Чемпионат по прозе, Конкурс Лимериков

Уважаемые читатели Проза.ру! Предлагаем вашему вниманию интервью, взятое на сайте Парнас у Чемпионата по прозе и Конкурса Лимериков. Приятного вам чтения!

***********************
«…нигде нет концентрации хорошей прозы большей, чем на Чемпионате прозы» Н. Бугаре
25 декабря 2014 - Марина Попова


Дорогие Парнасцы, рады приветствовать вас в Жемчужной комнате накануне Нового, 2015 года!
 
Двенадцать месяцев в году,
Двенадцать конкурсов Пегаса –
Собрались все в одном кругу
На День Рождения Парнаса..
Я здесь ведущий – тамада,
Даю для поздравлений слово.
Немало вложено труда
В наш сайт, любовь – его основа
(Галина Карташова, Комби-поздравления от друзей)

Сегодня у нас в гостях не двенадцать, а только два конкурса Пегаса: Чемпионат по прозе в лице Главного судьи – Петра Шабашова и Конкурс Лимериков в лице Александра Садовника.

Беседует с ними наш интервьюер Марина Попова.

С вашего позволения сначала мы предоставим слово нашему самому серьезному гостю — Чемпионату по прозе.
 
Поздравления были и розы,
Умиления капали слёзы.
Сохранить на века,
Всё, что пишет рука
Гениального мастера прозы. (Галина Карташова)

*************************************

М.П.: — Здравствуй, Пётр! Ты стоишь у истоков создания Первого Чемпионата. Сначала в качестве неизменного участника и победителя, затем в качестве Главного судьи. Расскажи нам, пожалуйста, когда был создан Чемпионат и с какой целью?

П.Ш.: — Чемпионат Парнаса по прозе родился 15 апреля 2012 года, и его целью было привлечение авторов портала к литературному творчеству, к соревновательности и созданию новых прозаических произведений.

М.П.: — Чемпионат по прозе 2014 чем-то отличается от первых Чемпионатов?

П.Ш.: — Да, значительно.
Принцип проведения первого Чемпионата был – как в футболе. Сначала устраивался отборочный тур, на который любой автор Парнаса выкладывал лучшее, по его мнению, произведение. По итогам этого тура формировался состав «Высшей лиги» из 16 участников.

Первый Чемпионат проводился по принципу «каждый с каждым», то есть автор, попавший в высшую лигу, соревновался одним своим рассказом со всеми остальными участниками. Конкурс был открытым, имена всех его участников были известны.

За победу в туре участник получал 3 очка, за ничью – 1, за поражение – 0. И прошел он достаточно быстро: уже в мае месяце 2012 года были объявлены имена победителей.

М.П.: — Пётр, и второй Чемпионат претерпел изменения?

П.Ш.: — Да, Марина, второй Чемпионат начался в том же году – в июле 2012-го – и продолжался до конца года. Но проводился он уже по другой схеме. Сначала был проведен отборочный тур и определены участники Высшей лиги.

Затем участники были разбиты на группы по 4 человека, которые соревновались между собой. Такая схема проведения турниров практикуется на Чемпионатах Европы по футболу. Бригада судей из 5 человек, как и в первом Чемпионате, оценивала работы участников.

А вот оценки уже стали иными. Победы оценивались в 1 балл, ничьи – 0,5 баллов, поражения – 0. Этот Чемпионат тоже не был анонимным. Всего было проведено 13 туров, и в ноябре 2012 года определены победители.

М.П.: — По какой схеме был организован третий Чемпионат?

П.Ш.: — Третий Чемпионат был организован по совершенно иной схеме. Отборочный тур был отменен, и в соревновании мог принять участие любой автор, зарегистрированный на сайте Парнас.

Турнир стал анонимным, то есть авторы должны были участвовать в нем только с новыми и оригинальными произведениями, ранее не публиковавшимися в сети.
Та же судейская бригада из 5 человек оценивала работы уже по 12-балльной системе. И, наконец, были установлены ограничения по знакам в зависимости от объявленного жанра и темы.

Победить в Чемпионате стало гораздо трудней, так как участник Чемпионата уже не мог рассчитывать на поддержку своих друзей и поклонников, в том числе и из состава судейской бригады.

Ну, а авторство рассказов-участников было не известно даже главному судье. Главным судьей стала Наталья Бугаре, которая провела этот турнир на блестящем уровне.
Всего было проведено 12 туров, по одному в месяц. Победители определились в декабре 2013 года.

М.П.: — Пётр, а теперь поведай, пожалуйста, о четвертом Чемпионате по прозе.

П.Ш.: — Четвертый Чемпионат начался в январе 2014. Главным судьей стал Петр Шабашов, то есть я.
Те же 12 туров, те же 5 судей, но рассказы оценивались по 10-балльной схеме.

Сейчас Чемпионат заканчивается, идет последний, 12-й тур. Победители уже наметились, но пока говорить о фаворитах ничего не буду, чтобы сохранить интригу.
Всё довольно просто. Весь Чемпионат разбит на 12 туров. Участвовать может любой автор в любом туре.

То есть не обязательно проходить весь марафон, а можно, например, принять участие только в том туре, который наиболее подходит автору по тематике и стилю его письма.
По-моему, это вполне демократичная форма. На каждый тур задается определенная тема.

Например, приключения, Новый год, школа, романтика, фантазия, детектив и так далее. Свой рассказ на заданную тему автор публикует с 1 по 15 число каждого месяца.
С 16-го числа и до конца месяца работает судейская бригада.

Как только судьи выносят свой вердикт по каждому конкурсному произведению, анонимность снимается.
Эту работу проводит Администрация портала. По сумме баллов, поставленных судьями, главный судья определяет победителей тура и его призеров.
Автор, набравший наибольшее количество баллов за все 12 туров, станет чемпионом Парнаса по прозе. Так же, по сумме баллов, будут определены и авторы, занявшие 2 и 3 место.

По итогам каждого тура победитель и призеры получают призовые баллы. Автор, занявший 1 место в туре – 20000, за 2-е место – 15000, за 3-е – 10000.
Награждение проводит главный судья. Он же ведет суммарную таблицу Чемпионата, чтобы по окончании турнира определить абсолютного победителя и призеров.
Не обойдены вниманием и судьи: за свою работу они получают по 10000 баллов за каждый тур.

Награждение кубками, медалями и грамотами в турах не производится. Эта приятная процедура будет произведена после окончания Чемпионата. Сюрпризы ждут и наиболее активных читателей.

М.П.: — Кто занимается выбором тем очередных туров?

П.Ш.: — Темы по турам подбирает главный судья. Разумеется, при этом я всегда советуюсь с судейской бригадой и прежними главными судьями, у которых есть опыт проведения подобных турниров.

При выборе тем учитывается все многообразие нашей жизни: национальные праздники, дела и занятия, творчество и увлечения, природа, хобби, ну и, конечно, прекрасная половина человечества и наши защитники Отечества… Словом, количество тем всегда больше, чем планируемых туров. Но это можно исправить в следующем, уже 5-м Чемпионате Парнаса по прозе.

М.П.: — Пётр, в чем уникальность нашего Чемпионата прозы на Парнасе? В чем его отличие от многочисленных конкурсов прозы на других сайтах?
П.Ш.:— Главное отличие и уникальность нашего Чемпионата – в его полной анонимности. Публиковаться должны только новые, ранее не публиковавшиеся рассказы.
Поверьте, это трудно, очень трудно – написать 12 рассказов в течение одного календарного года. Ведь у каждого из нас кроме увлечения литературой есть и другие заботы, и занятия, и свободного времени для творчества иногда не хватает.

Поэтому я не осуждаю авторов, которые выставляют на Чемпионат явно «сырые», не доработанные произведения. Главное в таком случае – просто участие. А доработать рассказ, привести его в полное соответствие с требованиями жанра, можно и позже.

М.П.: — Что нужно сделать, чтобы стать участником Чемпионата?

П.Ш.: — Нууу, это очень сложно… Сложно, потому что нужно в первую очередь написать рассказ. И не просто рассказ, а полноценное литературное произведение по всем канонам жанра. И не просто произведение, а на определенную тему. И при этом еще уложится в установленный лимит знаков. И тему раскрыть так, чтобы у судей не оставалось ни малейших сомнений в талантливости автора.

Если же говорить не столь мудрено, рассказ должен быть по меньшей мере: а) интересным и б) читабельным. Что я имею ввиду?
Рассказ, относящийся наравне с новеллой и миниатюрой к категории «малой прозы», должен иметь увлекательный для читателя сюжет. Зарисовочки, воспоминания, очерки, заметки, эссе, пейзажные описания, мемуары и прочая беллетристика здесь не катят.

Рассказ должен быть оригинальным и динамичным с самого начала, буквально с первых же фраз. Иначе читатель, зевнув после первого же абзаца, бросит чтение или – в лучшем случае – пробежит рассказ по диагонали.

А под читабельностью нужно понимать грамотное оформление своего письма: пунктуация, построение фраз, удобный шрифт, разбивка по абзацам и главам и прочее. К сожалению, многие наши авторы слишком небрежно относятся к своим текстам, считая, что главное – это содержание. Ан нет. При том обилии прозы в сети, где глаза разбегаются от выбора, именно форма зачастую играет первую и важнейшую роль в предпочтениях читателя.

Что касается технической стороны вопроса, то здесь всё просто: на ГС (главной странице автора прим. П.М.) нажимаем желтенькую кнопочку «написать», затем название произведения, в «разделе» — «конкурсы», в «подразделе» — «Чемпионат по прозе», в «категории» — название тура. И вы – участник увлекательного соревнования!

М.П.: — По какому принципу набирается судейская бригада? Права и обязанности судей? По каким критериям они судят?

П.Ш.: — Отбор судей производится главным судьей. Есть несколько судей, которые хорошо зарекомендовали себя по предыдущим Чемпионатам, они и составляют костяк судейской бригады.

Я благодарен таким авторам Парнаса как Ольга Постникова, Володя Попов, Саша Шатеев, Саша Балбекин, Наталья Бугаре, Саша Сороковик и другим, которые из года в год поддерживают Чемпионат не только своими замечательными произведениями, но и участием в судействе.

Время от времени состав судей меняется: кто-то уходит в отпуск, кто-то уезжает в командировку, а у кого-то просто не хватает свободного времени. Тогда производится «добор». Сначала я советуюсь с судьями, кого из авторов Парнаса они хотели бы порекомендовать в состав судейской бригады. Потом рассылаю приглашения таким авторам, и, если они соглашаются, зачисляю их в группу судей.

Кандидат в судьи прежде всего должен быть активным автором Парнаса, постоянно публикующимся, имеющим хорошие рейтинговые показатели, участвующим в форумах и литературных состязаниях. Но – главное – он должен быть человеком адекватным, уравновешенным, трезво оценивающим не только чужое, но и свое собственное творчество. В противном случае неизбежны любого рода недоразумения и «разборки», заканчивающиеся зачастую откровенным хамством и переходом на личности, что категорически неприемлемо на литературном сайте.

Обязанности судьи не сложны, но требуют особого внимания и терпения. Если обычный читатель вправе выносить любой вердикт прочитанному произведению в своих комментариях, то судья должен, во-первых, быть максимально корректен, а, во-вторых, внимателен к каждой детали, к каждой фразе конкурсного произведения, чтобы своим вердиктом не задеть творческого самолюбия автора и вынести ему максимально объективную оценку.

Критерии судейства специально не оговариваются в Условиях проведения Чемпионата, но на 3-м Чемпионате о них говорилось весьма подробно.
Это прежде всего раскрытие предложенной темы, художественная выразительность, сюжетность, грамотность, новизна и оригинальность изложения. Литература – не математика, здесь трудно выработать четкие критерии судейства, по которым можно было бы судить любое произведение этого жанра.

К тому же любой судья – это такой же автор, как все, со своими пристрастиями и предпочтениями, со своим видением раскрытия темы, и по этой причине не может быть истиной в последней инстанции. Он лишь высказывает свое мнение о прочитанном.

А авторы с повышенным уровнем самооценки, склонные к крайней обидчивости, воспринимают судейское решение как приговор, как окончательный вердикт, не подлежащее обжалованию. Вот это и является основной причиной возникающих время от времени конфликтов.

М.П.: — Какие проблемы возникают во время проведения Чемпионата?

П.Ш.: — Главная «беда» нашего Чемпионата, как и любого анонимного турнира, — это публикация авторами не анонимных произведений.
Одни авторы, не досыпая, не доедая, глотая кофе литрами и закуривая сразу по две сигареты, пишут по ночам новые произведения, а другие просто «срисовывают» свои рассказы, ранее опубликованные в интернете, с других сайтов, а то и – с самого Парнаса!

Разве это справедливо? И что в таком случае делать? Взывать к совести конкурсантов? Как показала практика этого Чемпионата, средство оказалось не самым эффективным: авторы продолжают «дуплиться» без зазрения совести.

Тогда и пришлось прибегнуть к крайнему средству – удалению рассказов-«штрафников» из ветки тура. В противном случае Чемпионат теряет всякий смысл своего существования, ибо задекларирован как анонимный и оригинальный.

Не хотелось бы быть посмешищем для всего литературного сообщества, тем более, что другие лит ресурсы сейчас активно завлекают в свои ряды авторов, обещая им интересные конкурсы и соревнования прозаиков.

М.П.: — На странице Чемпионата девиз:
«Тут нет победителей и побежденных, тут мэтры прозы учат нас писать»...

П.Ш.: — Не знаю, кто автор этого слогана, но он довольно точно выражает основную идею Чемпионата: учиться писать. Ведь среди нас нет профессионалов, все мы литераторы-любители, ищущие свой путь в литературе. А учиться никогда не поздно и не зазорно.

Возникает вопрос: учиться – как? Тут два простых, но верных пути. Первый – просто читать других авторов. Читать, думать, выносить собственную внутреннюю оценку прочитанному. И – делать выводы для себя. Так ли я пишу? Убедительно ли? Интересно ли?

Второй путь – это непосредственное участие в лит турнире, любом, не только в Чемпионате. Дух соревновательности, желание победить подстегивают автора, придают ему творческий стимул, а возможность получить оценки и комментарии судей и читателей позволяют взглянуть на свое творчество как бы со стороны, с позиции другого автора. И – соответственно – сделать для себя новые выводы.

Думаю, под выражением „мэтры прозы" в девизе Чемпионата подразумеваются лучшие авторы-прозаики нашего портала. Да, таких авторов, что традиционно участвуют и побеждают во всех Чемпионатах Парнаса, не сотни, но они есть.

Есть чему поучиться у безукоризненной Альфии Умаровой, мастера психологического рассказа Сергея Калиты, убежденного и убедительного реалиста Александра Сороковика, тонкого, виртуозного прозаика Борисовой Елены, задушевного рассказчика Елены Тепловой и многих других.

Другой способ усовершенствовать ремесло рассказчика – это обратиться к вышеназванным авторам и судьям Чемпионата с просьбой помочь в редактуре и корректуре своих произведений.

Я не однажды чуть ли не требовал: авторы, присылайте мне в личку свои рассказы! Я вам помогу, уж по меньшей мере запятушки вам расставлю как надо! И что же? – Тишина. Или почти тишина.

За весь 4-й Чемпионат на мой призыв откликнулись 5–6 человек, остальные никак не отреагировали. Может, стесняются „нагружать" главного судью, может, никак не могут выйти из образа своей собственной гениальности и потому неподсудности любому разбору?
В Чемпионате принимают постоянное участие 30–40 человек. Всего же с января месяца „отметились" своими произведениями 150 авторов.

М.П.: — Пётр, твое видение проблемы. Каким образом можно активизировать авторов, привлечь их к участию в Чемпионате?

П.Ш.: — Вопрос, однако! Рассуждать на эту тему можно долго, но вряд ли продуктивно. Значит, что-то в нашем турнире не устраивает авторов. И не думаю, что причина в анонимности. Скорее всего, не хватает „пиара" в хорошем значении этого слова.
Не хватает более четкой и понятной проработки Условий участия в Чемпионате.

Недостаточно активны и судьи, которые ставят под публикациями только оценки, никак не сопровождая их обоснованиями и комментариями.
Недостаточна, по-моему, и стимуляция авторов, например, в виде издания отдельных сборников лучших произведений по итогам Чемпионата.

М.П.: — Считаю, что эти ценные мысли можно адресовать Главному судье пятого Чемпионата в качестве пожеланий по усовершенствованию организации Чемпионата.
Петр, кто за все годы существования Чемпионата был удостоен Высшего звания Чемпионата — Король прозы (Королева прозы)?

П.Ш.: — Как такового понятия Король (Королева) прозы пока не существует. Но такая идея есть. Скажу даже больше: администрация Парнаса одобрила мою (и не только мою) идею о формировании по окончании Чемпионата сборника лучших произведений данного турнира.

В него войдут все 12 рассказов-победителей туров. Далее будет проведен блицтурнир, в котором читатели Парнаса смогут выбрать из этих 12 рассказов «самый-самый"… И если победитель самого Чемпионата получает звание «Чемпион по прозе», то здесь автору-победителю будет присвоен титул «Суперчемпиона».

М.П.: — Было бы замечательно, если бы такой сборник в электронном виде был опубликован у нас на Парнасе.
Петр, можете привести самые забавные моменты во время проведения Чемпионата (если такие случались).

П.Ш.: — Скажу честно: ничего особо забавного или курьезного на Чемпионате не наблюдалось. Турнир – соревнование серьезное, даже если один из его туров идет под тэгом «юмор».

М.П.: — Самое лучшее (яркое) произведение, если есть такое, на ваш взгляд.

П.Ш.: — О-о, таким произведениям несть числа, если брать не только этот, но и все предыдущие Чемпионаты. Самое сильное впечатление – это первое впечатление, то есть 1-й Чемпионат, где я проиграл Сергею Калите всего один судейский балл. И оправданно. Его рассказ все же был гораздо сильнее моего, признаю.

В остальном же, как говорится, «все работы хороши – выбирай на вкус». У каждого автора собственный стиль и манера изложения, каждый автор интересен по-своему. Много авторов с хорошим творческим потенциалом.

М.П.: — Каковы ваши планы на будущее? Следует ли ожидать участникам Чемпионата каких-то нововведений в 2015 году?

П.Ш.: — «Я планов наших люблю громадьё,» — как писал Маяковский. В моих личных планах – уйти с должности главного судьи, передав эстафетную палочку другому автору Парнаса. И дело не в том, что я «устал» или «надоело», нет. Просто я считаю, что в каждом последующем Чемпионате должен быть новый главный судья – и пусть это будет одной из традиций Парнаса. Доброй традицией.

Новый главный судья – это прежде всего новый взгляд на, казалось бы, самые привычные вещи и понятия. У него не «замылен» глаз, он видит турнир как бы со стороны и лучше замечает все его плюсы и недостатки. Разумеется, новым главным судьей должен быть человек авторитетный, опытный в подобных баталиях, активный, с крепкой нервной системой… и протчая, и протчая (протчая – сохранено – авторская П.Ш., прим. П.М.)…

Я не самоустраняюсь и не собираюсь бросать Чемпионат. Не имею на это морального права. Как в свое время мои предшественники помогли мне советами и добрым участием, так и я буду помогать и участвовать в работе этого турнира, но уже в качестве консультанта и, быть может, рядового участника.

Теперь о второй части вопроса. Нововведения, думаю, будут. Они просто необходимы, дабы Чемпионат не стагнировал, а продолжил свое поступательное движение. Есть масса литсайтов, на которых добрые намерения усилиями админов лишь декларируются, а по сути остаются кладбищами, на которых талантливые, замечательные авторы успешно «хоронят» свои произведения. Слава Богу, Парнас не такой.

Здесь чувствуется активная жизнь, движение, стремление улучшить не только авторскую составляющую проекта, но и простое человеческое общение.
Однако ж позвольте мне в данном вопросе побыть немного унтер-офицером Пришибеевым. Как я вижу будущность Чемпионата? Примерно так, по пунктам:

1. Премодерация публикуемых произведений. Нет, не «рубка» на корню, а простая проверка на анонимность. Иначе вместо анонимного турнира получим патоку и жмыхи и окончательно погубим Чемпионат в ворохе «копирайтов».
2. Сокращение количества туров и, соответственно, увеличение сроков подачи работ. Туров можно сделать 6 или 8, а не 12, как сейчас. Срок подачи – 1–1,5 месяца, работа судей – 2 недели, как раньше.
3. Изменение тематики, причем кардинальное. Ну, разве не скучно из Чемпионата в Чемпионат писать на одни и те же темы, пусть даже и актуальные, и понятные? Почему бы не обновить ассортимент какими-нибудь неординарными формулировками-заданиями? Вот, подглядел в щелку на одном из литресурсов: «Нужные вещи», «Однажды мир изменится», «Зеркало», «Дом у дороги» и т.д. и т.п.
4. Изменить принцип работы судейской бригады. Количество судей можно оставить прежним, но сделать судейство анонимным: судья 1, судья 2 и так далее. Персональный состав судей можно оглашать до начала тура, а вот оценки – только под номерами. Тем самым можно избежать «персональных разборок» и обвинений в необъективности.
5. Желательно, чтобы каждый из судей всё же давал небольшой коммент к оцениваемому рассказу, объяснял причину снижения оценки.
6. Оценки выставлять по привычной, «школьной» методе – от «кола» до «отлично». То есть 5 – практически шедевр, 4 – хорошая работа, 3 – так себе, 2 – совсем не гуд, но некий потенциал все же имеется, 1 – спасибо за участие.
7. Как, спросите вы, не допустить в таком случае столпотворения на ступеньках пьедестала почета? Очень просто, математически: каждая оценка возводится в квадрат, квадраты суммируются. Таким образом, ни победителю, ни призерам не будет тесно на процедуре награждения.
8. Продумать систему награждений для вящей стимуляции авторов, вплоть до (о, да простят меня уважаемые Админы!) материального поощрения. Таковыми средствами могут быть:
 — создание сборника лучших произведений по итогам Чемпионата; сборник может быть размещен в специальном блоге на ГС с пометкой, к примеру, «лучшие прозаики Парнаса», «золотой фонд Парнаса» и тому подобное;
 — размещение рассказа-победителя тура в анонсах, опять же на ГС сроком 1–2 недели; для этого достаточно уделить данному произведению одну строчку, пусть даже петитом.
 — материальная стимуляция; нет, не деньги, да ну их.., а к примеру, книгой хорошего писателя из современных классиков, того же Захара Прилепина, например, высылаемой автору наложенным платежом;
 — ну, и другие меры поощрения, на кои хватит фантазии и возможностей сайта.

М.П.: — На нашем сайте существует множество других конкурсов, например, Конкурс Лимериков. Ваш Чемпионат по прозе сотрудничает с другими конкурсами? Или только на личной основе? А сами вы не являетесь участником других конкурсов на Парнасе?

П.Ш.: — К сожалению, Чемпионат не сотрудничает ни с кем, кроме самого себя. Причина? Разные точки приложения творческих сил, а также разножанровость. Трудно найти точки соприкосновения прозы и лирики. Как писалось еще в советские времена:
Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне.
Дело не в простом расчете –
Дело в мировом законе.
Сам я раньше был постоянным участником и конкурса лимериков, и конкурса частушек, и прочих. Теперь на это просто нет времени и, честно скажу, творческого рвения.

М.П.: — Наша беседа проходит накануне Нового года. Ваши пожелания и предложения Парнасцам, Администрации сайта.

П.Ш.: — Ну, прежде всего хотел бы поблагодарить Вас, Марина, а также Администрацию Парнаса за предложение дать интервью не от лица моей скромной особы, но от лица целого Чемпионата! Предложение, сказать, было для меня совершенно неожиданным.

Но и приятным: значит, Чемпионат нужен, Чемпионат продолжается и когда-нибудь станет не просто рядовым турниром, коих в сети не меряно, а визитной карточкой нашего сайта.
Когда в литературной (и даже в окололитературной) среде при слове «Парнас» собеседник воскликнет: «А-а, тот самый Парнас… где Чемпионат?» … Эх, хорошо бывает помечтать!..
А пожелания?.. Конечно, самые добрые, самые замечательные! Добра, любви и понимания в Новом, 2015-м году. Процветания сайту, здоровья всем участникам проекта. Себе, козлу, хочу пожелать в «козлином" году нового терпения, а Чемпионату…

Да вот же, есть же готовенькое:
Что пожелать тебе — не знаю,
Ты только начинаешь жить.
От всей души тебе желаю
С хорошей Прозою дружишь!»

Спасибо вам, друзья-парнасцы! Храни вас Господь!

М.П.: — Спасибо огромное, Пётр, что нашел время в самую горячую пору подведения итогов последнего тура и итогов четвертого Чемпионата побеседовать со мной. Всего доброго.
От себя лично, как участница Чемпионата, и от всех авторов хочу поблагодарить тебя за твой бескорыстный труд. Лично мне было ужасно интересно и увлекательно участвовать в Чемпионате. И всем участникам желаю относиться философски к результатам.

Пусть даже вы получите баранку (кстати, даже наш Чемпион прозы 2013 — Петр Шабашов однажды получал баранку…) Стоит ли переживать и бить себя в грудь на странице итогов, утверждая, что вы – гениальны, а они неправы?.. Послушайте, если бы вы написали гениальное творение, то все судьи бы выставили вам высший балл, если же оценка низка, значит есть над чем работать. Всем участникам удачи! Всех с Новым годом!
******************************
 
А сейчас - новогодний сюрприз! К нашей беседе с Петром присоединится еще одна участница интервью – главный судья трех Чемпионатов по прозе Наталья Бугаре!

 
М.П.: - Здравствуй, Наташа! Рада тебя вновь приветствовать в нашей Жемчужной комнате!
У меня к тебе, можно сказать, создателю Чемпионата, (в том виде, в котором он существует сейчас) несколько вопросов.
Чемпионат по Прозе — это соревнование-марафон, который проходит в течение 12 месяцев. Наташа, как пришла идея его так видоизменить? Ведь от первого чемпионата осталось одно название, а начинка полностью изменилась. На мой взгляд, он стал лучше во всех отношениях, наиболее полно выявляет все грани таланта участников.

Н.Б.:- Здравствуй, Маринка. Начнем по порядку) Чемпионат по прозе достался мне "в наследство" от Александра Русанова. Сама идея была его. Но "первый блин" оказался комом.
Причем вина была не в недоработках правил и самой идее конкурса, а в нервности команды Александра, которая периодически уходила с сайта, громко хлопнув дверью, и Чемпионат вместе с растерянными авторами оставался брошенным...

В один из очередных уходов команды судей, Симеон мне и предложил довести изматывающий и сложный конкурс до конца. На тот момент я была рядовым автором Парнаса и никакого опыта ведения подобных конкурсов не имела. Собственно говоря, я и не судила тогда еще конкурсы. Была, так сказать, желторотой совсем.

В Чемпионате принимали участие мои друзья, это и стало причиной моего согласия. Не могла я ребятам не помочь доиграть столь сложный марафон.
Что такое писать прозу я уже тогда знала. Сколько на это идет времени и душевных сил- тоже. Для меня бросить такой проект на произвол судьбы просто подлость. Там же люди участвуют, пишут, время тратят и нервы. Как их бросить? Так я впряглась в эту лямку.
 
Момент был крайне напряженным, на сайте шли какие-то подковерные бои и интриги. Все время кто-то хлопал дверью, поступали странные рассылки.
 
Фаворит Чемпионата тоже ввязалась в какую-то бурю в стакане. В результате чего Чемпионат был закончен досрочно. Следующий Чемпионат я начала в январе уже по другим правилам.
 
М.П.: - Наташа, поделись секретом, как тебе удалось провести ТРИ(!!!) Чемпионата без всяких конфликтов...

Н.Б.:- Я не могу сказать, что все мои чемпионаты были бесконфликтны, Марин. Хотя, в том случае конфликт фаворита конкурса не был связан с самим Чемпионатом. Но, сказался на результате всего прозаического забега.  Опыт этого Чемпионата мне очень пригодился в будущем.
 
Я набирала команду судей стресоустойчивых, взрослых (средний возраст моей команды был 50+), и старалась любой конфликт разрешить в самом начале. Но, надо отдать должное участникам марафона прозаиков, с их стороны почти не было серьезных претензий и попыток устроить бурю. Мне, наверно, просто очень повезло- и с судьями, и с участниками. Работать с ними было сплошное удовольствие.

Ты спрашиваешь о новых правилах, почему они так поменялись? Да просто все. Вариант Русанова был очень жестким, конкурс шел на выбивание.  Я про самый первый чемпионат прозы.

Я в нем, кстати, пролетела во втором туре, кажется. Второй вариант - правила были очень сложными, там авторы соревновались попарно, причем по очень заковыристой схеме.
 
Уже не на выбивание все шло, но сам спарринг сильного и слабого автора мне казался плохой идеей. Плюс, участников было мало...Сложность правил, то, что твою работу сравнивают с работой другого автора, непосредственно, длительность самого марафона, невозможность подключиться в процессе конкурса к забегу, невозможность участвовать выборочно, в борьбе за победу в конкретной теме - все это вместе не делало конкурс популярным.
 
Взвесив все эти факторы я и пришла к выводу, что надо менять всю концепцию подобного Чемпионата. Убрать унижающий психологический фактор сравнивания работ непосредственно. Дать возможность авторам, как подключиться к марафону, так и сойти с него. Ввести двойное награждение - отдельно по туру, и окончательное по результатам всех забегов. Судя по всему, мои выкладки оказались полезны, и современный Чемпионат придерживается моей концепции.

М.П.: - Как ты считаешь, насколько честно проходит судейство? Одна из победительниц промежуточного тура в комментариях написала, что только теперь (после своей победы) верит, что все делается честно.

Не есть ли это (неверие) одна из причин, что не так много участников Чемпионата, как могло бы быть?

Н.Б.:- По судейству. Знаешь, Марин, я была абсолютно уверенна в честности оценок ребят из моей команды. Убеждена. Конечно, субъективизм, та же вкусовщина и прочее имело место быть. Мы все живые люди. Но намеренной подтасовки результатов, проталкивания слабых работ и гнобления сильных авторов у меня не было.
 
Моя команда, при очень теплых личных отношениях со мной, никогда даже мне на уступки не шла))))) Да, я могла попросить пересмотреть оценки по конкретной работе конкретного судью, если его оценка очень выбивалась из общих.  Но меня почти никогда никто не слушал)))))
 
Редчайшие исключения, действительно ошибки судей при пересылке мне результатов. Оценки я принимала не механически, каждый тур считала нужным читать все работы и выставлять собственные оценки с замечаниями. Ну и конечно, если у меня стоит 12 и браво! браво! браво! Автор, вы гений! А у судьи вдруг 3, 5 баллов, вопросы я задавала. И судью меняла после тура.
 
Мои ротации судей были длительным процессом, пока я не собрала команду, критерии оценок которых понимала. Расхождения были и у них, конечно. Но это неизбежно. 
 
Не думаю, что у Пети есть проблемы с судейством и судьями. Хотя бы потому, что я ему передала свою команду, и при ротациях он всегда консультировался со мной. Да и сам Петя, таки мой учитель в прозе, а не ученик) Разбирается и в текстах, и в людях.

М.П.:- На сайте сейчас несколько тысяч авторов, среди них масса талантливейших прозаиков. Как можно активизировать их, увеличить количество участников со 150 (как было в 2014 году) до сотен, возможно, и тысяч... смеюсь, судьи в ужасе убегут...

Н.Б.:- Марин, когда я все начинала, уже по новым правилам, просто приглашала ребят с разных сайтов на Чемпионат. Специально регилась на десятках порталов, читала прозу, выбирала хороших авторов и приводила на Парнас.
 
Конкурс такого рода, с такой демократической концепцией был один в сети. Его идея нравилась, и год назад на Парнасе собрался один из самых сильных составов прозаиков. Но большинство из них уже пресытились конкурсами, и потому участвовали эпизодически.
 
Я не знаю способов, как можно стимулировать прозаика "подписаться" под марафон длиною в год. У всех разные обстоятельства и степень загруженности. Да и судьям, если, упаси Бог, придется судить сотни рассказов - впору в петлю и сразу. Ни один брачный спутник не выдержит вечной занятости жены, мужа. Причем занятости, за которую не платят ни рубля.
 
Да и ни один главсуд не наберет команду камикадзе на такое. Чемпионат прозы задумывался, как масштабный конкурс для обучения и выявления лучших прозаиков сайта. В нем всегда шел упор на качество, а не количество работ. Но я не помню тура, где бы работ было меньше нескольких десятков... 
 
Для прозы, это хороший показатель заинтересованности и актуальности конкурса. Сама знаешь, что такое писать новое каждый месяц, да еще на заданную тему. Я вот просматривала пару Чемпионатов прозы на других порталах, там, где я видела участников не больше, чем на Парнасе, а частенько, гораздо меньше.

М.П.:- Наташа, может, авторитет Чемпионата зависит от состава судей?

Н.Б.:- Думаю, автор, склонный к скандалам и склокам ни одним составом судей не будет доволен. Участвовать или нет решение строго индивидуальное. Конкурс очень сложный, из-за длительности, напряжения и разноплановости тем и жанров. Не секрет ведь, что большинство авторов работают в любимом жанре.
 
Я, например, в реализме предпочитаю драму, совершенно не умею писать юмор, есть трудности и с драматургией (пьесами). Но если с пьесами я как-то разобралась, и их не стыдно показать, то юмор - совершенно не мой жанр. Я абсолютно не умею его писать, все мои попытки крайне неудачны. И это беда всех оптимистов и смешливых, юморных людей в реале. Юмористы в реальной жизни редкостные зануды))))) Правда, мне рассказывали об исключениях, но я лично с таковыми не знакома. Так что тут у каждого автора свой конек и своя голгофа...
 
Потому ожидать, что прям все прозаики вдохновятся борьбой за корону, не реалистично. Более того, любой столь длительный и разноплановый конкурс, ориентирован на глубоких и серьезных авторов, или тех, кто пытается стать таковыми. Он не может быть слишком массовым. Массовые конкурсы это одноразовые с минимумом ограничений и легкой темой. Мы ведь не ждем, что на Чемпионаты мира будут приезжать команды по тысяче человек от каждой страны? Мы ждем состязания лучших. Тут тот же принцип.

М.П.:- Как ты считаешь, нужны ли "твердые" критерии при оценке работ?

Н.Б.:- А что такое твердые критерии художественной работы? Как это? Одному по вкусу арбуз, другому свиной хрящик. Один обожает лаконичность, второй кружева и тонкость образов. Одному подавай динамику и остроту сюжета, второму лиричность и глубину главной мысли.
 
 Вот попробуй представить картину Ван Гога "Подсолнухи" и рядышком "Монну Лизу". И выдай критерии по которым первая лучше второй, или наоборот) Или картину Айвазовского, любой его морской пейзаж и ..к примеру Шишкина " В лесу". Кому море, кому мишки) Но это, если сравниваешь одинаково хорошие работы.
 
Определенные критерии, конечно, есть - грамотность, компоновка сюжета, да и сам сюжет, владение словом, ровная стилистика и тд и т.п. Но если я начну описывать все нюансы прозы, на которые стоит обращать внимание при судействе, это уже будет научный трактат. Их и правда много. Мы, в свое время, в клубе судей обсудили массу нюансов, и пришли к определенным выводам относительно критериев оценок.

Но, в принципе, мои судьи работали не коллективно, а индивидуально и я им доверяла.

М.П.:- Из моего опыта участника. Первые туры я старалась... писала большие серьезные рассказы... но потом посмотрела, что некоторые выставляют миньки. Судьи их оценивают, как и рассказы. Настроение сразу пропадает трудиться по полной. Мне кажется, хорошо бы в критериях указать, что за миньку снижается оценка, допустим, на столько-то баллов.  Твои мысли.

Н.Б.:- Давно пора ввести нижнюю планку количества знаков. Лично я, когда сужу сейчас Чемпионат, а Петя меня пару раз привлекал, на миньки снижаю жестко, если в данном туре задан другой жанр. "Вылизать" миньку объемом 3-5 тысяч знаков быстрее, чем написать нормальный рассказ на 20-30 тысяч знаков. О времени на "причесывание" его я умолчу... я шлифую месяцами свои рассказы. И, вернувшись к ним через год-два, начинаю шлифовать заново) А миньку пишу за полчаса и довожу до ума за 2-3 дня. Как можно сопоставить такие работы? Это же во вред конкурсу идет. Но повышает количество участников. Я - за качество.

М.П.:-  После подведения итогов порой приходится наблюдать, да простят меня участники этих сцен за мою улыбку, как некоторые уважаемые авторы стеной встают на защиту своих творений, выдвигая претензии судьям, которые якобы занизили им оценки.
Так вот, как ты считаешь, возможно так организовать судейство, чтобы избежать недовольства...
Может, стоит имена судей спрятать до полного завершения Чемпионата?..

Н.Б.:- Нет, невозможно. Есть категория авторов, абсолютно уверенных в своей гениальности. Причем авторов далеко не самых сильных.
Для того, чтобы им угодить надо набирать команду их друзей. Они им сообщат где их работа, и победят. Все другие варианты их не устроят.
Другие составы судей - тоже.

Но если обращать внимание на таких "гениев", не стоит вообще проводить конкурсы. 
Прятать имена судей? Только если запретить им участвовать. У меня в последнем Чемпионате судил и победил Петя Шабашов.  И вот, представь, что имена судей я не говорю, и в конце, после подведения итогов, объявляю.
 
И вой кучи участников, что все было подсужено с самого начала, что конкурс, длиною в год, вели ради того, чтобы дать корону судье.
Лично я бы не хотела так дискредитировать Чемпионат.
 
М.П.: -  Наташа, как ты думаешь, не было бы лучше, если бы судьи не принимали участие в Чемпионате? Не стали бы они от этого более объективными? Да и авторитет их мог бы возрасти... а то порой читаешь, как судью раскладывают при анализе его работы ...

Н.Б.:- По участию судей...  Что тебе сказать? То, что мои судьи стопроцентно не занижали за сильные работы, чтобы протолкнуть свои вверх, я знаю. Я знаю их оценки.
 
То, что судьи не знают кто автор работ - стопудово. Я сама далеко не всегда была в курсе авторства. Так, что подсудить коллегам они не могут. Списываться в почте, агенте, скайпе, квипе ради того, чтобы вытянуть друг друга?

Если бы я вдруг обнаружила, что за не лучшую работу идут одни 12тки, я бы поменяла состав судей. И мне плевать кто автор "шедевра". Хоть и ближайший друг.
 
Петя, думаю, тоже поменял бы всех. Но вернемся к запрету судьям участвовать. Тут есть несколько нюансов...
Во-первых, конкурс такого уровня на Парнасе, да и в сети один. Обучающий конкурс, где разборы даются ВСЕМ желающим в личку - тоже один.
 
Конкурс, где можно освоить тонкости разных жанров - опять один. И за что я должна лучших прозаиков сайта так наказывать? Подобрать команду, суммарный результат которых действительно бы выявлял лучших, очень трудно.  Я подбирала своих несколько лет. Тут ведь надо все взвесить, нельзя судей брать с похожими вкусами.

Это помимо знаний литкухни и чувства слова, врожденной грамотности и общей глубочайшей эрудиции. Должен быть судья "злой", судья "добрый", судья "непредсказуемый", судья "лирик", судья "стоик" и т.д.
 
 Команда должна быть сбалансирована. Лично я, с тысячами контактов на литературках, не наберу быстро вторую команду. А им еще сработаться надо. Даже не знаю... При существующих правилах, судья такой же полноценный участник, как и остальные. Только рискует больше. Вот его строки разберут так разберут) Под лупой читать будут.
 
Я лично восхищаюсь теми судьями, кто рискует участвовать. У них и нагрузка в разы больше, чем у обычных участников, и ответственность.  Но, теоретически, можно попробовать набрать команду с запретом участия. Лично я такую не наберу, но другие могут попытаться.
 
 И я категорически против прятать состав судей. Судья должен не только оценивать работы, но и помогать авторам улучшать качество письма. Давать разборы, советы.
 
 И отвечать за каждую оценку. Иначе будет судейство "от фонаря". Судья, который не может аргументировать свои оценки - не компетентен.  Судья, не способный дать элементарный разбор работы, не может быть судьей. Судья, который не обладает высоким интеллектом, эрудицией и знанием литкухни никогда не попадет в мою команду. И человеческие качества тут не на последнем месте.
 
Непорядочным людям, психологически неустойчивым, склочным и "поймавшим звезду" нечего делать в судейской команде.
Судья-трус, боящийся ответить за свои оценки автору в лицо, будет бояться и оценивать честно. Нормальный главсуд ляжет на амбразуру, но своих не отдаст -ни участников, ни судей.
 
Любая конкурсная площадка — это шоу коллективное. И коллектив не только команда судей, но и участники. Лично я дорожила всеми. И всех пыталась поддержать. Так же всегда принимала удар на себя и вызывала на себя огонь. Авторы, участвующие в Чемпионате в то время, не дадут соврать, я нянчилась со многими месяцами. И утешала, и поддерживала, и учила, и училась сама. И просто очень любила всех, кто был сопричастен рождению и жизни такого сложного конкурса.

М.П.: - И еще. Не стоит ли добавить полномочий Главному судье? Например, дать ему возможность одного решающего балла?

Н.Б.:- Можно, Марин. В том случае, если две и более работ набрали максимальное количество баллов, чтобы первое место всегда было одно, главсуд мог бы решать такой вопрос сам. Именно этим баллом. Тут можно подумать над изменением правил.
 
М.П.: - Наташа, твои самые яркие впечатления от Чемпионата.

Н.Б.:- Самое приятное во всем шоу, это чтение новых работ, знакомство с новыми авторами, упоительные минуты наедине с их строками. Для меня каждая работа моих любимцев была подарком и неописуемым удовольствием. Саша Сороковик, Андрюша Мараков, Петя Шабашов, да много их, тех, кто одаривал меня лично своими маленькими шедеврами. Именно так, каждую работу мастеров прозы я воспринимала личным подарком. И рассиропивалась до слез.

А новые имена! Помню свои ощущения при прочтении Лены Борисовой, Алены Викторовой и других... Боже мой, сколько удовольствия и интриги, я ведь честно пыталась угадать кто автор) Вот эта часть для меня и самая приятная, и самая незабываемая. 

Ну, и конечно разборы работ. Общение в личке с авторами, знакомство, иногда перерастающее в дружбу. За годы моего главсудейства я дала несколько сотен разборов. Видела рост десятков авторов и росла сама вместе с ними, и когда разбирала их строки, и когда искала аргументы, объясняя ошибки, и когда судила... Все это рост и для меня тоже был, как и для судей. Это так приятно, когда видишь рост автора, понимая, что в этом, частично, и твоя заслуга.

М.П.:- Наташа, в заключение нашей беседы предлагаю сказать самое наболевшее о Чемпионате.

Н.Б.:-  Я бы хотела сказать о важности подобного конкурса для прозаиков. Я, конечно, предвзята, так как Чемпионат прозы в некотором роде мое детище, и может чуть не верно оцениваю его значение.
 
Но я искренне считаю, что конкурсы такого уровня привлекают сильных авторов на сайт и помогают росту всех без исключения: от участников и судей, до простых читателей и болельщиков.
 
Пусть идея Чемпионата воплощена в совсем другой форме, чем первоначально предполагалось, но она оказалась жизнестойкой и интересной для сотен прозаиков, принимавших участие хотя бы в одном туре за все эти годы.
 
Те авторы, которые хотели вырасти, просили разборы и росли. Те, кто хотел просто себя показать и людей посмотреть, получили свои награды или низкие баллы, тут уж кто на что горазд. Те, кто не изменяет своему жанру и считает нужным совершенствоваться именно в нем, тоже могли проверить свой уровень, посражавшись в избранных турах.
 
 И все авторы-участники за годы проведения Чемпионата прозы смогли узнать довольно точно определенный средний балл за свои работы по данной теме- жанру.
 
 Я считаю, что подобные конкурсы великолепная школа. И чуть не единственная возможность увидеть свои опусы глазами целой команды далеко не самых не компетентных товарищей. Это полезно и нужно. Надеюсь, нужно всем.
 
Ну и, конечно, нигде нет концентрации хорошей прозы большей, чем на Чемпионате прозы. Открываешь результаты любого тура и читаешь работы победителей просто для души. Ибо все они очень хорошие. Встречаются даже шедевры. Как бы там ни было, но победители нашего Чемпионата сильные, состоявшиеся прозаики, работы которых могут стать украшением любого творческого сообщества.
***
Н.Б.: - Всех Парнасцев я поздравляю с Наступающим Новым годом и желаю неисчерпаемого вдохновения и много новых прекрасных работ!

М.П.:- Наташа, огромное спасибо, что согласилась вновь прийти в нашу Жемчужную комнату, чтобы встретиться с Парнасцами. Творческих тебе успехов в Новом году и удачи!
********

А теперь мы предоставляем слово нашему самому веселому гостю: уважаемому Конкурсу лимериков в лице ведущего Александра Садовника.

М.П.: — Рада вас приветствовать, Александр, в нашей Жемчужной комнате! Александр, как давно вы возглавляете Конкурс лимериков?

А.С.: — Ведущим конкурса лимериков я стал по воле случая, будучи таким же участником конкурса, как и все. Так что идея создания конкурса принадлежит не мне, а организатору и ведущей этого увлекательного занятия Мариссе Бель.

Дело в том, что тогда, по правилам его проведения, победитель становился со ведущим очередного конкурса, ну и так сложилось, что я в этом качестве стал со ведущим нескольких конкурсов. Немного позже Марисса приняла решение покинуть сайт и предложила мне стать постоянным ведущим, а администрация сайта поддержала это предложение.

Я согласился и с тех пор веду этот конкурс по сей день уже третий год, за что очень благодарен и Мариссе, благодаря которой познакомился с этим весёлым жанром малой поэтической формы, и администрации сайта, за неустанную поддержку и помощь, оказываемую в организации и проведении конкурсов.

М.П.: — Какова цель создания данного конкурса?

А.С.: — Основной целью конкурса было и есть (и, надеюсь, будет дальше), это организация доступного и посильного для каждого желающего любителя поэзии весёлого и увлекательного интеллектуального развлечения в непринуждённой и дружеской соревновательной форме.

Ну, а кроме того, это занятие является отличным тренингом для любого поэта, как начинающего, так и зубра в стихосложении — это прекрасная возможность отточить слог, блеснуть чувством юмора, не избитостью рифм и ёмко выразить свою мысль в пяти строках.

И, наконец, это прекрасная возможность для всех участников познакомиться и подружиться друг с другом, выбрать из сотен авторов сайта тех, кто более близок тебе по духу, мировоззрению и манере общения.

М.П.: — Александр, как много поэтов принимают участие в вашем конкурсе?

А.С.: — Специально я, конечно, количество участников не подсчитывал, но могу сказать точно, что за время существования конкурса через него прошло более трёхсот человек.

Конкурс проводится 1–2 раза в месяц и каждый раз количество участников пополняется на 3–4 участника. Обычно в конкурсе участвуют 20–30 человек. Не мне судить, но думаю, что конкурс весьма популярен у нас на сайте. Насколько он известен вне сайта — не интересовался, так что ничего не могу сказать по этому поводу.

М.П.: — Что такое лимерики?

А.С.: — Что такое лимерик, правила его написания, какова история возникновения этого жанра — я сам узнал здесь на сайте. До этого ничего про лимерики даже не слышал. На все эти вопросы есть достаточно много информации на страницах конкурса, так что тем, кому интересна эта информация, её не трудно найти и у нас, повторяться нет смысла, а если этого окажется мало, то в нашей книге предложений есть ссылки на другие сайты, где можно пополнить свой багаж знаний об этой поэтической форме.

***
Лимерик — особая стихотворная форма, состоящая из единственной 5-строчной строфы и налагающая довольно жесткие ограничения на схему рифмовки, метрику и сюжет. Поэтому — большая просьба к конкурсантам, не пытайтесь создавать из трёх лимериков цельное произведение, ибо это противоречит основному замыслу создания лимерика, а именно — выражение своей мысли кратко, ёмко и с юмором — всего в 5 строках! (Со страницы Конкурса: Что такое ЛИМЕРИК и правила, по которым он пишется)
***

М.П.: — Что нужно знать, чтобы научиться писать лимерики?

А.С.: — Как я уже сказал, придумать лимерик для любого поэта не составит особого труда, если хорошо знать нехитрые правила его написания.

***
Сюжет лимерика  — в вольном лимерике, получившем в русском своем варианте большое распространение, жестких ограничений на порядок изложения нет, так что в качестве героев могут выступать литературные персонажи, исторические личности, животные и т.д. Но одно условие остается все равно: лимерик обязан быть забавным! (Со страницы Конкурса: Что такое ЛИМЕРИК и правила, по которым он пишется)

***
Но, как и в любом стихотворном произведении, важно ясно и кратко выразить смысл, проявить чувство юмора, ну и, конечно, необходимо знать общие основы стихосложения. Впрочем, я, как ведущий конкурса, всегда подробно отвечаю на все вопросы по стихосложению и помогаю участникам в индивидуальной переписке освоить и разобраться — что к чему, если в этом есть необходимость.

Но чувству юмора, ритма, изысканности слога научить невозможно. Это либо есть, либо этого нет. К счастью, такие люди на сайте появляются крайне редко и ненадолго. Что же до наших конкурсантов, то у нас таких нет.

А ведь самой юной нашей участнице, Александрине Прокофьевой, всего лишь 9 лет!
 
***
Мама сына-Андрюшу любила,
Все уроки за сына учила.
Принесла на урок.
Скоро будет звонок.
Разбудить, жалко, сына забыла.
***
Мне вчера улыбнулась удача –
Продавщица дала мне на сдачу
Золотую деньгу.
Рад я до… не могу.
Наконец-то дострою я дачу.
***
Приобрёл грузовик преотличный
Я в салоне крутом и приличном.
Без проблем раньше жил,
Но его я купил –
Каждый день ремонтирую лично.

(Лимерики Прокофьевой Александрины)

***
М.П.: — Браво Александрине! Ваши конкурсанты отличаются по складу ума от других поэтов?

А.С.: — Не думаю, что наши конкурсанты по складу ума чем-то отличаются от прочих поэтов. Но, несомненно, это все весёлые, доброжелательные, общительные и образованные люди.

М.П.: — Самый необычный лимерик можете вспомнить?

А.С.: — В общем-то, сам жанр предполагает наличие в лимерике необычного, нестандартного и, даже, нелепого развития сюжета. Важно, чтоб это было смешно, что удаётся далеко не всегда и не всем.

Но юмор — это чисто индивидуальное качество. Что смешно для одного, у другого не вызывает даже улыбки. Поэтому я никогда не высказываю своё мнение по этому критерию, это делают сами участники, голосуя за то, или иное произведение в конкурсе. А ведь за три года написаны тысячи конкурсных лимериков!
 
***
Лексика русских лимериков — В русских лимериках (как оригинальных, так и переводных) нередко обыгрывание пикантных тем и ситуаций считаются вполне допустимым. Грубые слова и жаргонизмы также более или менее приемлемы, если использование их не является самоцелью, но обусловлено особенностями сюжета.
Однако прямое использование матерной лексики — не является оправданным.

Вот, собственно и все несложные, но достаточно жёсткие правила, по которым пишутся лимерики. Добавлю лишь то, что в нашем основном конкурсе схема рифмовки задаётся конкурсной строкой задания, которую нельзя изменять по условиям конкурса.  (Со страницы Конкурса: Что такое ЛИМЕРИК и правила, по которым он пишется)
***

М.П.: — Если бы вам поручили вручить корону Королю (Королеве) лимериков, кому бы вы её вручили?

А.С.: — Конечно, Марина, есть у нас и старожилы, увлечённые этим жанром с самого первого конкурса. В этом смысле не могу не отметить ведущую конкурсов частушек и экспромтов Татьяну Виноградову.

Видимо схожесть сути жанров наших конкурсов, а также вопросов по их проведению сблизили нас с ней настолько, что, порой, участники конкурсов путают, кто из нас какой конкурс ведёт.

Конечно, мы и советуемся, и помогаем друг другу, если есть такая необходимость. Танюша же вообще общается у меня в комментариях на языке лимериков, которых одна она написала многие сотни, за что вместе с другими активными участниками неоднократно удостаивалась награды «Почётный комментатор конкурса лимериков»!

Было бы странно отдать корону Королевы кому-то ещё, кроме неё!

***
Татьяна Виноградова:
 
На Парнасе сегодня тусовка,
Все в рейтузах, и пляшут так ловко!
Сайту года уж ТРИ,
ЕДН, посмотри —
Плофф Марго заварганила ловко!

***
М.П.: — Можно ли перевести лимерики с одного языка на другой язык?

А.С.: — Любители лимериков давно занимаются переводами стихотворений основоположников этих жанров с английского на русский. Собственно, так и зародились «русские лимерики». Но я сильно сомневаюсь, что наши лимерики можно перевести на английский, или ещё какой-то иностранный язык — неизбежно возникнут сложности перевода многих слов, фраз и метафор, присущих и понятных только нашему человеку. Да и юмор у нас несколько другой — он сочнее, что ли, красочнее, насыщенней.

М.П.: - Александр, по какому принципу осуществляется судейство?

А.С.: — Судейство в конкурсе, как таковое — не осуществляется. Призёры определяются анонимным голосованием участников конкурса. Я лишь свожу их голоса в таблицу и объявляю результаты. Конечно, по ходу конкурса при подаче конкурсных работ, я проверяю их на соответствие правилам написания лимериков, правилам конкурса и правилам сайта. В случае наличия грубых или неприемлемых ошибок такие работы на конкурс не допускаются, а автору предлагается их устранить. Количество голосов для голосования тоже определяется очень просто — 20% от всех конкурсных работ. Думаю, что такая форма голосования на сегодня самая справедливая, понятная и прозрачная для всех участников.

М.П.: - У вас нет мастер-классов по созданию лимериков?

А.С.: — Сам конкурс, а также участие в разделе комментариев — это и есть мастер-класс. Если требуется — помогаю в личной переписке тем, у кого что-то не получается. Некоторые общие вопросы выносятся на страницу предложений конкурса для обсуждения.

М.П.: — Александр, в декабре мы отметили третью годовщину Парнаса. У вас есть лимерики на эту тему?

А.С.: — Лично у меня таких лимериков нет, хотя стихотворение к годовщине Парнаса конечно написал. А в конкурсе № 63 есть такие лимерики и их немало. Авторов пока назвать не могу  — конкурс ещё не завершён.

***
Татьяна Денисова:
На Парнасе сегодня тусовка.
Поздравленье состряпал я ловко,
А зашёл на портал,
Сразу в ступор и впал:
Там жена с ним тусит уж, плутовка!

Пригласила соседа погреться,
И до ночи пришлось засидеться.
Ведь зайдёшь на Парнас,
Не уйдёшь через час,
Так к нему прикипели мы сердцем!

Поменяли машине резину,
А по мне, хоть купили б дрезину,
Я ведь днями-ночами
На Парнасе здесь с вами,
Почитай, вот уже третью зиму!
Источник: ***

М.П.:- С какой целью был создан клуб любителей лимериков? Вы так сдружились, что вам для общения недостаточно конкурсной площадки?

А.С.: — Клуб любителей лимериков был создан с целью оперативного информирования о событиях конкурса тех пользователей сайта, которым это интересно, не раздражая остальных пользователей ненужной им информацией.

А что до общения — наши участники настолько общительны, что готовы общаться везде, где только предоставляется такая возможность. Ну, так это же прекрасно!
***
 
№ 6.
На Парнасе сегодня тусовка
Есть для празднества мотивировка,
Из бокалов испить,
Трижды тост повторить,
В поэтической дружной массовке.

Отчего в декабре мне так грустно,
Припорошены холодом чувства,
Сайт трёхлетний уж дед
Покорил Интернет,
Вдруг уйдёт? Без него будет пусто.

Пригласила соседа погреться,
Чтоб в доверие как-то втереться:
Ноутбук на столе,
Сайт Парнас, как в окне –
Был не в силах сосед отвертеться.

***

М.П.: — Александр, каким образом можно стать участником конкурса лимериков?

А.С.: — Каждый конкурс длится 2–3 недели, в зависимости от сезона.
Стать нашим участником очень просто — зарегистрироваться на сайте Парнас, прочесть правила на главной странице конкурса, зарегистрироваться в Клубе любителей лимериков, ознакомиться с заданием на конкурсной странице, придумать лимерики и прислать их в личную почту конкурса.

Так что для любого пользователя интернета нет никаких проблем, кроме одной — читать правила наш народ упорно не хочет, всё время идёт более сложным путём!

***
 
№ 18.
На «Парнасе» сегодня тусовка.
Перед входом забита парковка.
Здесь поэтов – весь цвет!
Самый главный поэт
На Пегасе гарцует так ловко.

№ 27.
Мне купили крутой синтезатор,
Репетирует репер-оратор,
Заглушая музон
Друг поёт мой — Антон.
Во всём доме замкнул трансформатор.

Разбросав паутину по свету
Люди так разогрели планету.
Через день гололёд,
Или дождик идёт
Жду я зиму, а снега всё нету.

У меня целый день забастовка,
На Парнасе сегодня тусовка.
Надо б кушать сварить,
Да козу подоить.
Скоро явится грозный мой Вовка.

 
№ 33.
На Парнасе сегодня тусовка.
Посетила бы Муза, чертовка.
Все обходит меня,
Жду ее уж пол дня,
А в желудке уже забастовка.

Взяли с мужем недавно машину,
Поменяли машине резину,
И ушли домой спать,
Утром стали искать,
Но нашли лишь с цветами корзину.

Заколочены на зиму дачи.
Стали мы «Джентельмены удачи»
Ни кола, ни двора,
А согреться пора,
Как забраться бы в дом, вот задача.

***
М.П.: — Спасибо вам большое, Александр, что откликнулись на наше предложение! Спасибо, что в самый разгар конкурса уделили время для нашей виртуальной беседы. Наша встреча проходит накануне Нового года. Ваши пожелания нашим читателям, авторам, Администрации сайта.

А.С.: — Накануне Нового года, надеюсь, стартует очередной, новогодний конкурс лимериков № 64. Уверен, что там будет много новогодних поздравлений и пожеланий. Ну, а от себя хочу пожелать всем мира, здоровья, взаимной любви, терпения, взаимопонимания, удачи и счастья.

С улыбкой, Александр.

М.П.:
 — Еще раз хочу поблагодарить наших участников виртуальной беседы: Петра Шабашова, Наталью Бугаре  и Александра Садовника! От лица всех парнасцев пожелать им всех Благ и удачи!

Большое спасибо нашей Администрации Парнаса за интересных гостей в нашей Жемчужной комнате! Спасибо за всестороннюю поддержку данного проекта!

Дорогие Парнасцы, спасибо вам за внимание! Надеемся, что количество участников Чемпионата по прозе и Конкурса лимериков значительно вырастет в 2015 году.
Поздравляем всех с наступающим Новым годом! Желаем всем здоровья, творческих успехов, море улыбок и счастья!

Пусть небо над нашей страной и всей Землей будет мирным! Пусть с неба на людей падают только снежинки, капельки чистого дождя, звёздные и солнечные лучи!

С любовью и благодарностью ваша, Марина Попова.
Источник: http://parnasse.ru/intervyu/vedutshie-konkursov.html


Рецензии