Кризис современной культуры

В России до начала 21 века культурная политика была в большей степени продиктована государством. С точки зрения демократии государство не должно вмешиваться в культуру, чтобы не превратить искусство в диктатуру и идеологию, как во времена Советского Союза. Но в современной России при отсутствии поддержки государства культура практически перестала существовать. Выставки, особенно в столице, отличаются многообразием картин малопонятного содержания малоизвестных художников, которые спонсируются бизнесменами. Всемирно известные фильмы, которые снимались в СССР и стали образцом кинематографа («Кавказская пленница», «Служебный роман» и другие), пусть и считаются пропагандистскими, однако в наше время нет картин, которые можно было поставить на один уровень с ними.

Начиная с середины 20 века как западные, так и советские режиссеры начали создавать свои фильмы в стиле постмодернизм. Работы Феллини, Бертолуччи, Тарковского стали своеобразным вызовом обыденной действительности и положили начало новым направлениям и способам осмысления действительности. В настоящее время эти традиции пытаются продолжать, но современный арт-хаус часто путают с любительской съемкой на дешевую камеру либо выставлением «всей грязи» напоказ. Фактически, искусство разделилась на малобюджетный арт-хаус и искусство «для своих», преимущественно людей с очень большим достатком, имеющим связи в определенных культурно-светских кругах.

Что касается Европы, то как предсказывал Шпенглер, «Закат Европы» действительно произошел. В ряде норвежских стран в последние годы появляется новая форма искусства: по телеканалам показывают детские мультфильмы, где «принц полюбил принца» или «принцесса вышла замуж за королеву». Идя в ногу со временем, европейцы ставят, например, в центре города памятник детородному органу в виде елочной игрушки. До России эти «достижения культуры», к счастью, не дошли.

Но при отсутствии поддержки сверху все культурные достижения либо разлетаются на кусочки либо улетают на Запад. Нет структуры, нет идеологии, нет национальной идеи, которой раньше служило искусство, - нет и его самого. Культуру России до Октябрьской революции можно было выразить в лозунге «Православие, Самодержавие, Народность». Сами церкви были огромным достоянием культуры с их расписными фресками и узорчатыми куполами. Во время Советского Союза этот лозунг взорвали вместе с церквями, но вместо него большой след оставила своя, советская культура. Сейчас церкви стоят заброшенными вместе с умирающими деревнями, но деревенские поэты непопулярны, а фильмы, которые снимают об этих проблемах (например, А. Кончаловского «Белые ночи  почтальона Тряпицына») представляют больший интерес на Западе, а не в родной России. В этом большая ошибка государства, ведь именно оно может предложить выход из наступившего кризиса.

Современное искусство часто отказывается от старого, ничего не принося взамен. Возможно, новые шедевры не создаются в мире еще потому, что человечество за время своего существования накопило столько знаний, что не может осмыслить и половины из них. Мудрость нужно черпать из достижений наших предшественников. Для России выходом из кризиса современной культуры может стать осмысление всего лучшего, что нажила Русская Цивилизация на протяжении многих сотен лет до 21 века. Это синтез культур, которые корнями уходят в историю задолго до принудительного крещения Руси: это и языческо-славянская Русь с ее Ведами, и монархическая православная Россия, и достижения СССР на пути к построению коммунизма, и продолжение традиций в русле постмодернизма и экзистенциализма.


Рецензии
В Советской России я бы не сказал что государство вмешивалось в дела культуры, скорее защищало от бескультурья и берегло от разложения, что и происходит сегодня. Никакой советской идеологии не было, что плохого в создании равноправного общества, право на труд, на медицину, право на отдых и на пенсию. Идеология только там где проповедают превосходство и мистику, как это делают религии и фашистская идеология возвышения одной нации над другой, вот и сегодня пропаганда кремля направлена именно на возвышение духа нации и что из этого может получится все знакомы.
И как сегодня без давления на культуру стало лучше, много ли хороших произведений видно?
И в советское время было создано больше чем за всю историю её. Советское время это был всплеск единственный и продуктивный. До социализма мало кого заботила культура страны, это может Владимира Даля, Белинского, Пушкина и декабристов

Александр Маслов 2   22.10.2019 18:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.