Глава 4. Графиня Елизавета Воронцова

Глава 4.  ГРАФИНЯ  ЕЛИЗАВЕТА  КСАВЕРЬЕВНА  ВОРОНЦОВА.

 Портрет.    Елизавета Воронцова. Художник Дж. Доу, 1820


Елизавета Ксаверьевна, рождения 1792 г., была дочерью польского магната графа  Ксаверия Петровича Браницкого, получившего  звание коронного великого гетмана, и Александры Васильевны Энгельгардт (1754–1838), любимой племянницы Светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического.  Александра Энгельгардт в 1775 г. стала фрейлиной императрицы, а в 1777 г. камер-фрейлиной, вошла в интимный кружок императрицы Екатерины II и стала ее доверенным лицом, практически членом семьи.  Считается, что она входила в состав «гарема» Григория Потемкина. В 1781 г. Потемкин выдал Александру Васильевну замуж за графа К. П. Браницкого, новобрачная была пожалована в статс-дамы. Гетман Браницкий получил приличное приданое –600 тысяч рублей серебром и крупные земельные владения. Екатерина ІІ подарила супругам на свадьбу Юсуповский дворец на Мойке. Доход графа  К. Браницкого от одной только Белой Церкви приносил 750 тысяч золотых, а вместе с другими имениями (Ставище, Рокитное, Люсянка, и другими) - приблизительно 2 миллиона. После свадьбы Александра Васильевна не порвала связей с царским  двором, проводила зимы в Петербурге, а на лето уезжала в поместья мужа в южной России. Во время своих приездов в столицу Александра Васильевна останавливалась прямо во дворце. Александра Васильевна родила двух сыновей и трех дочерей. Потемкин умер на ее руках в 1791 г, после его смерти графиня при поддержке Екатерины ІІ получила большую часть наследства князя.  Александра Васильевна родила Элизу 8 сентября 1792 г. во дворце, крестили новорожденную в придворной церкви, крестной матерью девочки стала сама императрица.
После воцарения Павла I  камер-фрау Александра Васильевна удалилась в поместье Белая Церковь. Детство и юность Элиза (так звали ее в семье) провела в имении. Все  пятеро детей получили домашнее образование, дочери  долго находились под  опекой матери. Александра Васильевна была принята вновь при дворе Александра I. В 1807 г.  две ее дочери, София и Елизавета, получили звание фрейлин, а Александра Васильевна 1 января 1824 г. - обер-гофмейстерины. По делам благотворительности Александра Васильевна общалась с императрицей Марией Федоровной - в 1821 г. предоставила ей 400 тыс. рублей на содержание  воспитанниц в пансионе училища ордена св. Екатерины. В своем завещании оставила 200 тыс. рублей на выкуп должников из тюрем и 300 тыс. рублей на то, чтобы проценты с него были направлены на поддержание благосостояния крестьян ее бывших имений.
Пятнадцатилетняя Элиза  впервые танцевала на балу 8 сентября 1807 г в Павловске, на котором присутствовали все члены императорской семьи. Как фрейлина Элиза должна была присутствовать на званых обедах,  ужинах, сопровождать ее высочество  на прогулках в экипаже или  верхом на лошади.  С Элизой часто  беседовала супруга императора Елизавета Алексеевна. История умалчивает причины, почему Элиза оставалась незамужней до 26 лет, и еще более становится непонятной создавшаяся ситуация с ее замужеством, когда выясняется, что графиня Александра Васильевна обещала женихам в качестве преданного громадные суммы.   Сестра Элизы,  Софья, вышла замуж в 1807 г. за офицера польских войск Артура Потоцкого, а Элиза продолжала жить под строгой опекой матери в имении. Густав Олизар вспоминал, как в свое время отец Элизы, Ксаверий Браницкий, жаловался, что нет хороших женихов для младшей дочери: «Ухаживает за ней Потоцкий, но у меня обе старшие дочери за Потоцкими, и, пожалуй, скажут, что отдал свое семейство этому дому в собственность. Однако мне желательно, чтобы и третья дочь моя пошла поскорее за поляка, ибо по смерти моей жена распорядится иначе».
На войну с французами, начавшейся еще в 1806 г, были призваны сыновья многих достопочтимых семей, и не малое число их погибло. А когда русские войска вошли в Париж, в Русском оккупационном корпусе собрался весь цвет офицерского состава российского армии. Женихи оказались во Франции.  Вполне вероятно, что на поиски подходящего жениха для младшей дочери отправилась Александра Васильевна вместе с Элизой в Париж. Не исключается возможность  предварительного обсуждения с родственниками близкими и дальними подходящих вариантов.  Ф.Ф. Вигель историю женитьбы графа Воронцова  описывал так: «Во дни доброго согласия его с Алексеевым сестра моя в шутку твердила, что пора ему жениться, и с большой похвалой говорила ему о меньшой Браницкой. < > В это самое время графиня Браницкая приехала в Париж, а он под предлогом окончания каких-то дел туда отправился. Там увидел он если не молоденькую, то весьма моложавую суженую свою. Она не могла ему не понравиться: нельзя сказать, что она была хороша собой, но такой приятной улыбки, кроме её, ни у кого не было, а быстрый, нежный взгляд ее миленьких небольших глаз пронзал насквозь. К тому же польское кокетство пробивалось в ней сквозь большую скромность, к которой с малолетства приучила ее русская мать, что делало ее еще привлекательней». То есть, каким-то образом довели до сведения  неженатого генерала в расцвете сил о подходящей партии из высшего круга и о  возможности с ней встретиться в Париже.
Портрет графа Михаила Семеновича Воронцова. Доу Джордж. 1820 

В Париже 36-летний генерал-лейтенант Михаил Семенович Воронцов познакомился с Елизаветой Браницкой, в дневнике Михаил Воронцов записал: «Сопроводив корпус до границы России, я вернулся в Париж в январе месяце 1819 г. Там я познакомился с графиней Лизой Браницкой и попросил ее руки у матери. Получив согласие, в феврале я отправился в Лондон к отцу, чтобы получить его благословение на брак».
Погостив недолго у родных, Михаил Семенович возвратился в Париж. Со свадьбой решили не тянуть. Венчание состоялось 20 апреля  1819 г. в Париже в православной церкви. Состояние Михаила Воронцова почти удвоилось благодаря приданному, выданному Александрой Васильевной младшей дочери. Посаженным отцом на свадьбе был герцог Веллингтон Артур Уэлси, победитель при Ватерлоо.
О предстоящей женитьбе Михаила Воронцова на  Элизе Браницкой сообщили российским императрицам. Супруга Павла I, Мария Федоровна, написала в ответ: «Вы спрашиваете у меня благословение и мое одобрение этого союза. И я даю его от всего моего сердца  Молодая графиня соединяет все качества выдающегося характера, к которому присоединяются все прелести красоты и ума; она создана, чтобы сделать счастливым уважаемого человека, который соединяет с нею свою судьбу». Позже пришло  письмо от императрицы Елизаветы Алексеевны: «Я с большим удовлетворением узнала о выборе графа Михаила. Это потому, что я знаю вашу невестку, радуюсь союзу так хорошо подобранному, и который обещает счастье нескончаемое для обоих супругов. Получите, граф, мое чувствительное благословение. Удовлетворение, которое дает вам эта женитьба, является для меня очень важным обстоятельством». «Хорошо, что брат Михайло женится. Жена красавица, и не худо, что богата», - написал А. П. Ермолов.
В соответствии с завещанием, составленным  ее отцом заранее,  Елизавета Ксаверьевна  наследовала в Черкасском уезде Киевской губернии местечко Городище с тремя тысячами ревизских душ и винокуренным заводом и местечко Мошны с полутора тысячью ревизских душ и также винокуренным заводом. Отец Михаила Воронцова, Семен Романович, владел десятками тысяч крепостных и немалым числом имений в разных российских губерниях.

К сожалению, о Михаиле Семеновиче Воронцове  общее мнение опирается всего лишь на эпиграммы Пушкина, а граф был незаурядной личностью, и заслуживает того, чтобы все мы знали значительно больше.

 Воронцов родился 19 мая 1782 г. (он был старше Элизы на 10 лет) в Санкт-Петербурге. Детство и молодость провел в Лондоне, при отце, Семене Романовиче, который предпочел дать сыну домашнее образование, обеспечив образцовыми гувернерами и учителями. В десять лет молодой граф легко переводил литературные и газетные тексты с английского на русский, читал и говорил по-французски, изучал немецкий, греческий и латынь. Обучение сопровождалось ежедневной верховой ездой, игрой в шахматы и выходами в море на яхте. Семен Романович говорил с сыном только по-русски, так как понимал, что только в процессе изучения русского языка и русской литературы молодой граф сможет узнать историю и культуру России и станет русским человеком не только по происхождению, но и по духу. В шестнадцать лет, в сентябре 1798 г. императором Павлом I ему была пожалована почетная придворная должность камергера, но он предпочел службу в армии.  В  1803 г. за сражение с персами, завершившееся занятием русскими окрестностей Гянджи, молодой Воронцов был удостоен своей первой боевой награды – ордена Св. Анны 3-й степени. В 1804 г. при атаке на  персидский лагерь недалеко от Эриванской крепости за проявленную храбрость  поручик граф Воронцов был награжден орденом  св. Георгия 4-й степени. В феврале 1805 года в походе Михаил Семенович сильно заболел и был вынужден уехать на лечение в имение своего дяди, российского канцлера графа Александра Романовича Воронцова

В 1805 – 1807 гг.  Воронцов участвовал  в сражениях с французами. За проявленные храбрость  в сражении под польским городом Пултуском в декабре 1806 г. Воронцов был произведен в полковники.  В 1810 г. в 28 лет  Михаил Семенович принял участие вместе со своим Нарвским полком в штурме крепости Базарджик на реке Марица в Болгарии. За эту операцию М.С. Воронцов был произведен в генерал-майоры, удостоен ордена св. Владимира 3-й степени, а его Нарвскому полку были пожалованы знамена. В том же году Воронцов участвовал в битве под Варной, в генеральном сражении под Шумлою и в сражении под Батыном. В октябре 1810 г. Воронцов, командуя особым отрядом, занял Плевну, Ловчу и Селви, за что получил орден Св. Анны 1-й степени.

В сентябре 1811 г. генерал Воронцов получил приказ от главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова переправиться во главе своего отряда на правый берег Дуная в тыл к неприятелю и атаковать его. 7 октября Воронцов форсировал Дунай. В результате нескольких сражений турки были разбиты наголову. За сражение под Виддином Воронцов был удостоен ордена Св. Георгия 3-й степени. 1 апреля 1812 г. Воронцов был назначен начальником Сводно-гренадерской дивизии 2-й армии, главнокомандующим которой был князь П.И. Багратион.

26-го августа 1812, на рассвете у села Бородино началось сражение с армией Наполеона. Михаил Семенович описал его как очевидец: «Все силы французской армии были брошены против нашего левого фланга, а именно на флеши, защищаемые моей дивизией; более сотни артиллерийских орудий вели огонь по нашей позиции, и значительная часть отборной французской пехоты под командованием маршалов Даву и Нея атаковала нас в лоб. Наши флеши были взяты штурмом после упорного сопротивления, затем были отбиты нами, снова захвачены французами, и снова отбиты а вскоре, в конце концов, мы вновь потеряли их, из-за превосходства в силах, которые неприятель на них бросил. Я был ранен мушкетной нулей в бедро в ходе нашей первой контратаки на флеши, моя бравая дивизия была полностью расстроена: от почти 5000 осталось не более 300 с одним полевым офицером, который не был ранен или получил лишь легкое ранение; 4 или 5 наших дивизий, оборонявших флеши, постигла почти такая же участь. Мне перевязали рану прямо на поле, извлекли пулю и первые 3 или 4 версты меня везли в небольшой крестьянской телеге, одно из колес которой было сбито пушечным ядром, и мы умудрялись ехать на оставшихся трех».

Его старинная усадьба стала госпиталем, где лечилось до 50 офицеров, сотня их денщиков и до 300 рядовых. Все они и около ста принадлежавших офицерам лошадей находились на полном содержании графа. Два доктора и несколько фельдшеров непрерывно наблюдали за ранеными.  Приобретение медикаментов, необходимых для перевязок материалов и всего прочего производилось за счет Михаила Семеновича. Как рассказал А.Я. Булгакову один из домашних графа, затраты последнего составляли 800 рублей ежедневно и продолжались примерно четыре месяца до полного выздоровления раненых. Покидая господский дом, каждый солдат получал обувь, белье, тулуп и 10 рублей.

Михаил Семенович, распрощавшись с еще лечившимися офицерами и солдатами, Воронцов в конце октября 1812 г. возвратился в строй и был направлен в армию генерала П.В. Чичагова, где получил в командование авангард 3-й Западной армии. После взятия 1 февраля 1813 г. города Познань М.С. Воронцов был произведен в генерал-лейтенанты. 4 октября 1813 г. под Лейпцигом началась одна из величайших битв наполеоновской эпохи – «Битва народов». На стороне союзников сражались русские, прусские, австрийские и шведские войска, к началу битвы насчитывавшие 220 тысяч человек. На стороне Наполеона выступали французы, поляки, бельгийцы, голландцы и итальянцы, общим количеством  155 тысяч человек. Битва длилась три дня. Наполеон отступил. Лейпциг был взят. За сражение под Лейпцигом граф Воронцов был удостоен ордена Св. Александра Невского. В конце февраля 1814 г. на территории Франции в битве при Краоне спецотряду генерал-лейтенанта Воронцова, у которого было не более 15 тысяч человек, противостояло вдвое превосходящее по численности  войско французов, которым командовал сам Наполеон. Французы были разбиты, за победу в  сражении у Краона М.С. Воронцов был удостоен ордена Св. Георгия 2-го класса большого креста.  Решающее сражение за Париж  началось утром 18 марта 1814 г., а на следующий день союзные войска торжественно вступили в город.   

Командиром Русского оккупационного корпуса, насчитывавший около 45 тысяч человек, был назначен 33-летний граф Воронцов. В 1818 г. перед возвращением на родину, Воронцов распорядился собрать сведения о долгах французам офицеров и солдат его корпуса, которые превысили сумму в полтора миллиона рублей,  и оплатил их из своих средств. Эту сумму он получил, продав большое имение Круглое, оставленное ему по завещанию его тетей – княгиней Екатериной Романовной Дашковой, первого президента Российской Академии наук. В знак уважения к своему командующему все офицеры корпуса преподнесли Воронцову серебряную вазу с выгравированными на ней их именами. В том же году на  Парижском монетном дворе была выпущена золотая, диаметром 50 миллиметров памятная медаль, которую  жители округа Вузье поднесли графу «в знак уважения и признательности».
В период прохождения Ахенского конгресса, когда в октябре 1818 г. Александр I и король Пруссии Фридрих-Вильгельм производили смотр стоявшим во Франции союзным войскам, император высказал свое неудовлетворение Воронцову по поводу того, что полки двигались ускоренным, по его мнению, шагом. Ответ Воронцова, передававшийся впоследствии из уст в уста, сделался известным всем: «Ваше Величество, этим шагом мы пришли в Париж».
В Петербурге муссировались слухи о либерализме Воронцова, о якобинском духе в его войсках и об оставлявшей желать лучшего дисциплине солдат. Михаил Семенович решил уйти в отставку, император на прошение ответил отказом, но разрешил уйти на два года в отпуск.

Первые годы совместной жизни одной из самой богатой семьи России.

После свадьбы молодые поселились в Париже, посещали аристократические салоны, знакомились со знаменитыми учеными, музыкантами, художниками. В сентябре Воронцовы покинули Париж и в ноябре 1819 г. прибыли в Белую Церковь. Пробыв там недолго, в декабре они приехали в Петербург. В дом на Малой Морской, где они жили, хлынул поток гостей. А на третий день после их приезда сам Александр I посетил находившуюся в положении Елизавету. В начале 1820 г. Елизавета родила дочь, умершую через несколько дней. К. Я. Булгаков писал брату: «31 января часов в пять, после обеда, родила Воронцова дочь Катерину, и скоро, и благополучно. Я на другой день обедал у графа Михаила Семеновича, который в восхищении; все у них идет хорошо... Бедный Воронцов недолго наслаждался счастьем быть отцом; дитя умерло уже. Душевно жаль Воронцова, жену его, старика отца». Несколькими месяцами позже Елизавете Ксаверьевне был пожалован орден Св. Великомученицы Екатерины - единственный в России женский орден.
Стремясь смягчить горечь утраты, чета Воронцовых в июне 1820 г. уехала в Москву, потом в Киев, а в сентябре Михаил Семенович и Елизавета  отправились в путешествие по Европе:  Вена, Венеция, Верона, Милан, Турин, Лион. В Париже  им пришлось задержаться на три недели. Не доезжая до города, их экипаж опрокинулся. Елизавета была в положении, и, к счастью, с нею ничего не случилось, а Михаил Семенович вывихнул плечо. В декабре молодая чета  приехала в Лондон, а в мае. Елизавета родила дочь, которую назвали Александриной. В июне 1821 года К. Я. Булгаков сообщал брату: «Граф Михаил Семёнович пишет мне, что жена его благополучно родила дочь 29 мая в Лондоне. Она названа Александрой. Он рад, тем более что опасался по примеру первых родов». В июле Воронцовы присутствовали на коронации Георга IV, а после уехали к графине Пембрук, сестре Михаила Семеновича, в старинное поместье Уилтон-хаус, а затем на воды в Лемингтон. В декабре 1821 г супруги отправились из Англии в Париж. Из-за болезни Михаила Семеновича чета  задержалась здесь до апреля следующего года. В июне 1822 г супруги вернулись в Россию,  гостили у А. В. Браницкой в имении Александрия и поселились в Белой Церкви.
В том же месяце Михаил Семенович отправился один в Петербург, жена была опять беременна. Вскоре она родила мальчика, названного Александром. Он прожил всего один год. Император разрешил графу продлить отпуск еще на два месяца — для устройства личных дел. Воронцов побывал в Одессе, объехал южный берег Крыма, съездил в Мошны, а затем в Белую Церковь - к жене, к детям, к теще
.
В 1822 г. Семен Романович, отец Михаила,  поручил сыну управление всеми своими российскими имениями. Михаил Семенович занялся покупкой земель в южных губерниях. В конце года он приобрел у одного помещика в Херсонской губернии 47 тысяч десятин. Вместе с землей к нему отошли село Николаевка с 350 ревизскими.  Вскоре Николаевка стала называться Новой Воронцовкой. Сюда начали переселяться крестьяне (около 2 тысяч человек) из воронцовских имений, находившихся в Саратовской и Воронежской губерниях. В течение года ими было построено 300 домов, в том числе 160 каменных. В следующем году Михаил Семенович купил землю и дом Ришелье в Гурзуфе и земельный участок с каменным домом и подсобными помещениями в Одессе.
По указу от 11 мая 1823 г. генерал-адъютант, генерал-лейтенант граф Воронцов был назначен генерал-губернатором Новороссийского края, в который входили Екатеринославская, Херсонская и Таврическая губернии, и полномочным наместником Бессарабии. Принимая назначение, Михаил Семенович попросил разрешить ему:
1. Выбирать для резиденции любой город края и менять его, когда посчитает это необходимым.
2. Ездить в Белую Церковь или в другие свои имения, не спрашивая разрешения из Петербурга.
3. Навещать в Англии отца.
4. Приезжать в Петербург так часто, как потребуют интересы дела.

Император удовлетворил его просьбу.


Рецензии
Спасибо за подробный рассказ о Михаиле Семеновиче Воронцове и его супруге!

Ермилова Нонна   24.01.2021 22:11     Заявить о нарушении