Пошлость как демоническая субстанция

Мир лежит в пошлости. Она подобна болотной хляби, окружающей нас со всех сторон. И мы живём в этом прелестном окружении, прыгая с кочки на кочку, пытаясь удержаться. Но отчего-то часто подскальзываемся, обидно срываемся, неприлично пачкаемся в липкой субстанции, обдающей нас, затем вылезаем, отряхиваемся, отмываемся и продолжаем скакать дальше по своим ненадёжным жизненным кочкам.
Взятая в своём потенциальном измерении пошлость – это неспособность удерживаться от периодических соскальзываний в липкую жижу всего недолжного, недостойного, неприличного. Она - то, от чего мы можем, вроде бы, удерживаться, но, вот, почему-то не удерживаемся и позорно проваливаемся.
  Пошлость в её актуальности – это уже сам факт позорного провала, то есть живописная картина, центр которой занимает человек,  с виду вполне приличный, но неприлично обляпанный грязными пятнами и подтёками дурно пахнущей субстанции.
Те, кто склонны к умственным занятиям. порой задаются вопросами, касающимися сущности пошлости. Предлагаются различные её определения, которые чаще всего сами оказываются  довольно пошлыми, поскольку формулируются теми, кто сам стоит одной ногой на кочке, а другой -  в соседствующей рядом с ней болотной жиже.
Отчего так происходит?
Намёки на ответ мы находим у классиков, обладавших острым метафизическим слухом и особым чутьём на пошлость. Вспомним образы Мефистофеля из «Фауста» Гёте и того черта, с которым дискутировал Иван в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Оба художник, обладающие проницательной интуицией и мощным интеллектом, вывели на первый план одно и то же свойство черта – его пошлость. Именно она предстаёт одним из главных атрибутов нечистого духа. В ХХ веке К.С.Льюис укрепил эту мысль своими «Письмами Баламута».
Если от констатаций художников-мыслителей двинуться дальше, в глубь темы и обратиться к библейскому богословию, то открываются по-настоящему интересные вещи. Оказывается, есть основания говорить о том, что пошлость – трансцендентна (имеет запредельные основания), онтологична (укоренена в самом строе человеческого бытия), демонична (питается тёмной энергией из богопротивных источников).
Когда богословы называют черта обезьяной Бога, то они констатирую непроходимую, неискоренимую пошлость Божьего врага. Совративший Еву и Адама, он передал им от себя порчу пошлости, сделал её наследственной болезнью всех людей.
Читая Книгу Бытие, мы негодуем на Адама, недостойно ведущего себя перед Творцом, глупо оправдывающегося и нахально пытающегося свалить всю вину на любимую женщину. Поведение нашего праотца можно квалифицировать в разных этических терминах. Но несомненно одно: в нём присутствует изрядная доля непорядочности и пошлости. И этим своим родовым капиталом он, утративший богоданную цельность натуры, щедро поделился со всем будущим потомством.
Всё раздваивающееся, половинчатое уязвимо для проникновения в него порчи пошлости. Не пошлы только Бог и те, кто Ему верен до готовности принять смерть за Него.
Пошлость – это роковой зазор между тем, кем человек призван быть, то есть образом и подобием Божиим, и тем, чем он предстаёт в жизни, - падшим существом, способным к мелким грешкам и большим преступлениям.
Пошлостью пронизаны жизнь и культура падшего мира. Она может выглядеть комичной. В сущности, вся сфера смешного, комического – это бесконечное многообразие различных манифестаций пошлости. Однако жизненные, социальные, духовные последствия таких манифестаций, чаще всего, отнюдь не комичны, а трагичны и даже катастрофичны. Весь мир трагического предстаёт как вздыбившаяся стихия устрашающих последствий человеческой пошлости.
Жизнь и культура падшего человека – это, по сути,      драматическое пространство  всевозможных смешений комического и трагического, над которыми веют враждебные вихри демонической пошлости. И не оттого ли современный постмодернизм, превратившийся в  разливанное море господствующей пошлости, вызывает у зрителей, слушателей, читателей невольные вопрошания: «А во что же всё это, в конце концов, выльется?» И тревожные предчувствия подсказывают: «Вероятно, ни во что хорошее…». А, собственно, на что должны рассчитывать люди, возлюбившие тьму и пошлость? Очевидность логических и причинно-следственных связей между комической пошлостью и трагической расплатой за неё не оставляют места для благодушных иллюзий.


Рецензии
Ваша статья, по сути, утверждает глобальность и всеобъемлемость пошлости. Исключение для избранных. А поскольку погоды они, к сожалению, не делают, всерьез мы их тоже принять не можем.
Итак, в Вашей трактовке нам от Адама и Евы достался пошлый человеческий мир. Уберем глубокомысленные Ваши рассуждения, оставим объективную суть сказанного: люди несовершенны, и бытие определяет сознание. В советское время хотя бы в искусстве старались избежать пошлости. То, что происходит на уровне культуры сейчас, это апофеоз пошлости.
В чем внутреннее противоречие сказанного Вами? Итак, бог не есть пошлость. Слова-антонима пошлости нет, поэтому в данном случае мы можем задать бога только отрицанием. Люди, помимо своей вины, есть носители пошлости, потому что так захотел и добился враг рода человеческого. Поскольку бог, как всегда самоустранился, переложив все на плечи людей, оставим нам "трагическую расплату" то друга рода человеческого нет.
Значит, мы сами должны побеждать дьявола пошлости так, как умеем.
Минуя посредников и не задумываясь о чистоплюйстве бога.

Анна Гриневская   29.12.2014 11:52     Заявить о нарушении