Река времени 112. Лето 1990г. Североморск
Сутками ранее, с целью согласования вопросов прохождения практики на кораблях и в воинских частях Северного флота выехал в Североморск заместитель начальника ВВМИОЛУ им Дзержинского капитан 1 ранга Астапович М.И.
Он будет исполнять обязанности флагманского руководителя практики на Северном флоте, и на него будут замыкаться старшие руководители практики от всех училищ и военных кафедр ВУЗов, присылающих своих питомцев на КСФ.
Он уехал в Североморск, имея на руках сведения от каждого учебного заведения о количестве едущих на стажировку по разным курсам и специальностям обучения. Ко времени прибытия старших от училищ, с помощью офицеров штаба флота, он согласует планы, в каких соединениях и с какого времени прибывающие начнут проходить практику.
Ориентируясь на эти данные, старшие скорректируют планы прибытия и сообщат эти данные в училища. В училищах, в соответствии с корректурой, сформируют группы и отправят их, во главе с руководителями, на практику.
После того, как старшие руководители практики узнают точное время прибытия их подопечных в Мурманск, они будут обязаны сообщить эти сведения в соединения, на которых группы должны проходить практику.
Зачастую, на соединениях имеют возможность выслать за курсантами транспорт. В противном случае, группы добираются до мест назначения, под руководством офицеров-руководителей практики, на общественном транспорте.
Все переговоры старших руководителей с училищами и со штабами соединений ведутся из помещения дежурного по штабу КСФ, а чтобы не слишком мешать ему, выполнять свою основную работу, флагманский руководитель определяет время переговоров для каждого из старших руководителей практики.
Утренним поездом я прибыл в Мурманск и сразу пошел на морской вокзал, чтобы узнать расписание пароходов на Гремиху. Часть моих подопечных будет проходить практику там, и необходимо будет сообщить в училище эти данные. Поговорил с комендантом вокзала, тот заверил, что проблем с билетами на 18 июня не будет.
На рейсовом автобусе из Мурманска выехал в Североморск. Североморск — столица Краснознамённого Северного флота, военно-морская база СССР, седьмой по величине город за северным полярным кругом.
Население — более 50 000 человек. Город расположен на Кольском полуострове, в 25 км к северо-востоку от Мурманска и является морским портом на восточном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.
15 июня, во второй половине дня, я прибыл в Североморск, и, зная, что Астапович М.И. расположился в гостинице Ваенга, направился туда, где он обещал забронировать номер и для меня. Меня уже ждали, и, оформление документов на поселение заняло немного времени.
Спросил, где поселился капитан 1 ранга Астапович. Оказывается, наши номера рядом, но его нет на месте. Ключ от номера висит в ящике для ключей. Пошел в свой номер.
Осмотрелся. Обычный, довольно чистый одноместный номер, с душем и туалетом. Выложил вещи из чемодана и пошел в гостиничный ресторан пообедать.
Возвращаясь назад, убедился, что Астаповича всё ещё нет в гостинице. Решил сходить в штаб флота, куда выписано моё командировочное предписание, и отметить в нем время прибытия.
Согласно Корабельному Уставу, офицеры военно-учебных заведений с момента прибытия на корабль для руководства учебной практики, подчиняется командиру корабля. Если у руководителя групп много, то, как правило, он подчиняется командиру дивизий, или даже флотилий, на которых проходят практику курсанты.
Как правило, командир соединения, своим решением, определяет подчинённость руководителя практики. Обычно это флагманский специалист соединения по профилю специализации курсантов.
В предыдущие свои поездки с курсантами на практику я подчинялся по всем вопросам её организации начальнику ЭМС флотилии контр-адмиралу Зайцеву, поскольку мои подчинённые были расписаны на подводные лодки 17-й и 41-й дивизий, входящих в 11 флотилию.
Хотя реально, заместитель командующего, член военного совета флотилии слишком высокая персона, чтобы беспокоить его текущими вопросами. Они решались на уровне флагманских инженер-механиков 17-й и 41-й дивизий.
На этот раз, я - старший руководитель практики курсантов ВВМИОЛУ им. Дзержинского на КСФ, и моим непосредственным начальником должен был считаться командующий Северным Флотом адмирал Громов Ф.Н. или, как минимум начальник штаба КСФ Ерофеев О.А.
Но ни с тем, ни с другим, за время практики летом 1990 года мне контактировать не приходилось. Все вопросы взаимодействия с командованием флота решал Астапович, как флагманский руководитель практики курсантов военно-морских училищ и студентов военно-морских кафедр ВУЗов на КСФ.
Хотя, в случае, если случаться происшествия с курсантами училища Дзержинского, на «ковер» к высокому начальству пришлось бы, скорей всего, идти мне. Тем более что Астапович не всё время нашей командировки был в Североморске, а разъезжал с целью контроля организации практики по всем гарнизонам Северного флота.
Гостиница «Ваенга» стоит в самом центре Североморска на улице Душенова. Улица названа в честь первого советского командующего Северным флотом флагмана 1-го ранга Константина Ивановича Душенова.
Человека с необыкновенной судьбой. С 1915 служил матросом на крейсере "Аврора". В 22 года секретарь судового комитета. Участвовал в "штурме" Зимнего дворца, начальник охраны ценностей дворца и Эрмитажа, руководил доставкой арестованных министров Временного правительства в Петропавловскую крепость.
В 35 лет начальник и комиссар Военно-морской академии. В 40 лет командовал Северной военной флотилией, которая в мае 1937 была развернута в Северный флот. В 1937 избран депутатом Верховного Совета СССР.
В мае 1938 Душенов был арестован. Почти два года провел в застенках НКВД, подвергался избиениям и пыткам. 3.2.1940 приговорен к смертной казни за принадлежность к военно-фашистскому заговору. Расстрелян в возрасте 44 лет, в один день с Ежовым. В 1955 реабилитирован.
12 августа 1965 года Константину Ивановичу Душенову присвоено звание Почетный гражданин города Североморска. Его именем названы улицы в Североморске, Полярном и Гаджиево.
С улицы Душенова повернул налево, на улицу, названую в честь другого знаменитого советского флотоводца адмирала Арсения Григорьевича Головко, бессменного командующего Северным флотом во время Великой Отечественной войны.
У городского парка улица Головко переходит в улицу имени героя Советского Союза краснофлотца Сивко, а у лестницы, ведущей на Восточную улицу, плавно перетекает в улицу имени героя Советского Союза лётчика Сгибнева.
Гвардии капитану П. Г. Сгибневу выпала высокая честь принять под своё командование 2-й гвардейский Краснознамённый истребительный авиационный полк, командиром которого, до своего последнего полёта, был дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов.
От лестницы, улица Сбигнева поворачивает к смотровой площадке и военному памятнику - мемориалу авиаторам-североморцам «Самолет Ил-4». Смотровая площадка из дикого камня, удачно вписанная в склон горы, поддерживает железобетонную консоль, несущую над скалами двухмоторный зелёный самолет с красными звездами времен Великой отечественной войны.
Этот самолет обнаружили в сопках поисковики, доставили в город, а затем почти в течение года выполняли трудоемкую и кропотливую восстановительную работу. Авторы: архитекторы Г. И. Евдокимова, С. А. Бачурин.
Со смотровой площадки открывается вид на губу Ваенгу и пирсы кораблей. 7-ой оперативной эскадры и 121 эскадры десантных кораблей.
Губа Ваенга получила имя реки в неё впадающей. В переводе с саамского языка ваенга – самка оленя, важенка.
С другой стороны смотровой площадки можно выйти на Корабельную улицу, на которой в паре сотен метров от схода на площадку, начинаются корпуса комплекса зданий штаба Северного флота СССР.
Зашел к дежурному по штабу КСФ, куда у меня было выписано командировочное предписание. Оказывается, дежурным стоял капитан 1 ранга, с которым мы 15 лет назад отдыхали вместе в санатории Ворошилова. Тогда он был старший лейтенант. Вспомнил только имя его - Костя.
Отметил прибытие и узнал, что капитан 1 ранга Астапович отметил своё прибытие вчера, сегодня с утра был на совещании у начальника штаба СФ и уже убыл к себе в гостиницу. Для руководителей практики, кто будет его спрашивать, оставил свой адрес.
Поговорили о последних политических новостях. В Берлине состоялось заседание Комитета министров обороны государств - участников Варшавского Договора, но судя по информации в газете пока о роспуске договора разговора нет.
Главная политическая новость: Съезд народных депутатов РСФСР, проходящий в эти дни в Москве принял решение, о роспуске партийных органов в армии, на флоте и в службах безопасности России. Непонятно. Вроде бы армия, флот и КГБ пока у СССР.
Попросил разрешение позвонить в училище. Дежурный снял трубку с оперативного телефона и, называя кодовые слова, соединил меня с дежурным по Училищу. Дежурным стоял Вадим Ильич Кулешов.
Доложил, что прибыл к месту командировки и просил его записать время отправления теплоходов на Гремиху для передачи занимающимися вопросами отправки курсантов на практику. Время оптимального прибытия в Мурманск утром 18 июня.
Попрощавшись с Костей, пошёл в гостиницу. Астапович М.И. уже был у себя в номере, со списками соединений, готовых принять курсантов на практику. Этим летом курсанты нашего училища «будут приобретать твердые навыки корабельной службы, и получать хорошую морскую выучку» в соответствии с нашим планом, в тех же соединениях, что и в прошлом году:
В 203-й отдельной бригаде ремонтирующихся подводных лодок и в 339-й отдельной бригаде строящихся кораблей в Северодвинске.
Во 2-й дивизии 7-й эскадры противолодочных кораблей и в 43-й дивизии 7-й эскадры ракетных кораблей в Североморске.
В 3-й и 31-й дивизиях 1-й флотилии атомных подводных лодок в Западной Лице.
В 17-й и 41-й дивизиях 11-й флотилии атомных подводных лодок в Гремихе.
В 19-й и 31 дивизиях 3-й флотилии атомных подводных лодок в Гаджиево
Таким образом, надо будет отправлять 5 групп. В каждой группе по две подгруппы. Руководители практики в Североморске, Гремихе, Северодвинске, Гаджиево, Западной Лице на местах распишут курсантов каждой подгруппы по кораблям, в соответствие с возможностями соединений обеспечить установленную норму выхода в море.
Дав мне эти сведения, Астапович попросил составить списки, указав в каждой подгруппе число курсантов, номер класса, курс, и специальность подготовки.
По этому списку завтра с 10 до 11 часов воспользовавшись телефоном дежурного по штабу КСФ, надо будет дать телефонограмму в училище для организации своевременной отправки со сроком прибытия в Мурманск и Северодвинск 18 июня.
А 17 июня, вечером с 20 до 21 часа послать соответствующие телефонограммы в адрес дежурных по соединению, указав время прибытия на практику курсантов.
Только Астапович закончил объяснения, как в дверь постучали. Прибыл старший группы от училища им Фрунзе. Представился. Мы назвали себя. Астапович начал его инструктировать, а я пошел в свой номер составлять списки и сочинять текст телефонограммы, стараясь сделать её максимально короткой.
На следующий день, в назначенное время, от дежурного по штабу КСФ продиктовал дежурному по училищу следующую телефонограмму:
« План прохождения курсантами практики на кораблях Северного флота согласован без изменений. Время прибытия в Мурманск и Архангельск по расписанию 18 июня 1990г».
Посчитав свои функции руководителя практики на этот день выполненными, пошел гулять по Североморску, благо солнечный, хотя и не жаркий июньский день способствовал прогулке. До сих пор я был в Североморске всего два раза.
Первый раз, в сентябре 1966 года, получая назначение на первую офицерскую должность в 46 экипаж. Второй раз, в июле 1973 года, когда, увидев в «Красной звезде» объявление о наборе в адъюнктуру, ездил в отдел кадров флота подписывать бумаги с направлением на сдачу экзаменов. По-существу, Североморска не видел, так как был в городе, в общей сложности, менее трёх часов.
На этот раз от комплекса зданий штаба флота спустился на площадь Мужества к Мемориалу морякам торпедных катеров, главной частью которого является, стоящий на постаменте торпедный катер ТКА-12.
Это настоящий катер времен Великой Отечественной войны.
Корпус катера выполнен из лиственницы, водоизмещение полное 36 т; длина 22 м, ширина 4 м, осадка 1,7 м; скорость хода максимальная 32 уз; дальность плавания 355 миль. На вооружении два 533-мм торпедных аппарата и два пулемета. Экипаж 9 человек. Катер имеет славную историю.
На первое боевое дежурство катер вышел 11 сентября 1941 года и в тот же день при атаке на конвой торпедами потопил переоборудованный из траулера конвойный корабль.
Командовал тогда катером младший лейтенант А. О. Шабалин.
Еще большего успеха "ТКА-12" добился три недели спустя, потопив в Варангер-фьорде крупнотоннажный неприятельский транспорт, на борту которого следовало к линии фронта более двух тысяч гитлеровских солдат и офицеров.
К началу 1944 года, Герой советского Союза, капитан-лейтенант Шабалин выполнил 82 похода, потопил 4 транспорта, 2 сторожевых корабля, подводную лодку, и сбил самолёт противника.
С мая 1944 года он командир отряда торпедных катеров. Свою вторую Звезду Героя Советского союза самый знаменитый катерник СССР получил за успешную высадку десанта в порт Лиинахамари в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции.
За годы Великой Отечественной войны Шабалин потопил 32 корабля и транспорта противника с военными грузами и войсками.
Я помню, что когда я учился в училище, Александр Осипович был начальником кафедры морской практики училища имени М.В.Фрунзе.
На мраморной доске, установлённой на мемориале, значится, что катером ТКА-12 командовал и Герой Советского Союза лейтенант Паларамчук Г.М., принявший катер от Шабалина.
22 декабря 1943 года ТКА-12 под его командованием вышел в Варангер-фьорд для атаки неприятельского конвоя.
Сблизившись с противником, катер потопил эсминец охранения, но и сам получил повреждения. Был серьезно ранен командир корабля, но продолжал управлять катером до тех пор, пока не вывел его в безопасный район.
Когда ТКА-12 вернулся в базу, Паламарчук, собравшись с силами, вышел на причал, начал докладывать командующему флотом о потоплении фашистского эсминца. Но вскоре покачнулся и упал без сознания.
В госпитале хирурги извлекли из его ног более двадцати осколков. За этот поход старший лейтенант Г. М. Паламарчук был награжден орденом Красного Знамени. После выздоровления Паламарчук снова вышел в море.
Он совершил более 80 боевых походов. ТКА-12 высаживал разведчиков в тыл врага, ставил мины на вражеских коммуникациях, спасал летчиков, успешно выполнял другие боевые задания.
22 февраля 1944 года за отвагу, мужество и боевое мастерство ему Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Георгий Паламарчук продолжал службу на катерах, а потом разрабатывая и испытывая оружие для борьбы с подводными лодками. В 1975 году в звании капитана 1 ранга вышел в отставку, и работает старшим экспертом по вопросам кораблестроения и морских технологий Государственного комитета по науке и технике
Учитывая большие боевые заслуги легендарного катера, решением начальника Главного морского штаба от 14 июня 1945 года ТКА-12 был передан музею Северного флота, а в июле 1983 года ТКА-12 установлен на площади Мужества в Североморске в составе Мемориала морякам торпедных катеров.
В двухстах метрах от Мемориала, у специального пирса-постамента в губы Ваенга стоит на вечной стоянке подводная лодка времен Второй мировой войны К-21, установленная в качестве мемориального корабля-музея.
Экспозиция музея «Подводная лодка К-21» посвящена, как её славной истории, так и боевым действиям подводных лодок Северного флота в годы Великой отечественной войны.
К-21 — советская крейсерская дизель-электрическая подводная лодка времён 1941 года постройки, четвёртый корабль серии XIV типа «Крейсерская». Участвовала в войне в составе Северного флота. Совершила 12 боевых походов и 6 минных постановок.
В первом боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, утром 27 ноября 1941 года на заграждении подорвался и затонул вражеский транспорт «Bessheim»
Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линкор «Тирпиц» 5 июля 1942 года в районе острова Ингей, «Тирпиц» шёл с охраной на перехват конвоя «PQ-17» следовавшего из Исландии в Мурманск.
27 июня 1942 года подводная лодка «К-21» получила приказ выйти на боевую позицию для прикрытия группы судов союзного конвоя «PQ-17», позже подводная лодка получила радиограмму, где сообщалось, что на перехват конвоя «PQ-17» движется немецкая эскадра во главе с кораблями «Тирпиц».
Эскадра была обнаружена, она состояла из линкора «Тирпиц», трёх тяжёлых крейсеров, одним из них был «Адмирал Шеер», и 12 эсминцев. Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа 1936, они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты.
Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёх торпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц».
Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако после войны в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор,
После, как оказалось, безуспешной торпедной атаки К-21 всплыла и сообщила координаты линкора. Перехватив радиограмму, немецкое командование приняло решение о возвращении линкора на базу.
Командиром БЧ-5 в этом походе был капитан-лейтенант Браман. Когда я учился в училище, он командовал у нас Первым факультетом. 23 октября 1942 года лодка была награждена орденом Красного Знамени. Боевой путь лодка закончила под командованием З. М. Арванова, который в 1961 году был у нас первым заместителем начальника училища.
После вывода из боевого состава флота, ПЛ К-21 в Западной Лице служила тренировочной базой по борьбе за живучесть. В 1972 году наш экипаж проходил на ней подготовку по пожарной безопасности. Отрабатывали тушение пластин регенерации при попадании на них органики.
Весной 1981 года, подводная лодка была преобразована в музей боевой славы. После переделки трёх кормовых отсеков под экспозицию (4 первых остались практически без изменений) подводная лодка К-21 поставлена на постамент (с погружением в воду при приливе) в качестве музея в Североморске.
18 июня поехал в Мурманск встречать эшелон с прибывающими на практику курсантами училища Дзержинского. К этому времени, договорился о доставке курсантов следующих в Гаджиево и Западную Лицу, оказией, на буксире, следующем после ремонта из Росты в Западную Лицу.
Группа, следующая в Гремиху, взяла билеты по воинским перевозочным документам и во второй половине дня убыла к месту назначения на теплоходе В. Воровский. А для доставки группы, назначенной на корабли 7-й эскадры, распоряжением командира эскадры контр-адмирала Ерёмина В.П., выделили крытый КАМАЗ.
На этом, самая суетливая часть моей командировки завершилась. В остальное время принимал, раз в неделю, телефонные доклады от офицеров, руководящих практикой курсантов на кораблях объединений базирующихся в Гремихе, Северодвинске, Гаджиеве и Западной Лице. Информацию от руководителя практики на кораблях 7 эскадры принимал в «Ваенге», так как он устроился жить и питаться на БПК1134А «Маршал Тимошенко» стоящий в Североморске.
По понедельникам, о ходе практики докладывал в Училище, стараясь сделать доклад возможно короче: « На кораблях Краснознаменного Северного флота практика курсантов училища проходит в соответствии утвержденным планом. Замечаний нет».
Капитан 1 ранга Астапович в Североморске не засиживался. Убывая, оставлял меня принимать доклады от старших групп, и, предупреждая, что выехал с проверкой по гарнизонам. Когда отсутствовал более пяти дней, то звонил мне в гостиницу по мурманскому телефону и справлялся, не искали ли его.
К счастью, ни каких неприятностей с курсантами, о которых бы стоило сильно переживать, не было. Ход практики за многие годы так был отработан, что наводил на мысль: « Самая хорошая организация – это самотёк».
Мелкие нарушения демпфировали руководители групп. Очень спасало положение Корабельного устава, что, списание курсантов с корабля ранее установленного срока производится с разрешения командующего флотом.
Бывает, курсант набедокурит настолько, что командир готов его списать с корабля. Но, зная, что для этого надо обращаться к командующему, предпочитает «не выносить сор из избы» и наказание ограничивается объявлением ареста и уверением руководителя практики, что в училище его непременно посадят на «губу», а то и отчислят за двойку по практике.
Завтракал, обедал и ужинал я в ресторане при гостинице. Можно было встать на довольствие в экипаж БПК «Маршал Тимошенко», но, подумав, я решил, что не обеднею питаясь в гостинице, зато свободы будет несравненно больше.
Из развлечений, позволял себе только ходить в кинотеатр на новые фильмы. Там я посмотрел великолепную ленту «Женитьба Бальзаминова», довольно динамичный фильм «Авария – дочь мента», откровенно скучную кинокартину «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и хит последних лет «Интердевочку»
Но больше всего времени уходило на чтение газет и журналов. Покупал, все свежее, что попадалось в киосках, и читал до рези в глазах и боли в душе. Ибо вся информация, которая шла из газет и журналов ни каких других эмоций, кроме тревоги и боли не вызывала.
В середине июня принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Введен приоритет российских законов над всесоюзным законодательством, создана Коммунистическая партия РСФСР. В прессе идет откровенная травля председателя союзного правительства Рыжкова и его программы перехода к рынку
Лидеры «Демократической платформы в КПСС» стремятся заменить расстановку 3-х политических сил Горбачёв - Рыжков - Ельцин выгодную Горбачёву, гораздо менее выгодным для него, альянсом Президент СССР, Президент РСФСР.
А Горбачёв словно купается в потоке своих речей и громких слов, терзаться безудержным зудом непродуманного реформаторства и беспринципного соглашательства, лишь бы проскользнуть между противоположными силами, во имя одной цели – сохранить себя на вершине власти.
Он уже спровоцировал появление десятков оппозиционных сил в виде всяких партийных течений, депутатских групп и платформ, да и сам втягивался в своё привычное «словоизвержение», отказываясь принимать жесткие меры даже к очевидным врагам единого государства, разваливающих Советский Союз у него на глазах.
В этих условиях, в начале июля 1990 года открылся 28 съезд КПСС, ставший последним съездом в её истории. Но об этом вряд ли догадывались члены даже политбюро и ЦК КПСС, а не то, что простые коммунисты.
Во всяком случае, несмотря на жесточайшую критику руководства партии и самого генерального секретаря, он свою должность и на этот раз сохранил, хотя из старого Политбюро в новом остался только Горбачёв и Ивашко. «Гению компромиссов», и на сей раз, удалось «заговорить» съезд.
Чему удивляться, что простые люди не предчувствовали близкого краха СССР, продолжая верить в высокие замыслы главного перестройщика. Хотя все больше становилось тех, кто, как писатель Бондарев на 19 конференции, стал задумываться, куда приземлится самолёт перестройки? Особенно после того, как прямо на съезде Б. Н. Ельцин и некоторые другие его единомышленники из «Демократической платформы» вышли из партии.
Как бы в ознаменовании близкой катастрофы, на территории СССР, в том числе в Североморске 22 июля 1990 года произошло полное солнечное затмение. Так как об этом сообщили заранее, то я успел запастись закопчённым стеклышком и от начала до конца наблюдал это редкое природное явление.
Затмение началось в ночные часы, но в Северодвинске в это время полярный день. Из окна моего номера солнца в это время не видно, однако окно коридора смотрит почти точно на светило, довольно низко стоящее над ближайшими сопками. За минуту до представления вышел в коридор и приготовился к наблюдению.
Вот на краю Солнца начал постепенно появляется небольшой ущерб, медленно, но неуклонно увеличивающийся. И вот, еще недавно круглый диск принимает форму серпа. Солнечный свет постепенно ослабевает, как бывает под грозовой тучей. Образовавшийся серп делается совсем узким, и, наконец, за черным диском исчезают последние вспышки света.
Полярный день моментально превратился в ночь, на темном небе появляются звезды, со всех сторон светит желто-оранжевая заря, а на месте Солнца зияет черный круг, окруженный легким серебристым сиянием. Напуганные наступившей темнотой птицы резко замолкают.
Но вот на черном круге солнца появляется тонкая щербинка, постепенно увеличивающаяся в яркий серп. И, наконец, солнце выплывает из тени луны и, как ни в чем, ни бывало, светит над сопками Североморска. Вновь запели птицы.
Пошел было спать, но сон не шел. Сел за стол, и начал читать газету, кажется, «Аргументы и факты», в которой был опубликован материал Всесоюзного центра изучения общественного мнения об отношении людей к Перестройке.
Ответы на вопросы ВЦИОМ распределились так:
«Каким оказался для вас минувший год?»
Труднее, чем предыдущий -55,6% Легче, чем предыдущий -13,6%
«Каким образом изменилось в прошлом году снабжение продуктами?»
Изменилось к лучшему 6,0% . Изменилось к худшему 78,4%
«Каким образом изменилось в прошлом году снабжение промтоварами»?
Изменилось к лучшему 3,1%. Изменилось к худшему 83,3%
«Каким образом изменились в прошлом году отношения между людьми разных национальностей?»
Изменилось к лучшему 7,0%. Изменилось к худшему 71,5%
«Каким образом изменилась в прошлом году личная безопасность граждан?
Изменилась к лучшему 4,5 %. Изменилась к худшему 58,4%
В чем, на ваш взгляд, причины наших сегодняшних трудностей?
(процент опрошенных, согласных с причиной)
1. В распространении криминала: 94 %
2. В качестве руководства: 89 %
3.В однопартийной системе 20 %
4. В уравниловке 19 %
5.В разрушении национальных традиций 15 %
6. В разрушении морали 16 %
7.В наследие сталинизма 13 %
8. В утрате религиозной веры 10 %
Кто выигрывает от идущих в стране перемен?
(Процент опрошенных, с данным вариантом ответа)
Кооператоры 42%
Махинаторы и жулики 39%
Работники торговли 23%
Руководящие работники 18%
Частники 17%
Любители поговорить 14%
Работники высокой квалификации 7%
Рабочий класс 6%
Крестьяне 4%
Интеллигенци 2%
Риторический вопрос: Зачем нужна такая перестройка, если социологический опрос показывает её очевидное неприятие людьми? Хотя, лично у меня в 1990 году, еще сохранялась вера, как оказалось, весьма наивная, в благополучное реформирование жизни страны на демократической и либеральной основе.
Последнюю неделю командировки, опираясь на прошлогодний прототип, «создавал» отчёт, пытаясь, не расплескав, сохранить канцелярский язык подобного рода документов. Получилось, наверное, вполне прилично, так как ни по форме не по существу к проведению корабельной практики на КСФ претензий не было.
В августе ушёл догуливать отпуск. Мы с Лидой жили в Парголово. В начале месяца еще можно было купаться, что мы регулярно, до трех раз в день, делали. Благо – озеро начинается в пяти метрах от участка.
Позже копали картошку, убирали морковь и свёклу. А там и яблоки пошли. В 1990 году урожай был хороший, так что скучать не приходилось. Вася был в летнем лагере от своего Клуба пионерского актива в поселке Зеркальном на Карельском перешейке. Пару раз мы его там навещали.
Чтобы не расстраиваться, газет почти не читал, а по ТВ ни каких тревожных новостей не было. Только каждый день приносил очередное достижение демократии:
Принят закон СССР о СМИ, утвердивший запрет цензуры. Президент Михаил Горбачёв издал указы о реабилитации жертв сталинских репрессий и о возвращении гражданства высланным из страны диссидентам, включая Александра Солженицына.
Начала вещание независимая радиостанция «Эхо Москвы».
30 августа в газетах обнародована программа перехода к рыночной экономике 500 дней, представляемая Явлинским. Этот документ альтернативен программе Рыжкова и более радикален. Правда, только обнародованием дело и ограничилось.
На заставке: Североморск. Вид на корабль-музей К-21 и штаб Северного флота.
Свидетельство о публикации №214123001032
и как средство оживления своей памяти.
Читаешь, и заново переживаешь.
Ваш 1990-й и мой 1973-74-й.
Тогда в Гаджиево базировалась 2-я флотилия
АПЛ СН. 667-Аз, Буки начали подходить,
Трёхракетки ещё тоже были, и не одна.
В том числе и "Хиросима" - К-19,
"Оставляющая вдов".
Север оставляет зарубку в памяти на всю жизнь.
Спасибо за воспоминания!
И, всего Вам Доброго!
Василий Овчинников 13.02.2015 13:08 Заявить о нарушении