похождения начинающего стихотворца

Похождения начинающего стихотворца
( автобиографический рассказ )

  Это было в разгар административно- командного управления ещё при раннем Леониде Ильиче Брежневе. Я работал главным специалистом в одной уважаемой управляющей организации среднего звена. Мой рабочий день начался, как обычно, с анализа работы подведомственных предприятий за последние сутки, чтобы передать информацию в главк и далее в министерство, где в отличие от нынешних времен,когда расплодилась масса разных уровней некомпетентных министров, союзный  Министр был в курсе  работы каждого предприятия и  мог реально управлять  вверенной ему отраслью.
  Ничего не предвещало беды, как вдруг по телефону внутренней связи меня вызвал генеральный директор. Бегло спросив меня о состоянии производственных дел, он сказал мне:  «Был я недавно в одном тресте, где главный специалист, занимающий такую же должность, как ты, пишет стихи, Так вот, я тебя обязываю писать тоже, и смотри, чтобы было не хуже!» "??!... Да, но для этого нужно иметь способности,.. талант. И, потом, это же не входит в мои служебные обязанности», - робко возразил я. «Мне лучше знать, что входит в твои обязанности. Считай, что это мой приказ! А приказы не обсуждают, их выполняют.»
«Да, но…»  «Никаких но ! Я назначаю тебя редактором нашей стенной газеты, и к празднику 1 мая ты должен написать хорошее стихотворное поздравление нашему коллективу. С парткомом согласовано, и считай, что это тебе еще и партийное поручение». "Извините, но я никогда не пробовал писать стихов, боюсь, что не смогу…»  «Но ты же инженер, а инженер должен уметь всё. Вспомни Пушкина…» «Но Пушкин не был инженером…»  «Хватит со мной пререкаться, - уже с раздражением сказал «генерал». Ты ещё у мамки в животе сидел, а я уже работал! Иди и  работай.» Сраженный последним доводом, я, опустив голову, побрёл в отдел, где коллеги выразили мне глубокое сочувствие и даже обещали помощь. Что делать?  Мне уже 45 лет, не поступать же в литинститут. Но теорию бы почитать нужно, и я купил несколько учебников по литературоведению, из которых ровно ничего не понял. Нужно. наверное, записаться в какой-нибудь поэтический кружок…    Кружок, куда я пришел, вел местный достаточно известный поэт, состоял исключительно из молодёжи. Они с недоверием разглядывали меня, гадая, не являюсь ли я контролёром из Облоно, или райкома партии, чтобы наблюдать, чем они тут занимаются. Но я успокоил их, сказав, что я  поздно начинающий поэт. Поначалу мне было интересно. Как это можно было писать о том, что взбредёт в голову? Одна тощенькая девочка читала стихотворение о том, как собачка закинула ножку и писала на тумбу, обклеенную объявлениями. А когда руководитель спросил её: «И это всё?» Она обиделась и сказала: «Нет, у меня есть ещё стихотворение о том, как она какает… Я медсестра, и поэтому описываю всё так натурально, как в жизни.» Присутствующие засмеялись, кто-то буркнул: «Наверное, из психушки,,,» А руководитель сказал « Вы знаете, мы, наверное, ещё не доросли до вашего уровня…  Видите ли, у нас одна молодёжь, а вам нужны более зрелые люди,.. может быть даже квалифицированная помощь...»
« Ну и чёрт с вами, а мои стихи хорошие, а вы ничего не понимаете в поэзии,» -  и она ушла, громко хлопнув дверью.  После нескольких посещений кружка я осмелился написать стихи в стенгазету, где тонко намекнул на мудрость нашего генерального директора. Стихи понравились, особенно директору, который сказал: "Вот, видишь, оказывается, можешь... И вообще мне не надо,чтобы ты работал, а надо, чтобы ты мучился!.." После этого я написал ещё несколько стихотворений и до того обнаглел, что пошел предлагать свои сочинения в редакцию областной газеты! Там меня встретили очень настороженно и неласково. Зав. отделом художественной литературы Мегафонова, выпустив мне в нос клуб папиросного дыма,  спросила грубым басом: «Вы что, хотите стать известным писателем?! Современным Львом Толстым?  Мы ведь о ручейках и цветочках не пишем, только на злобу дня что-нибудь политическое, социальное… Да и ,вообще, кто вы такой?» И отправила меня в отдел фельетонов. Чтобы отделаться от меня, зав. отделом поручил мне написать стихотворный фельетон о воровстве в сфере торговли. Через неделю я принёс ему басню , которая, на удивление, понравилась и была опубликована! А я получил свой первый литературный гонорар – 10 рублей ( сегодня это около 2 тысяч ).  Затем, были  ещё публикации в областной и городской газетах, и в одной заводской многотиражке. Но однажды мне сказали, что руководство уважаемых газет недовольно тем, что опубликовывают посторонних никому не известных авторов, в то время как свои писатели, сочинениями которых забиты редакционные портфели вперед на многие годы, не печатаются. И я перестал предлагать свою продукцию. Однако, неожиданно появившийся литературный интерес требовал удовлетворения, и я снова стал ходить в литкружки, где собирались подобные мне любители.
Так как Интернета тогда ещё не было, в кружках собирались жаждущие общения и самореализации стихотворцы и прозаики, в основном пожилые люди, большей частью женщины. На очередном занятии руководитель кружка говорил вступительное слово, или читал лекцию о знаменитых классиках, нередко – свои сочинения, после чего шло чтение по кругу иногда с чаепитием. Слушатели, в основном, были приятными и скромными, не претендующими на известность и признание. Хотя и встречались «забронзовевшие», а также коньнктурщики, в годы «перестройки» заразившиеся антисоветчиной и антикоммунизмом. Слушать их поначалу было любопытно, но по мере прозрения их опусы стали вызывать изжогу… Отношения между посетителями большей частью были корректными и благожелательными, критика не поощрялась.
Минусом занятий, на мой взгляд, было отсутствие изучения теории, обучения  мастерству, прогресса в творчестве. о чём я говорил руководителям, но каждый раз получал ответ: «У нас не литинститут!»  Иногда попадались слушатели – гении. Один писал такие стихи, что Кручёных и Хлебников отдыхают! К сожалению, часто выяснялось, что они порой и сами не понимают, что написали. Такой вот чистый  поток свободного сознания!
  С появлением Интернета возможности любительского литературного творчества расширились необычайно, можно заглянуть каждому литератору в его личный кабинет и познакомиться с его творчеством. Было бы только время и желание. 


Рецензии