Валентина Шиман-Карташова

СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ

С Валентиной Шиман-Карташовой я познакомилась на литературном семинаре Литературного общества немцев из России в Оерлингхаусен (Oerlinghausen), который  проводится традиционно два раза в году, весной и осенью,  вот уже 20 лет. Она приехала   в Оерлингхаусен из Берлина.
Замечательная была подарена встреча: автор книг, интересная женщина,  пишет, делится пережитым, хранит любовь и память. Удивительно, что в таком возрасте – в мае ей будет 80 – она пишет лирические стихи.

Валентина Шиман (урожденная Карташова) родилась 2 мая 1935 года в Казахстане (село Ермак Павлодарской области). Получив среднее специальное образование, работала на Экибастузской железной дороге, также инструктором пожарной охраны, воспитательницей в группе продленного дня, затем диспетчером в колонии для несовершеннолетних.
В настоящее время на пенсии, проживает в Берлине. Имеет трех дочерей, внуков и правнуков.

Валентина Федоровна  человек активный, творческий, с задоринкой: поет в хоре,   посещает праздники земляков и занятия в литературном объединении Берлина «Блики». Писать стихи и рассказы начала уже живя в Германии, повстречавшись с творческими людьми. Особо благодарна она Иоганну Кальбу, который внимательно относится к ее творчеству, вселяет уверенность. Благодаря ему вышли в свет две ее небольшие книги:
«Я словами рисую картины» и «Дороги не кончаются».
Ныне увидела свет и третья книга: Подари мне ромашку». Стихи, размышления, проза.

Можно сказать любительское увлечение,  но верно и то, что перед нами сказительница, человек с огоньком,  с богатым жизненным опытом и, если хотите: с активной жизненной позицией, затрагивает, пусть и короткой строкой, через  воспоминания,  волнующие вопросы сегодняшнего дня.  Рука  на пульсе времени.

Кровавые события в Украине напомнили ей о том, что подобное могло случиться и в Северном Казахстане, в частности в Павлодарской области:  "Не сторонние мысли-2".

Из книг Валентины Шиман-Карташовой можно узнать интересные детали жизни в Тобольске, на Иртыше, в Берлине. Например, любимое место автора в Берлине - это Альт Любарс, урочище на окраине Берлина.
Интересны и ее стихи, они находят своего читателя.

Интересен и секрет ее молодости...

- Валентина Федоровна, расскажите, пожалуйста, о секретах вашей молодости.

- Во-первых, я считаю, что большое значение имеет стройная фигура. Я люблю танцевать, я гордо, достойно занималась танцами в школе,  постоянно в обществе, в любом обществе выйду и покажу класс, а теперь внучка занимается танцами. В свое время я была руководительницей  танцевального кружка в школе, занималась самообразованием в этой области, читая  книги по теме. Мои танцевальные картинки  занимали призовые места!

- Ну а во-вторых? – спрашиваю я, желая получить ответ поподробнее.

- Во-вторых, мой муж был очень красив: стройный, голубоглазый, и я не должна быть хуже. Я постоянно делала упражнения, я ведь не была красивая, но молодая, обаятельная, и я хотела, чтобы он мною гордился, поэтому старалась быть на уровне.
Я и сейчас не чувствую своего возраста. Так, например, посещаю вечера, вернисажи.
Когда муж еще был жив, мы познакомились с владельцами грузинского магазина в Берлине. Они проводили вечера. И на одном таком вечере, когда дегустировали грузинские вина, я вышла и станцевала лезгинку под баян. Все были приятно удивлены, и мой танец был показан по телевидению.

Вот и ныне меня пригласили на вечер в грузинский магазин, сказали, что мне за вход платить не надо, а вместо входного билета попросили написать два стихотворения и станцевать два танца. И остались довольны, подарили мне четыре бутылки грузинского вина. 

В-третьих. Меня спрашивают, получаю ли я деньги за написанное. Ответ открытый. Творчество для меня – эликсир молодости.
Я люблю бывать ть в обществ. В клубе, например. И везде танцую. Вот этим и живу. А если бы сидела дома...

Еще я могу отключаться от негатива. Возникнут проблемы, начинаю переживать, а потом думаю: «Буду я голову забивать ерундой!»

Пережила трое похорон. Плакала, конечно, но нашла в себе силы, как бы ни было тяжело. Этим самым я себя сохранила. Вот недавно отправилась посетить могилу мужа на кладбище. Со мной заговорил по-немецки мужчина, спросил, вы живете в...(назвал район Берлина).  Я кивнула, перешли на русский. А вы меня не узнаете? Я в вашем доме живу. Хотелось бы с вами встретиться, поговорить. Так мы подружились. У него полтора года назад умерла жена. Он, как и мой муж, из Венгрии, знает иностранные языки. Забилось мое сердечко, написала стихи. «Открыто окно любви...» Конечно, уже возраст, и ему 80, но  я благодарю Бога за эту встречу.

И гены, конечно, важны для долголетия. Моя бабушка прожила 99 лет.
Во время войны жила вокруг лесов, а в них  ягоды: черника, костяника, дикая вишня, - все экологически чистое.

До еды я не жадная, стараюсь не передать. Даже если куда-тоиду, ем мало.
Еда не главное, главное спокойствие, радость в душе, общение.

Не могу жить без чтения. Прочитываю все русские газеты.  Не лягу спать, пока не прочитаю. Интересуюсь вопросами здорового образа жизни, читаю газету «ЗОЖ».
Слежу за  событиями на Украине, всей душой болею за Донбасс. Я сама русская, а там страдают  русские, православные храмы священников изгоняют...

- Вы любите путешествия?
- Конечно. Сэкономлю пенсионные деньг - куда-нибудь еду. Такая натура. Я рада, что смогла увидеть красивейшие места Германии, Шварцвальд, например, Дрезден. Побывала в Вероне, Римини, в Праге, в Париже. В Турции и Болгарии.

«Здравствуй, лето!» (зарисовка с натуры)
Валентинa Шиман-Карташовa

Живу я в Берлине, на совсем короткой улице. Всего в три квартала.
Вдоль этой карликовой улицы растут громадные липы. У нас такие деревья называют вековыми.
Весной, в начале мая, постепенно увеличиваются и набухают почки. А через недельку-другую липы превращаются в настоящих красавиц! Божественный запах, и не могла понять, откуда этот божественный запах?!
Вначале подумалось, это прошла мимо расфуфыренная дама, благоухая своим парфюмом. Вряд ли. Здесь не особо следят за своей одеждой, а тем более за запахами.
А может, это парфюмерная фабрика открыла настежь свои окна и двери, чтобы очаровывать и привлекать случайных прохожих? Так ведь таковой по близости как бы и нет...
 Через мгновение я поняла причину и подняла голову. Мой взгляд упал на вековые липы.
- Ах, вот откуда этот изумительный аромат, наполняющий воздух моей улицы! Какое блаженство!
И мне захотелось пройтись вдоль по улице, навстречу ласковым, солнечным лучам. Какая радость! Какое наслаждение раз в году почувствовать неповторимый медовый аромат!
Это символ.
Это пришла прекрасная пора!
- Здравствуй, лето!

Обратим внимание: одна из книг Валентины Шиман-Карташовой называется
«Я словами рисую картинки», «Пошла в последний раз осмотреться вокруг и запечатлеть в сердце любимые картины города (Тобольска – В.Т.) и его окрестностей. «И сама она, рассказывая об увлечении танцами, сказала:
 « Мои танцевальные картинки  занимали призовые места!»  То есть и словом,  и танцем, и делом, и воспоминанием, и образом жизни рисуются, создаются  живые, творческие  картины.
Перед нами творческий, интересный человек, богато наделенный от природы, но и немало сделавший и делающий для развития своей личности, человек, который имеет радость в душе и делится светом своей души с другими людьми. Конечно, среда, в которую попала Валентина Федоровна – это творческая среда Берлина, русской диаспоры Берлина, это чуткие, внимательные люди, сумевшие разглядеть творческую жилку, талант.


Рецензии
Приятный рассказ о женщине. Хорошо, что за границей человек остается открытым и творческим. Дай Бог здоровья Валентине Шиман - Карташовой!

Наталия Евгеньевна Васильева   18.01.2022 13:47     Заявить о нарушении
Добрая, открытая, творческая личность. Аттивно, стихами реагирует на происходящее в мире.

Валентина Томашевская   18.01.2022 15:17   Заявить о нарушении
Представь, в следующем, 2024, этой женщине исполнится 90!
Какая молодчина, позитивная, деятельная, пишет стихи.

Валентина Томашевская   21.01.2024 11:41   Заявить о нарушении
В следующем, 2025-ом!

Валентина Томашевская   21.01.2024 11:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.