И о нём... великом

 
    Как и во многих семьях, после Великой  Отечественной  мы с братом  остались без отца. Мама  зарабатывала крохи в церковном хоре.  Церковной певицей она стала с 11 лет. Фанатично верила в Бога, поэтому  и я  очень верил, подпевал ей в хоре: у неё – альт, и у меня тоже.
    На бедность мы не жаловались, считали, что так и положено, и были весьма жизнерадостными.
    Но как-то и кто-то посоветовал моей маме написать письмо Сталину и попросить материальной помощи, как потерявшей мужа на войне и имеющей двух малолетних детей. Мама написала такое письмо, и скоро мы забыли про него.
    Прошло несколько месяцев, и где-то в  мае я достаю из почтового ящика  обыкновенный конверт, приношу его домой, вскрываю и… позвав маму и брата, пытаемся  понять, что это такое. Потом до нас дошло, что в моих руках – путёвка  в пионерский  лагерь «Артек», но в ней не проставлены  только фамилия и имя её представителя. Конечно, нам стало ясно, что это подарок Сталина – кто  ещё способен на такое!    
    Мама говорит: «Езжай ты, Борь». Но я ответил: «Нет, я  вышел из пионерского возраста – мне уже 15. Пусть едет Сережа». Так и сделали.
    Когда брат приехал из Артека, то долго рассказывал про сказочный отдых – впечатления на всю жизнь!

                * * *
    Я тогда был уже на втором курсе  Электромеханического техникума. В фойе, как всегда утром, много народа – сдаём пальто на вешалку. Я увидел своего друга Валеру Конова, стоящего в очереди. Игриво толкнул его в бок и говорю: ты  что-то ищешь на полу  или хочешь  нос почесать об него?
  Он резко повернул ко мне голову и зло сказал: «Ты что?».
Я в ответ: «Ничего. А что с тобой?».
« Сталин умер! Ты, что? Не знаешь?».
Я в ответ: «Ну и что? Теперь знаю».  Валера сверкнул глазами и ничего больше не сказал.
     Да, действительно, умер Сталин, но у нас  дома радио не было, и никто мне утром не сказал об этом.
  И дальше в техникуме началось для меня непонятное. Многие девчонки плакали навзрыд, а с некоторыми было так плохо, что вызывали скорую помощь. В этот день занятия  практически были сорваны.
    Честно говоря, я  тогда не верил в искренность такого переживания  и сейчас не поменял своего мнения – много раз я был свидетелем похорон, но не видел, чтобы так убивались, хороня родную маму. Неужели  много в России,  легко зомбируемых… простачков?


                * * *
    Когда мне исполнилось 16 лет, мама  как-то говорит:
«Помнишь, как четыре года тому назад меня не было дома пять суток, и вы, голодные, не знали, где я?». Я ответил, что помню очень хорошо.
  «Так вот, меня  тогда забрали   в  КГБ. А почему? Всё просто – моя  самая близкая подруга Рита  Алексеевна написала на меня донос, где сообщала в КГБ мою фразу, которую я сказала  ей.  А именно, я сказала: «За Сталина молиться Богу нельзя, ибо он 12-главый  змей, а Ленин – 10-ти».
    Мама  моя, как известно, была фанатично верующим человеком, а поскольку коммунисты во главе со Сталиным были против Бога, то у неё отношение к ним было соответствующее…
    Дальше мама рассказала мне, что начальник, который её допрашивал, на  пятые сутки  сказал ей: «Дура, ты хоть чуть-чуть соображаешь, что говоришь другим? У тебя дома сейчас двое перепуганных и голодных пацанов. Я могу отправить тебя очень далеко… и надолго. А что с ними будет? Только за них я  тебя отпускаю. Ду-маю, что ты  запомнила на всю жизнь дни, проведенные здесь, и сделала нужный вывод».
    Оказывается и в КГБ  встречались люди…


Рецензии