Найден союзник многовековому реализму

Когда сочинялся нижепрописавшийся стих, его автор, то есть ваш покорный слуга, находившийся в поиске нового литературного жанра, вдруг вышел на более просторную тропу. Вела она сквозь тернии и туман. Вела туда, где блеснула величественная тень нового творческого метода... Почему я не оробел и не повернул назад?.. Прочтите эти строки: 

Между Эпосом и Лирой

Между лирическим началом
И между эпоса масштабом
Бегут года и врозь, и строем,
Бегут по глади и ухабам.

От Романтизма до Модерна...
Листы бумаги,
Словно маги
В себя вмещают беспредельно
Эпох и символы, и флаги...

Всех выше машет Реализм -
Противоречий суть венчает.
Он перерос Социализм
И до сих пор нас утешает.

А мы от Драмы до Комедий
Листаем дни -
Они, как сны...
А сердце ноет от Трагедий
И счастья просит Тишины.

Но тот Герой устал от бега,
А этот - круче всех, до блеска.
И вновь Любовь - не выше неги.
И снова рвётся Счастье-леска...

Жаль, нет историй о счастливцах,
Как будто счастье -
Не для света,
А лишь для избранных ленивцев,
Вздыхающих о вечном Лете...

Как мало сказано о Рае,
О Красоте, о Совершенстве -
О Жизни, что не умирая,
Свой продолжает путь в Блаженство...


Блаженное лето-2014 закончилось, а черновики литературоведческих разработок не кончались. Но было уже ясно, что нового жанра не будет. Зато тропа привела на широкие просторы ОПТИМАЛИЗМА - творческого метода, который родился на белый свет к середине осени.
И вот теперь, в последние дни декабря, подводя итоги года уходящего и встречая 2015-й, можно сказать: найден не просто метод, а союзник многовековому реализму. Подробнее - в статье на портале "Агентство творческих событий" (опубликовано 29.12.2014):
http://creativpodiya.com/?p=30003

-----------------------
Содержание данной статьи продублирую здесь:

Именно как союзник, а не очередной антипод, этого самого реалистично-правдивого метода позиционируется «новичок» – оптимализм, который разработан мною относительно прозаических произведений любых форм, апробирован на просторах интернета и может быть применим для творений любого вида искусства.

Если говорить об актуальности данной инновации, то следует начать с того, что правдивость в искусстве, хоть и цениться высоко, но не может быть пределом совершенства. Во-первых, только отражать реальность – это функции больше публицистики, нежели художественной литературы, учитывая её богатый арсенал средств образной выразительности. Во-вторых, реальность многомерна: и материальный мир, и духовный, и мир каждого индивида не только имеют место быть, но и не могут существовать изолированными (особенно полно это показано, например, в «Розе Мира» Даниила Андреева). В-третьих, ставить в центр повествования неизбежность противоречий и вытекающих из них проблем – лишь сильнее затягивать кармические узлы.

Иначе говоря, правдивости реализма уже давно мало. Правда – всего лишь факт. А факты бывают и разрушительные (экономические кризисы, войны, эпидемии и т.д). А где ж новизна в созидании, в гармонии, без которых двигаться и некуда, и незачем?..

Особо много негатива на потребителей продуктов культуры выливается в новостях СМИ, в прозе больших форм, остросюжетных кинолентах, пьесах-трагедиях. Поэзия, музыка, хореография, изобразительное и декоративно-прикладное искусство в этом плане гораздо позитивнее. А тут ещё психологи, психотерапевты, социологи, анализируя неутешительную статистику, всё чаще говорят о разрушительном влиянии на психику и поведение современного человека растущих потоков негативной информации.

В общем, необходимость появления целенаправленного созидательного творческого метода возникла уже давным-давно, но её широко и конкретно ещё никто, видимо, не озвучивал.

Не озвучивали эту проблему, насколько мне известно, и ценители, и критики реализма. Этот метод-титан двухвековой давности (а по версии некоторых исследователей, он берёт начало ещё с древних времён), укоренился и в ХХI веке, провозглашая единство противоречий, и испытывая на себе лишь одни разногласия, нападки от более молодого метода – модернизма – и его «шустрых» течений. И вдруг… появился союзник – оптимализм.

Если говорить об особенностях нового метода, то он смещает основу повествования от противоречий к гармонии, от героя-борца к герою счастливому. Да и счастье не только чаще описывается, но и иначе воспринимается: не мигом кратким и случайным, а процессом постоянным и закономерным. Счастье, по оптимализму, не догоняют, а раскрывают в себе. В этом – преобразовательная функция метода. В этом – рука помощи правдивости реализма.

Приёмом оптимализма наиболее близким к реализму является квинзитив, в основе которого – катарсис героя. А максимальная концентрация счастья – в перфекшн-макси-прозе. Есть приём и для показа-осмысления многомерной реальности – это политранс. В целом же, оптимализм наделяет «неухоженную» позитивную прозу теоретической базой и тем самым приближает данное направление к ощутимому литературоведческому статусу.

Все детали нового метода изложены на моей авторской странице (http://www.proza.ru/avtor/chist1) в сборнике «Статьи по литературоведению». Начинать знакомиться с оптимализмом можно со статьи «Творить оптимально – на уровне СЧАСТЬЯ». А примеры прозы, построенной на квинзитиве, перфекшне и политрансе есть в сборниках «Семь историй о любви и катарсисе», «Я просто твой ангел» и «Перфекшн-макси-проза».

Пусть новый метод находит своих ценителей!


Рецензии
Виталий, очень понравилась ваша публикация. И я созвучно вашему рассуждению придумала новый жанр театральной постановки, вопреки вашему утверждению, что 14 год закончился не принеся нового жанра и, что не будет его изобразительного метода.

Мой новый метод сценического изображения есть ДИОРАМА. Метод, когда на сцене (даже сельской) возможна постановка "Войны и мира".

Одна из таких моих диорам размещена на моем сайте с названием "ПАМЯТЬ". В разъяснении ее постановочного смысла полностью соответствует текст вашей публикации. Замечательный научный трактат вынесли вы для читательского обсуждения (осмысления). Ант.

Антонина Глушко   03.01.2015 11:01     Заявить о нарушении
Антонина, научным трактатом я назвал бы не эту событийную статью, а цикл статей об оптимализме (см.сборник "Статьи по литературоведению на моей страничке). Но, конечно же, рад, что она помогла Вам. Интересно, в чем именно? Ведь и эта статья, и уж тем более метод "оптимализм" (который союзник реализма), содержат много деталей.
Кстати, важная деталь по поводу Вашей Диорамы: в первом
абзаце Вы назвали ещё жанром, а во втором - уже методом. А это разные категории. Метод - более широкое понятие. Если хотите, я изложу подробнее.

Виталий Бабич   03.01.2015 19:50   Заявить о нарушении
Виталий,я имела в виду новый ЖАНР, придуманный мною для сценической постановки. И метод (методика) его воплощения.А это точно по вашей публикации.

Конечно же мне известно, что "Жанр" и "МЕТОД" различные понятийные категории.

При первой возможности обязательно прочту ваши рекомендации. Они напоминают мои студенческие конспекты. Не лишним будет освежить память.

С уважением Ант.

Антонина Глушко   04.01.2015 09:08   Заявить о нарушении