В морозный день

 В МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ
(Из книги «О людях и для людей»)

  – Да, да, ставим под разгрузку семь вагонов никопольской руды. Четыре из них потом  дадим под погрузку чугуна! – раздражённо кричит  кому-то в телефонную трубку начальник службы выгрузки железнодорожного цеха Евгений Сергеевич Федотов. – Да, да, и в первую очередь! Понимаю. Но нужны мне для этого краны?!..
 И повесив трубку, ужё обернувшись уже ко мне,  говорит чуть спокойнее:
  – Январь мы отработали легко, а вот, что будем делать дальше? Не знаю!..
Тут вновь его прерывает телефонный звонок:
 – Поставили, поставили, давайте пар! Мороз-то, нынче какой?! Как? Сразу? Не имеет смысла! Руда сразу же замёрзнет! Сразу же нужно и разгружать!..
 И вновь обернувшись ко мне, словно отвечая на мой безмолвный вопрос:
  – Это из ТЭЦ звонили! – и продолжая наш разговор: – что будет дальше, спрашиваете? Честно отвечу – не знаю! В январе – Господь Бог нам помог, тепло было. А сейчас – вон какой мороз!.. Но и мы не плошаем. Так, 30 января, за сутки, мы разгрузили 116 вагонов. Да ещё плюс к ним 53 вагона разгрузили от предыдущих суток?! Вот так-то! Имеем экономию 55 вагон - часов, простой вагонов ниже на 0,5 часа. А ранее, 29 числа, перепростой составил у нас 2,5 часа!
– Причина лишь в погоде?- спрашиваю.
– Не только.
Это вступает в разговор бригадир И. В. Гусев:
 – Кокс, например, приходит к нам в вагонах неприспособленных к разгрузке. И потому на разгрузку приходиться больше тратить времени, чем положено. Иные вагоны приходят даже без люков…
 – И это сильно мешает работе?..
 – Конечно,…  мороженая руда. Это самая тяжёлая работа  при выгрузке из вагонов. Даже когда в вагонах и есть люки. А без люков – просто гибель! Но особенно тяжело, когда есть перебои в работе котлов на ТЭЦ-ПВС или при недостаточной подаче пара на разогрев вагонов.
 За дверью кабинета начальника службы выгрузки шумно прошли в свою бытовку грузчики бригады  Гусева. Значит, разгружен ещё один состав. Сейчас у них короткая передышка и затем они вновь выйдут на 27- градусный мороз  разгружать вновь поданные на эстакаду вагоны.
Проводив взглядом через чуть приоткрытую дверь морозные фигуры грузчиков, я спросил у Федотова:
– Как работают  бригады, кто сегодня впереди?
Федотов развернул к себе журнал:
– У Псарёва –  134 процента, у Киреевичева – 125. У этих бригад самые лучшие показатели в январе.
– В каждой бригаде по сколько человек?
–  От двенадцати  до четырнадцати. Людей в бригадах, конечно, не хватает. Хотя у нас для грузчиков существуют льготы: бесплатные обеды, ежемесячное обеспечение двумя килограммами мяса из заводского подсобного хозяйства. И на пенсию грузчики идут с 55 лет. Зарплата у них в среднем по 400 рублей.
 Вроде бы всё неплохо! Хотя не каждый способен выполнять столь тяжёлую работу, в том числе и в любую, самую ненастную,  погоду. Впрочем, сейчас из всех заводских цехов в помощь службе выгрузки выделяются люди. И, кажется, новички тоже неплохо справляются. До восемнадцати – двадцати человек направляются сюда ежемесячно! Это мера хотя и вынужденная, но просто  необходимая для жизнедеятельности всего завода. Однако, никто из прикомандированных не горит особым желанием, несмотря на все льготы,  перебраться сюда трудиться на выгрузке. И потому мой следующий вопрос связан с этим обстоятельством:
– Почему же нет полного штата в службе?
 – Труд у нас очень тяжёлый, – объясняет Федотов. – Подчас, в самых неблагоприятных  погодных  условиях. Для улучшения условий труда, что только мы ни делаем?! Например, вот она, комната отдыха! Теперь здесь можно передохнуть в нормальных условиях, погреться и принять пищу. Но в целом же, конечно,– сплошной тяжёлый ручной труд! Особенно на эстакадах. И, особенно,  зимой! Вот сейчас здесь, на эстакадах, продавлены решётки. Да и по трапам ходить тоже очень небезопасно. Они почти все под углом к плоскости.  А как нынче скользко, зима!..
– Если здесь столь тяжело, но ведь ваши люди не один год в службе трудятся?
– По привычке…
Но это очень плохая привычка! Да, где же тогда  зоркий глаз отдела техники безопасности?!
– А что делается у вас здесь по внедрению  специальных люкозакрывателей? Сколько велось о них речей! Это значительно бы облегчило ручной  труд?
– Увы! Люкозакрыватели у нас не прижились! Речи остались речами. Вручную, оказывается, работать быстрее и легче. Так показывает опыт. Но, конечно, в направлении облегчения труда грузчиков соответствующим службам завода работать, безусловно, нужно.
А.Бочаров.
1991.


Рецензии