Толкинистическое. О жене короля Трандуила

!Diskl. Для Очень "толкинутых" поклонников творчества Толкина.
Остальным вряд ли будет интересно.



Скорее всего, ничего нового я сейчас не скажу, а буду топтаться по «общим местам» толкинистики и изобретать велосипед. Просто захотелось как-то уложить у себя в голове логику некоторых событий.
О самом короле эльфов Лихолесья известно не так уж много, пересказывать здесь всё это смысла я не вижу. Что касается его родных, то в «Неоконченных Сказаниях» говорится о его отце, Орофере, а во «Властелине Колец» значимое место занимает его сын Леголас. Я ни ахти какой знаток текстов Профессора, но о матери Леголаса мне в них не попадалось ни слова.
Среди поклонников творчества Толкина, насколько я могу заметить, бытуют три основных версии, касающиеся жены Трандуила:

1. Король мирно жил и правил со своей женой, о ней просто не упоминается.
2. Она по какой-то причине уплыла за Море.
3. Её по какой-то причине нет в живых.

Версию о том, что жены не было вообще, опять же, насколько я могу судить, всерьёз никто не рассматривает, и, думаю, правильно делает, т.к. изложенное в «Законах и обычаях Эльдар», да и в других канонических книгах, сводит возможность того, что Леголас был внебрачным ребёнком, практически к нулю.
Поэтому начать я хочу с первой гипотезы, согласно которой лесная королева жила и здравствовала, просто ввиду её неучастия в значимых событиях истории Арды, Профессор не упоминает её имени. Сразу скажу, что эта версия представляется мне наименее вероятной, и вот почему.
В «Хоббите» можем прочесть следующее:

«…Этот пир был еще пышнее, еще роскошнее прежних, во главе пирующих сидел лесной король в венке из листьев на золотоволосой голове, точь-в-точь король из бомбуровского сна. Эльфы передавали по кругу чаши, одни играли на арфах, другие пели. В их блестящие волосы были вплетены цветы, драгоценные камни сверкали у них на воротниках и кушаках, лица и голоса были исполнены веселья».
<…>
«В большой пещере у восточной границы Черного Леса жил могущественный король лесных эльфов».
<…>
«К нему подвели пленников. Он посмотрел на них с неприязнью, но велел развязать их, так как увидел, что они изранены и измучены».
<…>
«Он долго и дотошно расспрашивал гномов – куда они направляются, откуда и зачем».
<…>
«От таких вопросов король, естественно, рассердился еще больше и ответил:
 – Да, без спроса шататься по моим владениям – преступление. В лесу вы трижды нападали на моих подданных и взбудоражили пауков криками и буйством».
<…>
«Лесные эльфы, и в особенности их король, обожали вино, а виноград в этих краях не рос».
<…>
«– Прощай, Гэндальф! ответил король. – Желаю тебе и впредь сваливаться как снег на голову, когда ты нужнее всего. Чем чаще ты будешь гостем в моем дворце, тем мне приятнее!»
Я привожу эти отрывки так дотошно, чтобы было видно: Трандуил всегда один. То, что он один допрашивает Торина и других гномов, один ведёт войско и принимает Битву Пяти Армий – в общем, объяснимо: не очень «женские» это дела. Но чем объяснить то, что он один сидит на празднике в короне из листьев или, например, приглашает Гэндальфа в свой(!) дворец? 
Бильбо, глазами которого мы видим Трандуила на протяжении значительной части действия «Хоббита», вообще ни разу не упоминает о каких бы то ни было близких короля. И это, на мой взгляд, понятно в случае с давно повзрослевшим сыном, но довольно странно при наличии «второй половины», пусть королева даже и не была правящей.
Что-то похожее, то есть, отсутствие супруги, мы видим в описании событий с участием Элронда, правителя Ривенделла. Однако, её отсутствие в текстах объяснено: точно известно, что она была в плену у орков, а после отправилась за Море, в Благословенные Земли. О лихолесском правителе автор ничего подобного не сообщает. Чтобы подчеркнуть это обстоятельство, приведу также небольшой отрывок из «Властелина Колец», где говорится о владыках Лориэна.

«У ствола на двух тронах, под пологом живых ветвей, восседали Кэлеборн и Галадриэль. Приветствуя гостей, они встали, как заведено было у всех эльфов, даже у могущественнейших властителей и королей; оба были очень высокого роста, причем Галадриэль не уступала Кэлеборну. Облачены они были в белое».
<…>
 «Когда гости сели, Кэлеборн еще раз оглядел их всех по очереди.
– Вас восемь, – поднял он брови. – В посланиях, которые мы получили, говорилось, что в поход выступило девятеро. Но может, Совет изменил свое решение и нам не успели сообщить об этом?»
<…>
«– Злые вести! – молвил Кэлеборн, и лицо его затуманилось печалью. – Таких горестных известий мы не получали еще ни разу за все долгие годы, хотя и они полны были скорбей и разочарований».

Обратите внимание: Келеборн здесь всё время говорит «мы». Согласна, что Галадриэль, в какой-то мере, персонаж исключительный и на вторых ролях никак не находящийся, однако, контраст с ситуацией в Лихолесье всё равно бросается в глаза.
Из всего изложенного, конечно, можно сделать вывод о том, что лесной король – законченный самодур, и его жены нигде не было видно и слышно по той причине, что она даже номинально не была наделена никакой властью. Сама я разделяю мнение тех, кто утверждает, что это крайне маловероятно (http://legolas-elf.ru/trans/word4.htm), но это – тема для отдельного разговора.
Сейчас же замечу только, что есть и другие обстоятельства, никак не указывающие на мнимую тиранию Трандуила, но ставящие версию номер один под сомнение. В «Возвращении Короля» о пребывании сына Трандуила в Итилиэне читаем следующее: 

«Если Повелитель Пущи отнесется к моему предложению благосклонно, в один прекрасный день сюда переберется часть моего племени, и тогда на Итилиэне почиет благодать…»

Будь рядом с Повелителем Пущи жена – мать Леголаса – не логично ли ждать от последнего хоть какого-то упоминания о ней в этом случае? В государственные дела она и правда может быть не вовлечена, но здесь речь идёт о делах, в первую очередь, всё-таки, семейных.
Таким образом, мы вплотную подошли ко второй версии: об отбытии королевы за море.
Как известно, в Благословенные Земли уплыла уже упоминавшаяся здесь Келебриан,  жена Элронда, а чуть позже – владычица Лориэна Галадриэль. Мужья обеих какое-то, судя по всему – довольно продолжительное, время оставались ещё в Средиземье. Однако, по моему мнению, если предположить то же самое о жене Трандуила, здесь тоже возникают некоторые очевидные нестыковки.
Ещё один эпизод с Леголасом в «Возвращении Короля»:

«Увы! Море! Я так его и не увидел. Но у каждого из моих сородичей в сердце заложена тоска по Морю, и будить ее опасно. Горе мне! Зачем только я услышал тех чаек?.. Не будет мне больше покоя под сенью дубов и вязов…».

А чуть позже он выдаёт целую песнь на эту тему:

«К Морю, к Морю! Чаячий крик денный,
денный и нощный: к Морю! Высится вал пенный,
ветер летит на запад; солнце катится книзу,
поднят парус на мачте. Как дыхание бриза,
овевает лицо мне голос прежде уплывших…
Я уйду из лесов, рощ, меня возрастивших,
ибо старится время и увядают годы,
ибо лежит мой путь за бескрайние воды.
Где ты, Последний Берег в длинной волне прибоя?
Где ты, Наследный Остров? Сердце мое с тобою –
в Эрессее, у эльфов, где не падают листья,
где звенят голоса, сладко звенят и чисто,
где зовут голоса за горизонт туманный –
к братьям моим, туда, в край мой обетованный».

Упоминаются и Море, и сами Заокраинные земли, и братья, т.е. сородичи Леголаса. Но говорит он о них в общем и целом, безо всякой конкретики.
Кстати, ещё раньше, когда Галадриэль предсказывает Леголасу эту самую потерю покоя от стремления уплыть за Море, он даже не сразу понимает, о чём идёт речь:

«– Ее слова темны, – сказал Леголас, – и тем, кто их удостоился, трудно постичь их смысл».

Можно, конечно, предположить, что он по какой-то причине вообще не знал об отплытии матери в Валинор, однако мне это не кажется очень вероятным. В целом же версия об уходе жены лесного короля за Море представляется несостоятельной.
Последняя и самая невесёлая гипотеза, которая остаётся, если отбросить предыдущие – это предположение о смерти жены Трандуила.
Как, опять же, известно из текстов Профессора, эльфы могу погибнуть по двум причинам: их можно убить, они могут стать жертвами несчастного случая или зачахнуть. Случаи смерти от «горя и истощения жизненных сил» произошли с Мириэль, матерью Феанора, и Лютиэн, дочерью короля Дориата Тингола.  Неизвестно, были ли у жены Трандуила причины впасть в состояние подобного рода. Думаю, убита она могла быть с не меньшей вероятностью. Возможно, это произошло в бою: если не ошибаюсь, у Толкина есть примеры участия женщин-эльфов в сражениях. А возможно, она, как «гражданское лицо» попала в плен, подобно жене Элронда…
…Дальнейшие рассуждения на эту тему, боюсь, будут уже чистой воды спекуляцией. Поэтому, делать какой-то однозначный вывод я не берусь. Скажу только, что версия, представленная Питером Джексоном в фильме «Битва пяти воинств», не кажется мне такой уж надуманной.

Источники:
• Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит» (перевод Н. Рахмановой);
• Дж. Р.Р. Толкин. «Властелин Колец» (перевод М. Каменкович, В. Каррика);
• Дж. Р.Р. Толкин. «Сильмариллион» (перевод Н. Эстель);
• Дж. Р.Р. Толкин. «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья»;
• Дж. Р.Р. Толкин. Законы и обычаи эльдар (перевод Эленхильд и Эйлиан);
• Karri. « В защиту короля эльфов» (перевод Auriell; http://legolas-elf.ru/trans/word4.htm);
• Портал, посвящённый творчеству Дж. Р.Р. Толкина http://tolkien.su/


Рецензии
Благодарю за статью! после просмотра трилогии тоже озадачилась этим вопросом. А здесь у вас всё "по полочкам" разложено - и канон, и кинон, и предположения. теперь благодаря вам мне стало ясно что к чему :) спасибо большое!

Антонина Клименкова   04.05.2015 13:40     Заявить о нарушении
Не за что =)
Может, Вам ещё здесь будет интересно http://www.diary.ru/~worktolkien/p202540883.htm?oam#more1
Статья не моя, на ту же тему просто.

Нэллас   16.05.2015 12:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.