежать мертвыми телами на поле боя.


Рецензии
Хорошо написано, особенно примеры о которых в книгах по истории не всегда встретишь. Он поучительны и интересны.
Хотел замолвить слово за второго Консула Павла, который также как и Вароон возглавил войско в этом сражении. В отличии от Вароона он не сбежал с поля боя и несмотря на тяжелое ранение, находится в рядах легионеров, призывая их держаться до победного конца.

Это действительно историческое сражение, где показано мужество, преданность, стойкость.
Интересная статья.

Евгений Моро   02.02.2015 20:16     Заявить о нарушении