Пасха

(Рекомендуемая песня для прослушивания: ДДТ "Пасха")

   Почему мы начинаем осознавать ценность человека только тогда, когда его потеряем? Почему  во время потери мы сознаём реальность, как никогда не сознавали её до этого? Причём все предметы в тот момент, каждая черта приобретает поразительно реальные, какие-то чересчур естественные, чёткие очертания, словно ты это видишь в последний раз. Так, словно ты навсегда уходишь вместе с тем человеком, которого теряешь.
С чем у Вас ассоциируется Пасха? У меня – с моим лучшим другом. Я не знаю, чем вызвана такая ассоциация. Наверное это происходит  оттого, что ощущение Пасхи всегда сопровождается ожиданием чего-то необычного, светлого и вечно живого.
   Для меня именно тогда наступает настоящий Новый год. На Пасху всегда светит солнце. Все люди, даже те, кто не имеют никакого отношения к религии и называют себя атеистами, как-то по-особому празднично чувствуют себя в этот день. Исчезают различия между людьми, все как будто становятся одними и теми же – добрыми и свободными. Может из-за этого Пасха и лучше, чем Новый год. Ведь ёлка и угощение символизируют не столько праздник, сколько социальный статус: у кого-то ёлка – роскошное пушистое дерево, как в импортных рекламах и фильмах, стол ломится от изысканных вкусностей, а у  кого-то ёлка напоминает метёлку, да и за стол кого-то позвать стыдно будет. То ли дело Пасха. В тот день никому и в голову не придёт  хвастаться изысканностью куличей и количеством яиц – у всех всё одинаковое, всё просто и в то же время торжественно. Ведь главное не столь насытиться, сколь ощутить в себе сам дух чего-то нового и вечного. Отовсюду слышишь: «Христос воскрес!»,  и кажется, что в такой день воскресает каждый из нас. Даже тот, кого никогда уже не будет рядом…
   Когда ждёшь пришествия чего-то нового, оно обязательно приходит. Но что-то неизменно остаётся с тобой. Если совершенствуешься ты- совершенствуется и то неизменное, и с каждым таким совершенствованием, с каждым таким расцветом, вы с ЭТИМ становитесь всё ближе, воссоединяетесь в одно неделимое целое, в новую жизнь. Для меня ЭТИМ неизменным был мой друг. Каждую Пасху я думала о нём, даже если у нас не было возможности друг друга поздравить. Мы часто бывали в ссорах – теперь я уже понимаю, насколько они были бессмысленны и пустяковы,- но этот  праздник заставлял нас о них позабыть. Старые разногласия умирали вместе со старой личностью, уступая место воскресшему добру и радости. Это ведь большая радость – видеть солнце, вдыхать запах весны и знать, что ты в этом мире не один. Что есть человек, которому ты можешь доверить абсолютно всё, и который, кажется, постоянно будет рядом. Иногда у человека есть очень много друзей или  способность красиво излагать мысли в письменной форме. Но что от того? Друзья часто переходят в разряд знакомых, а мысли так и остаются мыслями, иногда записанными на бумаге. При большой удаче они могут стать афоризмами лет так через 20, а может и меньше. Но это будет потом. Ценность же момента нам способны подарить лишь единицы, которых мы порою отвергаем, чтобы после вспомнить о них, как об одном из лучших воспоминаний своей жизни.
В своём лучшем друге я часто выискивала что-то плохое, искала доказательств тому, что он для меня опасен, он мне не нужен и нам не стоит общаться. Я боялась, что он окажет  губительное влияние на моё будущее, каким-то образом отберёт его у меня. Я никогда не сдерживала себя в словах, и порою моему другу  приходилось выслушивать все мои глупые подозрения и выводы, от которых многим бы стало не по себе. Но он всего лишь усмехался. Он готов был простить мне самые грубые насмешки и шутки, а после добродушно взглянуть на меня и сказать что-нибудь приятное. Разве способен на это обычный человек? Мне кажется, нет. Большинство людей поступают, как поступала я. Критиковать всегда легче, чем любить. А всего легче критиковать тех, кто любит, потому что такие люди не похожи на большинство. А это уже само по себе достойный повод для критики.
   Мы с моим другом часто «путешествовали в будущее», которым я не хотела с ним делиться.  Все мы в молодости дорожим своими грёзами и фантазиями, и так боимся, что кто-то их ненароком разрушит. И это нормально. В разумных пределах.
   Хуже когда человек сам не осознавая того убегает от реальности. Убегает в прямом смысле слова, как это случилось со мной. Я убежала в другой город, чтобы раз и навсегда прекратить общение с моим лучшим другом, которому так хотелось иметь место в моём будущем. Мне же хотелось только одного: послушать, как он будет умолять меня остаться, будет оправдываться и спрашивать «почему?» и «за что?» У меня не было никакого страха за своё будущее, мне просто нравилось дразнить своего друга самым дорогим. Я ведь знала, что он испытывает ко мне настоящее чувство. Как же жестоки бывают иногда дети!
   Мы не общались около месяца, и всё это время я представляла, как картинно я вернусь к нему. Но я не представляла того, что этому всему не суждено было сбыться.
   Его не стало внезапно. Он исчез из моей жизни также неожиданно, как и пришёл в неё.  Он многое в ней оставил… Он до сих пор живёт в моей жизни уже на протяжении многих десятков лет.  Постепенно вытерлись из памяти черты его лица, которые я так не любила и не хотела видеть. Не думала, что однажды может сделаться так, что я их больше никогда не увижу.
   Уже очень много лет прошло со дня нашей последней встречи, а мне кажется, что всё происходило только вчера. Теперь я уже понимаю, что он не нёс для меня никакой опасности. Он никак не мог забрать у меня моё будущее – теперешнюю реальность, а если бы он и захотел что-то взять, то я всегда готова с ним поделиться… Когда-нибудь  каждый поймёт, что отдать он способен намного больше, чем взять, потому что никакая ценность не сравниться с ценностью близкого человека. Привязанность же к ценностям является обманом, который зиждется непонятно на чём.  И из-за этой глупой, непонятной иллюзии нам приходится распинать на кресте тех, кто совсем не виноват, а после вдруг раскаиваться, осознав, какими же великими людьми были наши близкие.  И потому может как-то по-особому стучит сердце на Пасху: мы надеемся, что, подобно Христу, они снова воскреснут, появятся в нашей жизни хотя бы ненадолго, осветят лучиками вечного солнца наши лица и всё простят нам…


Рецензии