Завещание Розанова 1

Василий Розанов, великий русский писатель и философ, завершил творческий путь книгой "МИМОЛЁТНОЕ", если не считать коротких выпусков "Апокалипсиса нашего времени" в 1918. Книга написана в 1915, полностью была опубликована лишь в 1994 в составе собрания сочинений, поэтому серьёзным и любознательным читателям практически неизвестна. Сам Розанов отказался от публикации своего последнего крупного сочинения, придав книге статус завещания. По-видимому, он счёл обстановку крайне неблагоприятной для своего детища: в разгар мировой войны вряд ли книга была замечена и достойно оценена, поднятые в ней вопросы были далеки от злободневности и текущего состояния страны.

Была и другая, более важная причина, отсрочки издания. "Мимолётное" - книга итогов, она подводит черту под мировоззрением Розанова, всем его думам, размышлениям и взглядам, которые переполняли писателя в течение полувека. Здесь дан полный простор его любимым темам: пол, брак и семья, массовая психология, иудаизм и еврейство, революция и демократия, православная церковь, русская литература, личное творчество. Розанов вообще привык высказываться без оглядки, предельно искренно и открыто, А в последней книге он окончательно отрывается от литературных условностей и даёт свободный выход эмоциям и интеллекту - ведь книга писалась исключительно для себя, в стол, и должна была увидеть свет после кончины автора.

Розанова переполняло сознание собственной исключительности, неповторимости своего места в современной литературе, он ясно представлял своё будущее и не ошибся: "Буду ли я читаем? Я думаю - вечно. Какая причина забыть? Никакой. "Добрый малый, который с нами беседует обо всём". И я и мамочка - мы будем вечны". Напечатай Розанов книгу при жизни, его бы не поняли, и новый всплеск травли был бы обеспечен. Либералы, леворадикальные группы, умеренные круги видели в Розанове своего врага - поразительно умного, острого и сильного. В условиях войны произошла поляризация общественных настроений, и книга Розанова неизбежно оказалась бы под ожесточённым перекрёстным огнём идейных противников. Да и просто здравомыслящие читатели вряд ли одобрили крайние выпады философа и журналиста: они шокируют неподготовленного человека.


Рецензии