О культуре
А. Чехов
«Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов».
С. Смайлс
В обществе существует огромное количество определений понятия КУЛЬТУРА. Говорят, что их больше трехсот. И значительно. «Чем богаче подлежащий определению предмет, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции».
Богаче! А богатством издавна считали не деньги и собственность, а весомый духовный мир данного человека. Недаром это слово является однокоренным со словом Бог и, собственно, его производным. Древнеславянский корень БОГЪ означает «наделяющий богатством», «дарующий благополучие». Интересно, что его индоевропейское происхождение (bhaga) говорит о том же (Источник: Этимологический словарь Фасмера).
Предметом же нашего разговора сегодня я выбрал конкретно поведенческую культуру индивидуума (сразу оговорюсь: я не моралист, просто накипело). При этом хочется напомнить, что последняя отражается в повседневных поступках члена общества, которые, в свою очередь, основаны на нормах нравственности, этики и эстетики. Плоды воспитания, однако!
Именно усвоенные с детства и юности правила превращаются в воспитанность личности. Притом во всем: в общении, в быту, в аккуратности и др. Но детям надо все объяснять, подтверждая личным примером. Они – не солдаты в армии, которым можно дать командную установку. Дети должны понять смысл культурного поведения. В противном случае они будут видеть в нем наносное и временами даже досадное излишество.
А ведь ребенку впереди предстоит борьба с гормональной перестройкой. И как он окажется подготовлен нами к этой ситуации с позиций культурного воспитания? Вопрос.
Это особенно хорошо просматривается у подростков мужеского пола, когда измененное медиаторами сознание требует от личности ежесекундного самоутверждения на любом пусть даже весьма сомнительном уровне. И только предшествующее кропотливое воспитание индивидуума может подсказать ему правильный выбор в каждом конкретном случае. Или наоборот. А при этом существуют еще и генетические риски. Но это отдельная тема.
Итак, видимо, сегодняшний ритм нашей с вами жизни, время сверхскоростей, эпоха многоядерного процессирования не позволяют семье, школе, обществу в целом находить время для организации полноценного воспитательного процесса очередного подрастающего поколения. И мы имеем, то, что имеем.
Картина до боли безрадостна. Достаточно просто оглядеться вокруг себя. Природа – загажена. Притом возникает ощущение целенаправленности процесса ее загрязнения на всех уровнях. А житейский просто поражает своей методичностью, беспринципностью и хамством. Ну, наделал! Убери! Лень? Пофиг? Или гадят со смыслом. Мол: «Нате вам». За абстрактное «всё». Или в публичное подтверждение своей способности отрицать (см. выше). Нигилисты мы, типа. Хоть и слова такого не знаем - «нигилизм»!
Ни одно свободное животное не станет испражняться там, где оно живет. Это противоречит инстинкту самосохранения. Значит мы не часть этой природы? Или генетические выродки? Но их уничтожает сама матушка-природа. Как вид! Memento mori!
Проиллюстрируем.
«…берега в европейской части страны загажены - наступить негде. Приехал ко мне два года назад приятель из-за бугра, голландец. Запросился на рыбалку... А на диком бреге подойти к воде невозможно - бутылки стеклянные и пластмассовые, коробочки из-под червей, пакеты от фастфуда, кострища с жестянками, даже следы от критических дней. Но все-таки повез гостя на естественную рыбалку, там, где почище. Приехали... Голландец мой тут принялся наводить порядок, собрал все остатки от предшественников в кучу, даже испражнение человеческое кирпичом прикрыл. Я спрятался в кусты, делая вид, что собираю хворост, стыдновато как-то стало. А без иностранцев сколько не ездил с попутчиками - они равнодушны…» (Источник: http://maxpark.com/user/44688/content/1298211).
Получается, поотстали мы в воспитании от пресловутых америкосов и аборигенов старушки Европы. Хотя и у них с культурой не всё так гладко. Ну, да то их проблемы.
Возьмем теперь культуру общения.
Мне как-то случилось одновременно наблюдать и участвовать в общении трёх поколений советской интеллигенции. Происходило это в аспирантские доперестроечные годы в Риге в институте органического синтеза академии наук (ныне латвийский институт органического синтеза) тогдашней прибалтийской республики. Молодое поколение представляли мы сами, я и мой напарник, среднее – заведующий профильной лаборатории, а самое зрелое – цельный академик той самой уважаемой академии Эгерт Витольд Эдгарович. И что же нас с другом поразило тогда до глубины сознания? Именно степень культуры наших старших коллег и ее различие у каждого из них, а особенно, в сравнении с нашей. Напомню, что тоже чту себя частицей интеллигентного социума. Так вот, о своем поколении egghead говорить не буду, итак все понятно из моих текстов. А на других двух остановлюсь.
Представитель среднего по фамилии Баринов оказался обаятельным человеком лет сорока пяти - пятидесяти с изрядным чувством юмора и профессиональной эрудицией. В общении с нами у него доминировала высокая степень внутренней свободы и доброжелательность. И он даже мог позволить себе определенные фразеологические вольности и анекдоты.
Когда Баринов повел нас без каких-либо проволочек и согласований визита к САМОМУ академику, мы уже впали в состояние удивленного оцепенения. Дальше было больше.
Кабинет академика Эгерта представлял собой отгороженный фанерной переборкой угол химической лаборатории площадью не более 10 квадратных метров, укомплектованный однотумбовым столом, книжным шкафом и несколькими стульями. Из-за стола на согнутых подагрой ногах НАМ НАВСТРЕЧУ! вышел весьма пожилой хозяин для того, чтобы пожать нам в приветствии руки. Потом в течение часа он, изъясняясь на литературном русском языке, старательно вникал в наши насущные проблемы и даже представлял нас по телефону третьему лицу, которое он не видел и не слышал более десяти лет…
Выйдя на улицу, мы долго не могли прийти в себя от сонма нахлынувших на нас чувств. Приоритетно восторженного толка. Но случился и один неприятный вывод. Мельчает интеллигенция. Постепенно. Деградирует, так сказать, в плане культуры. И культуры общения, прежде всего.
Приведенный пример касается той части общества, которая по определению является носителем культуры. Что же тогда говорить о народе вообще?
А что тут говорить, достаточно просто слушать. На улице, в метро, в магазине, в ВУЗЕ! Уши вянут и сворачиваются в трубы. Я даже не имею в виду речь матерную . Атрибутами общения стали грубость и оскорбительно-пренебрежительное отношение к собеседнику. В конфликте и при спокойном общении. Тактичность в поведении отсутствует по определению.
Британский энциклопедист и ученый Джон Леббок писал: «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда ничего нельзя сделать при помощи силы». Складывается впечатление, что чувство такта (или другим словом - умеренности) вообще и такта в общении в частности сейчас у людей не воспитывается совсем. Иногда правда оно присутствует от рождения. Это если повезло. Окружающим, в первую очередь.
А общение молодежи по форме между собой или с кем-либо, по моему мнению, является лакмусовой бумагой, не меньше, существующего уровня культуры общества. Вот он переходный продукт, так сказать, нашего с вами воспитательного процесса. Переходный от молодости к старости. Из состояния воспитываемых в состояние воспитателей.
Помните, у Грибоедова: «А судьи кто?..» А в нашем случае можно перефразировать: «А воспитатели кто?»
Может быть, я не прав, может, мною руководит историческое непонимание между отцами и детьми. И смена у нас выросла достойная. Но почему тогда лифты и подъезды матерными словами исписаны, а иногда и выделениями запачканы? Почему 17-летние молодчики могут свободно и жестоко избивать женщин и стариков? Ведь именно такие сегодня творят бесчинства на востоке братской (подчеркну это слово) Украины. Вы скажете: «Наркотики в голову ударили». Но и это тоже результат дурного воспитания. Напомню: «Распущенность в манерах всегда влечет за собой распущенность принципов».
Назвать наше время эпохой извращенной культуры язык не поворачивается. По-прежнему существуют общечеловеческие ценности. Сохранено большинство объектов и предметов культурного наследия. Наверное, общество просто стало в значительной мере более полярным, прагматичным и гротескным. Поэтому я и коснулся ныне в разговоре лишь одной грани единого большого - культуры поведения. И, может быть, она, некультура эта, на культуру общества в целом фатально не повлияет? Я, конечно, сомневаюсь, но...
Свидетельство о публикации №214122800541
Пара моментов, чисто технических. "А богатством издано считали" - исправьте на "издавна". Далее. Поаккуратнее с цитатами. Я имею ввиду Фасмера (проделал большой труд, но при ближайшем рассмотрении - не ученый, а обычный компиляторщик. Славянские взаимосвязи корней интерпретировал неправильно. Одни "ляпы". Это если коротко о его "трудах"). И в данном случае он, мягко говоря, не прав. Берем Толковый словарь Даля в 4-х томах, издания 1863г. "Богатство" - множество, избытокъ, излишество. "У богатого богатины пива-меду много, да съ камнемъ бы его въ воду. Бога хвалимъ, Христа величаемъ, богатого проклинаем".
Это я насчет "древнеславянский корень БОГЪ означает «наделяющий богатством», «дарующий благополучие». Ложное утверждение. И вывод, что "богатством издавна считали не деньги и собственность, а весомый духовный мир данного человека", неверен. Звучит красиво, это да. Не более. (думаю понятно, что вышеизложенное - мое личное мнение)
С уважением
Джейк Нооле 28.12.2014 11:34 Заявить о нарушении
С уважением, ОМ
Олег Миронов 2 01.12.2017 17:28 Заявить о нарушении