Машина воспоминаний

Человек устроен так, что он ВСПОМИНАЕТ хранящееся.
Только находясь в режиме воспоминания, он может сравнивать хранящееся с действительным, которое "стучится" в него снаружи, и прогнозировать (мыслить) продолжение вспомненного, то есть - будущее.

Но ведь "хранящееся" находится не только внутри "черепной коробки", но и снаружи её - артефакты, следы динозавров в засохшей глине, клинопись на камне... - это всё "хранящееся", и моё "я" это всё "вспоминает".
Поэтому надо вспоминать всё так, как оно сохранено для нас. Не только хорошее, что нам нравится (нравилось) в детстве, но и то для меня "плохое", что для другого вспоминается "хорошим".
В этом трагедия. Но черты этой трагедии хранятся. И пока эти черты не стёрлись, я могу их "вспоминать".
Спасибо.

Источник: моя рецензия на «Cказка о Потерянном Времени» (Вадим Макаров)
http://www.proza.ru/2014/12/14/1904 См. также "Засушенная мысль" http://www.proza.ru/2015/07/12/1879

Эта тема родилась на ФШ, и указать конкретный источник трудно, потому что основой служат сами "тексты", и их "выкладывание" на сайте всех участников.

"Первоисточником" можно указать Гуссерля с его феноменологией времени. Например здесь:
"Нужно учитывать различие между таким феноменологическим временем — единой формой всех переживаний в одном потоке переживания (в потоке переживания одного чистого Я) и "объективным", т.е. космическим временем.

Благодаря феноменологической редукции сознание не только утратило свою апперцептивную "прикрепленность" (впрочем, это образ) к материальной реальности и свою, пусть даже и вторичную, включенность в пространство, но даже и свою включенность в космическое время. То же время, какое по мере сущности принадлежит переживанию как таковому, — время с его модусами данности: "теперь", "до", "после", модально определяемые "одновременно", "одно после другого" и т.д., — это время не измерить ни положением солнца, ни с помощью часов, ни какими-либо средствами физики, — что вообще нельзя измерить".

Речь о том, что "я", рассматривая имеющиеся (хранящиеся) формы "снимков" действительности, выхватывает их из мест хранения и "являет" себе в виде "красочного" (цветного) представления, а затем
.."чистое Я осуществляет новый шаг и теперь, в сплошном единстве синтетического сознания, продолжает "еще" "держать в руках" то, что оно вот только что "схватило", — оно схватывает и новый тематический объект или, лучше сказать, схватывает в качестве первичной темы новое звено совокупной темы, однако не расстается и со звеном, схваченным прежде того, коль скоро таковое тоже принадлежно к этой самой совокупной теме"...

Вот таким путём последовательных "схватываний" и "удержаний" "отдельных кадров" создаётся, как я называю, "кино Гуссерля". Время, затрачиваемое на рассматривание одного и последующих кадров не регламентируется внешними условиями (космосом), а зависит чисто от произвола моего "я". Поэтому я могу связывать между собой картину Древнего Рима, с "фотографией" творящегося сей момент на улице или дома.

Я не нашёл (не постарался) у Гуссерля создания прогноза. Но с банальной очевидностью такое может быть аппроксимировано: беру хранящуюся предыдущую картину, сравниваю с картиной действительности (разумеется этой же темы), и их  разность прибавляю к действительной картине, получая прогноз будущей картины. Ближайший прогноз сбывается довольно точно (если случайность не помешает), а вот отдалённый прогноз чреват наложением сторонних циклов других (сопутствующих) картин.

Ну и "машина воспоминаний" оказалось не оригинальным названием. Сесилия Ахерн "Машина воспоминаний". Ссылка

"Все дело было в устройстве, которое все называли машиной воспоминаний. Все, кроме него. Воспоминания создает не машина, а человеческий разум, к тому же важную роль играет и сердце, но в эти тонкости он никогда не вдавался. Как только разум порождает воспоминание, машина загружает его в память, словно оно такое же правдивое, честное и незабываемое, как и настоящие воспоминания. Новые воспоминания — те, о которых люди всегда мечтали или которые забыли и хотели бы освежить. Правда, как бы они ни старались, подлинно оригинального воспоминания придумать еще никому не удалось. Разум переизобретал обновленные воспоминания — просто чтобы выжить и не сойти с ума. А машина помогала выжить своему создателю. Вернее, не помогала выжить, а поддерживала в нем жизнь. Придавала его существованию смысл — то, чего ему так сильно не хватало".

Юрий Дмитриев, 23 Декабрь, 2014 - 21:06, ссылка
"Сказать, например, что "мысль сравнивается с другой мыслью, которая, естественно, не входит в структуру первой мысли" - это не менее загадочно, как и утверждение о сравнении мысли с реальной вещью вне мысли. Ибо в данном случае сравниваются не мысли, а их выражения в понятиях, суждениях и т.п., а даже свою собственную мысль человек может выразить в них неадекватно. Да и вообще, что есть "структура мысли" и насколько совпадает, например, со структурой суждения, эту мысль выражающего, чем структура мысли отличается от структуры реальных вещей - всё это вопросы, ответы на которые далеко не просты".
Источник: http://philosophystorm.org/mashina-vospominanii
С наступающим, 2015-м годом! Здоровья, счастья, благоденствия!

(Ссылки проявляются при нажатии на "Написать рецензию")


Рецензии
Владимир, интересные размышления. Особенно понравилось прогнозирование близкого будущего, потому что близко к конкретике. А вот размышления "что есть "структура мысли" и насколько совпадает, например, со структурой суждения" - это не мое. :)))
Творческих удач!

Татьяна Хожан   19.09.2016 15:52     Заявить о нарушении
Прогнозирование близкого (ближайшего) будущего лежит в основе кибернетики. (Н.Винер). Таким прогнозированием занимается всё живое, на бессознательном уровне, автоматически. Если бы кошка не могла прогнозировать, то она не могла бы поймать мышку - всё время бы промахивалась.
На эту же тему "Засушенная мысль" http://www.proza.ru/2015/07/12/1879
Спасибо за интерес к жизни.

Владимир Пе   19.09.2016 18:00   Заявить о нарушении
В логике есть "высказывание" - это некоторое слово, выражающее нечто определённое, например, "машина". Противоположное ему высказывание - НЕ-машина. Соединяя эти высказывания между собой, получаем некий предмет, который выявляет тот факт, что есть некая "машина" в окружении остальных не-машин.
Вот этот процесс рас-суждения о "машине" и "не-машине", рождает некоторое "суждение" - результат рассуждения.
Множество суждений в результате последовательных, связанных между собой рас-суждений, образуют некоторую "структуру" "схемы" рас-суждений.

Но когда мы "мыслим", то мы же не слова (высказывания) проговариваем (хотя некоторые и проговаривают слова), а мыслим образами, картинами, понятиями, понимая некую внутреннюю связь между "понятиями".
Вот это множество понятий, картин, образов... образуют некоторую "структуру мысли".

А ещё есть некоторая "структура" окружающих нас "вещей".
Скорее всего, речь крутится вокруг соответствия (взаимной адекватности) этой "триады структур": структуры окружающего мира, структуры понятий (мыслей) об этом мире, и структуры выражения этих понятий имеющимся набором слов.
Спасибо.

Владимир Пе   03.12.2017 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.