Глава третья - конец третьей части и книги второй

                Глава третья

              РАЗГОВОР НА ТЕМУ, ЗАДАННУЮ ГЛАВОЙ ПРЕДЫДУЩЕЙ

       Трое стоят и беседуют на невысоком холме; вдали – море...
       Тема же их разговора от моря бесконечно далека... На его фоне они напоминают пришельцев... так, отчасти... Однако, когда беседа этих людей подойдёт к концу, – море им своим прибоем что-то скажет – языком чего-то очень необычайного...
       Взвешивающий «за» и «против»: Полагаясь на свидетелей (или называющих себя таковыми) явления богородицы в Фатиме в 1917-м году, попробуем разобраться, можно ли им верить.
       Считается, что первыми, кто рассказал об этом явлении, были две девочки и мальчик – двоюродные сёстры ЛУсия (не ЛючИя или ЛучИя, как иногда её называют) и Жасинта, а также их двоюродный брат Франсишку. Жасинту и Франсишка, вскоре умерших ещё детьми от испанки, мы знаем в лицо по фотографиям, опубликованным в португальских газетах того времени; Лусия же – чьи фотографии разных лет, в том числе вместе с Жасинтой и Франсишкой, также до нас дошли, – умерла в глубокой старости.
       В «трёх тайнах», или «трёх пророчествах» богородицы христианам не католического вероисповедания бросаются в глаза такие слова, как: «почитание Моего Пренепорочного Сердца» (это о богородице), «Святейший Отец» (это о папе римском, а не об Отце Небесном). Налицо католический культ Девы Марии; также – культ папы римского.
       Во втором из «трёх пророчеств» говорится (цитирую вкратце):
       «...Война (речь идёт о Первой мировой войне) скоро закончится. Но если люди не перестанут оскорблять Бога, начнётся более худшая война при Папе Пии ХI... Я пришла просить о посвящении России моему Пренепорочному Сердцу и о причащении в возмещение грехов в первую субботу месяца. Если мои просьбы будут услышаны, Россия обратится и настанет мирное время. Если нет, то она распространит свои ошибки по всему миру, вызывая войны и гонения на Церковь. Добрые будут мучимы, Святейший Отец будет много страдать, некоторые народы будут уничтожены. В конце моё Пренепорочное Сердце восторжествует. Святейший Отец посвятит Россию мне, и она обратится и некоторое мирное время будет даровано миру».
       Не верящий в явление богородицы: В России это может быть истолковано как стремление обратить в католицизм тех, кто исповедует православие, или принадлежит к другой религии, или в Бога не верит совсем, – чтобы России только в вере католической искать спасение. Старая песня всех, кто только свою веру и считает истинной... Вообще, я полагаю, что католической церкви самой всё это понадобилось. Шла Первая мировая война. Земля пылала. Взывать к прекращению всемирной бойни было бесполезно... И тут якобы приходит знамение свыше: мол, прекратите, люди, на земле между собой враждовать! Объединитесь в христианстве! Сам папа римский готов пойти вам навстречу!         
       Взвешивающий «за» и «против»: Не спорю: призывать к миру – дело хорошее. Если бы ещё в этом призыве была веротерпимость... Но тогда католическая церковь не отличалась такой веротерпимостью, к какой придёт десятилетия спустя...   
       Не верящий в явление богородицы: Но чем, кроме «чуда» – этого последнего средства – церковь могла кому-то что-то доказать? Мол, святая богородица – она такая кроткая, миролюбивая. Её устами говорит Сам Господь Бог. Однако – и это тоже отражено в одном из «трёх пророчеств» – Бог умеет не только миловать, но и карать грешников в аду!..
       Взвешивающий «за» и «против»: При желании, можно подумать, что фатимская история возникла на пустом месте. А если и не совсем на пустом – церковь должна была за что-нибудь ухватиться. Только бы представился удобный случай... А случай – представился!
       Не верящий в явление богородицы: Ну-с, и какой же?
       Взвешивающий «за» и «против»: А вот какой. Это – если верить уфологу Михаилу Герштейну, который переносит нас в то время в статье «Фатимское чудо: инопланетянку приняли за Деву Марию». Вот что он пишет:
       «Португальские учёные подняли архивы местных газет. И оказалось: ещё за два года до широко известных фатимских событий, в апреле 1915-го, Лучия (ЛУсия – ещё раз произношу её имя правильно) рассказывала родителям, что видела «человека без головы и рук, завёрнутого в покрывало»... Но церковь никак не увязывает эту встречу с чудом в Фатиме».
       Не верящий в явление богородицы: Темнота! Средневековье.
       Взвешивающий «за» и «против»: Михаил Герштейн, наконец, в статье доходит до 1917-го года. В ней, снова опираясь на португальскую прессу того времени, он говорит о Лусии, Жасинте и Франсишке, которые в своих интервью рассказывали, что в небе видели женщину...    
       Не верящий в явление богородицы: Ага! Но тут взялась за дело католическая церковь – и превратила эту женщину на небе в Деву Марию! Церковь не могла пропустить такого случая!
       Взвешивающий «за» и «против»: И уфологи – тоже – много лет спустя...
       Не верящий в явление богородицы (подхватывая): И наш Герштейн таки клюнул!
       Верящий в явление богородицы (убеждённо): Но как же это явление не могло иметь Божественного происхождения? Разве предсказания Божьей матери: окончания Первой мировой войны, и что за ней грядёт Вторая мировая, а также будет покушение на папу римского Иоанна Павла II, – разве всё это не исполнилось?
       Взвешивающий «за» и «против»: И я тоже, если бы в это поверил без тени сомнений, мог бы добавить: пророчества матери Христа и о России – сбылись! Хотя... если кто-то интересовался португальской прессой 1917-го года, в частности – упоминаниями в газетах о Фатиме, нашёл ли там что-нибудь о России? Или всё это присочинили гораздо позже? (Ведь надо помнить: в том году, когда в Фатиме уверовали в явление богородицы, – в России началось большевистское светопреставление!)
       Не верящий в явление богородицы: Поэтому – раньше или позже – про Россию вспомнили бы даже в Португалии!
       Взвешивающий «за» и «против»: «Три тайны» богородицы католическая церковь официально преподносит как письменные свидетельства Лусии. Но кто может поручиться за подлинность этих свидетельств? По словам Михаила Герштейна из вышеупомянутой статьи, Лусия, уже будучи монахиней, писала пастору Гонсалвешу о церковной цензуре, через которую проходят её письма и которая мешала ей описать, как всё происходило в действительности. А то, что читателям стало известно как якобы вышедшее из-под пера Лусии, слишком расходилось с рассказанным ею раньше португальской прессе... Кому и чему верить?
       Не верящий в явление богородицы: По-моему, всё ясно: много шума из ничего!..
       Верящий в явление богородицы (в растерянности): А кто же это был, если не богородица?..
       Взвешивающий «за» и «против»: Был ли то инопланетянин или инопланетяночка – поручиться не могу. Но это не значит, что предмет нашей беседы исчерпан.
       Не верящий в явление богородицы: Разве? 
       Взвешивающий «за» и «против»: Возьмём то, что церковь называет «третьей тайной», или «третьим пророчеством», богородицы. Вот как эта «тайна» (почти вся) – если верить церкви – звучит:
       «...Мы увидели в бесконечно ярком свете, что есть Бог («Бог-Свет» имеется в виду?), нечто подобное тому, как изображения людей появляются в зеркале, когда они проходят перед ним: епископа, одетого в белое, – нам показалось, что это был Святейший Отец. Там были и другие епископы, священники, верующие мужчины и женщины. Они поднимались вверх по крутой горе, на вершине которой был большой Крест из неотёсанных стволов пробкового дерева. Прежде чем попасть туда, Святейший Отец прошёл через большой город, наполовину в руинах, наполовину содрогающийся. Он шёл останавливаясь, страдая от боли и горя, и молясь за души тех, трупы которых он встречал на своём пути. Достигнув вершины горы, на коленях у подножия Креста он был убит группой солдат, которые стреляли в него пулями и стрелами. И таким же образом там умерли один за другим другие епископы, священники и верующие мужчины и женщины, и различные миряне разных чинов и сословий...» (В последнем предложении стоят рядом слова «другим» и «другие». Ну да ладно.)
       Верящий в явление богородицы (опешив): Да, но при чём тут покушение на Иоанна Павла II? Ведь я думал...
       Взвешивающий «за» и «против»: Ты прав: Иоанн Павел II при покушении был ранен, но, слава Богу, остался жив! Да и пророчимое слишком непохоже на историю с этим покушением... Честно говоря, я уже перестаю доверять тем или иным источникам, когда дело заходит о Фатиме... Ну – уж если на то пошло – могу сам кое-что сымпровизировать на тему, которая попутно затронет и предмет нашей беседы.
       Предположим, люди когда-нибудь начнут путешествовать во времени. Люди будущего станут навещать своих древних предков. И будут казаться им божествами – настолько своими возможностями их удивят!.. А потом, когда у наших предков на смену языческому многобожию придёт вера в единого Бога: в Христа ли, Аллаха, как Всевышнего ни зови, – именами древних божеств назовут уже планеты. И люди грядущего будут летать на планеты, названные их предками божественными именами... Интересный круговорот истории получается?!..
       Верящий в явление богородицы: Да!..
       Не верящий в явление богородицы (взвешивающему «за» и «против»): Да тебе бы научно-фантастические романы писать. Ты всех фантастов за пояс заткнёшь!
       Взвешивающий «за» и «против»... вдруг – погрустнел.
       Не верящий в явление богородицы (взвешивающему «за» и «против»): Ты чего?
       Взвешивающий «за» и «против»: Оно только на первый взгляд кажется столь захватывающим. Но во всём этом есть и обратная сторона.
       Люди, как известно, не боги: в любом времени, в какое ни попали бы, – мы лишь только люди. Даже о «побочных» сторонах научного прогресса, кроме самых что ни на есть взрывоопасных, мы часто узнаём задним числом, когда они уже сами «прогрессируют»! А между тем «побочные» явления не могут продолжаться вечно; если они будут наслаиваться да наслаиваться – потом выстрелят, как из пушки... или уподобятся ядерным взрывам!..
       Не верящий в явление богородицы: Ты не преувеличиваешь?
       Взвешивающий «за» и «против»: Я хотел бы ошибаться. Но представьте: людям – так они будут считать – технически под силу изобрести нечто небывалое. Ту же машину времени. Ради этого они готовы преодолеть множество преград. Даже если, на пути к грандиозному, пойдёт борьба не на жизнь, а на смерть...
       Не верящий в явление богородицы: Ну, разве идея создания машины времени сама по себе не заманчива?
       Взвешивающий «за» и «против»: Дело человеческих рук постоянно требует устранения нежелательных последствий. А устранить их полностью невозможно... В процессе приобретения всё новых знаний, которых всегда будет не хватать, люди грандиозно завертятся, как тысячи белок не знаю в чём... Прогресс требует жертв! Но жертв прогресса может оказаться фантастически – запредельно – много!..    
       Не верящий в явление богородицы (крайне досадуя): Вот никогда бы не подумал: за что боролись, на то и напоролись!..
       Взвешивающий «за» и «против»: От характера движения во времени и пространстве и нашего живого участия в этом движении зависит наше личное ощущение времени и пространства. Но время, в его «чистом», не гипотетическом восприятии, человеку не случайно кажется абсолютной величиной: его такой-то отрезок на часах точно отмеряется. (Парадокс в том, что если бы машина времени, скажем, была способна нас за пять минут перенести на сто лет назад, – эти пять минут всё равно шли бы вперёд!)
       В мире непредставимо полностью физически «закупоренное» пространство. Отсутствие в нём места для движения.   
       Значит: движение не только влияет на наше ощущение времени, но сама его возможность... порождает время! Тогда-то последнее и обретает смысл!.. А иначе: будь время материально – само по себе – оно со всем, что тоже материально, вступило бы в физический контакт... Бессмыслица!..
       (Хлопает себя по лбу.) Я вот о чём ещё подумал: будь в мире возможно что-то сверхъестественное, при его одном лишь соприкосновении с явлениями естественными – от последних не останется ни рожек, ни ножек! (Дальше говорит – о невозможности сверхъестественного явления богородицы фатимским детям. В пользу своей точки зрения приводит доводы, которыми в песни-исповеди опровергалась – не знаю, насколько убедительно для верующих – также и возможность воскресения Христа [49].)
       (Продолжает.) Наш единый мир, при появлении машины времени, тоже разделился бы на два противоположных мира: один, в котором течение времени – его нормальный, естественный ход, и другой – в котором оно ИСКУССТВЕННО наделено силой замедляться или ускоряться: через ИНУЮ ПРИРОДУ ДВИЖЕНИЯ! С фатальными последствиями для решившихся на такую неслыханную авантюру!..
       Верящий в явление богородицы (немного помолчав и вздохнув): Как всё сложно...
       Взвешивающий «за» и «против» (после короткого молчания, продолжая): Предположим, что путешествия во времени станут возможны. И вот, люди из будущего являются к людям прошлого – в деревушку Фатима... Предположим, в силу своих способностей они устраивают для детей из Фатимы гипнотическое действо, с помощью которого им сообщают или пытаются сообщить нечто важное. Но всё это не могло быть сделано чисто, без «помех» – злокачественных аномалий: ведь люди из будущего явились бы к людям прошлого противоестественной миру дорогой! Ни для тех, ни для других – это не к добру...
       Не верящий в явление богородицы: Католическая церковь утверждает: в «первой тайне» богородицы – явление преисподней детям из Фатимы; мол, как страшна преисподняя – записано Лусией... Однако я не стану приводить текст «первой тайны» – описание загробного ужаса адских мук. Кому бы оно ни принадлежало – Лусии, не Лусии – церковь в очередной раз хотела этим сделать строгое внушение: мол, видите, как грешники мучаются в аду? Смотрите, сами туда не попадите! Вы, миряне, войнами превратившие жизнь в планетарный котёл!.. Но во-первых: клирики – люди не с Марса – и тоже за всё это несут ответственность. А во-вторых: пережившим настоящий ад – земной! – грозить пальчиком – последнее дело! Будь преисподняя ещё хуже – надо было бы ненавидеть адовой ненавистью её обитателей, чтобы зрелище вечных мук не убило на месте хоть одним глазком заглянувшего туда...
       Взвешивающий «за» и «против»: С точки зрения логики, существование ада невозможно: ведь если чьи-то души мучаются – значит, они продолжают жить; а вечных мук никакая душа не выдержит...
       Не верящий в явление богородицы: Пожалуй, ты прав!
       Верящий в явление богородицы (взвешивающему «за» и «против»): Я тоже начинаю с тобой соглашаться. Только вездесущий Рай был бы под стать вездесущему Богу! (Как если бы мы говорили: «Живой Рай» – а подразумевали «Живой Бог», и наоборот – доверив нашим чувствам понимание этой, на первый взгляд, логической неувязки и вообще – необъятное для нашего ума...) Вот, оказывается, за Чью вездесущность на земле идёт адова борьба! Только её конец – со вздохом фантастического облегчения – прозвучит, как строка из «Акростиха» Гумилёва:

                Ад молчал, не слышалось ни стона...

       (Долгое молчание. Тишина...)
       Взвешивающий «за» и «против» (переводя взгляд со своих собеседников на море): Знаете: и небо, и солнце, и облака – чем только Природа не богата! – играют красками... где-то даже создают миражи... Тем более Природа способна давать пищу горячему воображению, да ещё подпитываемому мистикой и суевериями, которые существует не век и не два... И действительно ли кто-то там пригрезился в небе, «красивый» и «юный» (эти два слова – если не врали португальские газеты много лет назад – принадлежали тем фатимским детям), окинув взором Невесту-Природу, красивую и юную, одним целительным взглядом мог сказать всё? Или это была Дева Мария, она детям с небес вещала на языке их страны – и чистым ли португальским, или с еврейским акцентом?..
       ...Штиль. Заходящее за море солнце – на короткий миг – брызнуло по воде зелёным – таким редким! – слепящим лучом...   

               
49 Книга первая, часть вторая, глава восьмая.       


Рецензии