Сердце учится любить - 2

                СЕРДЦЕ  УЧИТСЯ  ЛЮБИТЬ  - 2

                Зарисовки

     Чего только ни придумают люди, чтоб максимально сохранить природу в её первозданном виде. Однако тем, кому пришла в голову идея и тем, кто проложил эту дорожку, я бы из чувства благодарности низко поклонилась. Что называется – гениальность в простоте.
     Парковая зона вдоль реки. Крутой спуск к берегу, поросший разнотравьем и разновозрастным березняком, молодыми ёлочками и тоненькими рябинками. Всё очень мило и ненавязчиво.
     Этот крутой речной пригорок имеет свою особенность. Достигнув полосы по верхнему его водоразделу, уже по другую сторону высоты спуск плавно скатывается в долину, заросшую непроходимым вековым лесом. На лес хорошо смотреть с безопасного расстояния, но самому оказаться в этой чаще, вряд ли кто-то пожелает оказаться по доброй воле. Видимо по этой причине, по верхней кромке пригорка добрые люди проложили прогулочную дорожку.
     Бордюр у дорожки выложен из камушков крупного гравия и залит скрепляющим раствором. Сама дорожка  метровой ширины. Не заасфальтирована, а просто засыпана мелким гравием и песком, тщательно уплотнена. Нужно отдать должное, сработано аккуратно и добросовестно. Ни один камушек не упал за бордюр.
     Сама дорожка повторяет гребень пригорка. И это всё ручная работа любящих природу людей. Нигде и ничего не нарушено. Видно, что дорожка проложена совсем недавно, но как ни странно следов какой бы то ни было техники, я не заметила.
     Шла я, шла дорожкой, устала. И тут, словно по волшебству, за подступившими к дорожке ёлочками увидела лежащее толстое бревно, ошкуренное, чистенькое. Ноги сами понесли меня к нему. Отдыхая, я смотрела на излучину реки, слушала естественную музыку природы и думала: «Мы так стремились всё в природе переделать, так сказать -   усовершенствовать… Слава Богу, опомнились. Теперь любуемся неповторимостью ландшафта Земной красоты…»

                ***
     Ещё отец мой, в пятидесятые годы прошлого столетия говорил мне: «Самые прекрасные чудеса кудесницы Природы можно подсмотреть ранним утром… Не ленись дочка покинуть тёплую постель. Труд твой окупится сторицею».
     Вспомнила я отцовский совет, когда увидела ещё маленькую стрекозу, сидящую на вершине торчащего из лужи сухого прутика. Стрекоза сидела неподвижно и напоминала стеклянный сувенирчик. Я склонилась над нею, надела очки, чтоб получше разглядеть крылатую красавицу. Прозрачные крылышки, её оранжевого цвета хвостик, были покрыты очень маленькими капельками росы. Меня удивили именно эти капельки, величиной с манную крупу. Но они почему-то не сливались в одну общую каплю, а гордо хранили свою обособленность. Именно эти бугорки-росинки, как маленькие выпуклые зеркала, создавали неповторимую красоту.
     Видимо стрекозе ещё долго нужно будет так сидеть, покуда солнышко не обсушит её крылышки. Самостоятельно стряхнуть равномерно распределившийся груз капелек она не сможет.
     Рука потянулась, чтоб помочь летунье, но я вовремя остановила свой благородный порыв души и отдёрнула руку. «Не нужно вмешиваться в естественный ход событий жизни природы! Так происходило тысячи раз и… прерванная цепочка может оказаться губительной для этого маленького существа. Спасибо хотя бы за то, что мне была предоставлена возможность любоваться Божьим творением…».

                ***
     Из чего только люди ни составляли букеты! Даже самое невзрачное растение, если уделить ему должное внимание, рассмотреть всё то, чем одарила его Природа, то ещё ни раз прищёлкнешь языком от изумления.
     Букет, который я увидела, случайно взглянув в окно деревянного дома в нашем посёлке, когда проходила мимо, не только удивил меня, но даже заставил вернуться назад. Я вернулась. Стала напротив окна и смотрю «во все глаза» на букет, стоящий на подоконнике.
     Это был осенний букет из разнотравья, всяких прутиков, стебельков и листиков, какого-то необычно длинного мха и… грибов. Всё что угодно я ожидала увидеть, но грибной букет – это для меня было открытие. Даже не знаю с чем его сравнить. Грибы были самые разные по цвету, по величине, насаженные на тонкие прутики. И всё это богатство ютилось в литровом, потемневшем от времени и огня щербатом горшочке. Удивительно было и то, что этот старинный горшочек сохранился в современной семье и даже им ещё пользовались.
     Я так долго смотрела на букет, что в какой-то момент отодвинулась тюлевая занавеска, и в окне показался худенький, с реденькой бородёнкой старичок. Я указала на букет, показала большой палец поднятый вверх. Старичок заулыбался беззубым ртом. Повернулся внутрь комнаты и с кем-то заговорил. Уже в следующую минуту в окне появилась девочка лет восьми и её (я так думаю) прабабушка. Все дружно стали мне показывать руками, что букет собрала их внучка. Я порылась в кармане своей сумочки, собрала все конфеты, какие там были, и бросила их хозяевам в форточку. Девочка захлопала в ладоши и тут же исчезла из виду. Пошла собирать гостинец. А я по-старинному раскланялась с хозяевами квартиры первого этажа ветхого двухэтажного дома и пошла через дорогу, к своему, современному дому.
     Уже неделя прошла с того памятного дня, а увиденный букет вспоминался мне свежим и ярким, а ещё грели душу улыбки стареньких хозяев и, конечно же, горящие восторгом глаза девочки с большими голубыми бусами на тоненькой шейке.

                ***
     Гуляем с внуком по осеннему лесу. Саше лет пять. Он идёт впереди меня. Специально отцом вырезанной палочкой он трогает то, что ему кажется интересным. Мне же его родители строго наказали: следить, чтоб ребёнок ничего не хватал руками, а пользовался палочкой. Эту палочку он уже несколько раз терял, но мы теряли и находили её вчера. Сегодня к палочке привязана резиночка, а резиночка привязана к руке внука.
     Вторая забота: мы собираем листики для гербария. Малыш приносит мне понравившийся ему листик и, с гордым видом бросает в пакет. Я естественно хвалю его и мы идём дальше.
     Я несколько призадумалась и упустила тот момент, когда внук побежал вперёд. Вдруг слышу его громкий, осуждающий голос:
     - Жадина! Жадина! Жадина – говядина, пустая шоколадина!..
     Я очень этому удивилась. До этой минуты была уверена, что мы гуляем одни… Ускорила шаг. Подхожу ближе, смотрю. Саша сердито колотит палочкой по древесному корню и обзывает его «жадиной». Облегчённо вздохнула и стала соображать: что произошло?..
     Действительно, было на что посмотреть. Высокая, нормального вида лиственница, которой уже лет за двадцать, оседлала каменюку, чуть ли ни с меня величиной, округлую по объёму. Как спрут, обхватила его корнями, а корни глубоко ушли в землю. Как так получилось, можно было только догадываться. Но ребёнок расценил действие дерева, как жадность. А всё потому, что в его садиковой группе, самым страшным и осуждаемым пороком как раз и была «жадность».
     Освободить камень из лап «жадины» лиственницы мы не могли и, заклеймив её позором, пошли дальше гулять.

                ***
     Сижу в глубоком старинном, уютном кресле, на коленях держу мой любимый поднос, а на подносе: вазочка с фигурным печеньем и большая кружка чая. Чай я пью маленькими глотками, сначала потому что был горячий, а потом, чтоб продлить удовольствие. А впрочем, чай с печеньем у меня давно отошли на второй план. На первый выдвинулись солнечные «лампочки» на оконном стекле.
     Наблюдаю, как тает тонкий лёд на стекле. Лёд совсем истощается ближе к вертикальному краю, подобно лезвию ножа. Лёд просто переходит в другое состояние и этот переход почти незаметный человеческому глазу. Медленно, но он всё же происходит. Капелька воды растёт, растёт. Вот уже её заметило солнце. Солнечный лучик зажёг в ней волшебную лампочку. Лампочка сперва, испуганная, но потом, уверовав в свою силу, раскаляется до звёздного сияния. Испуг сменяется решительностью.
     Повзрослевшие капельки-лампочки начинают свою активную жизнь. А жизнь, как и у всех существ, протекает через разные стадии развития. И вот уже цвет огонька стал слегка голубоватым, потом голубовато-фиолетовым, потом – сиреневым, розовым и, наконец – красным.
     Пока капелька меняла своё свечение, она медленно сползала вниз. А когда красный цвет разгорался до стадии раскалено-алого, словно адово пламя, жизненный путь её заканчивался. Мокрый светлячок уползал за невидимую грань, за раму.
     На окне капелек много и все они окрашены в разные цвета, все движутся, перемигиваются… Красиво, как огоньки на ёлке.
     Вдруг я обнаруживаю, что в моей большой кружке нет ни капли чая. Жаль. Когда я опять взглянула на окно, капельки потеряли свою привлекательность. Солнце скрылось за белым облачком…

                ***
     Мне иной раз кажется, что погодой в наших краях руководит некая сварливая баба, у которой настроение меняется семь раз на дню. На стыке её настроений природа в таком замешательстве, такой шквал эмоций бушует в пространстве, что рождаются чудеса, как говорится – на ровном месте.
     Вчера погода удивляла нас весь день: то дождь со снегом, то снег с дождём, да ещё ветер хороводит. Вечером резко подморозило,  а в результате…
     Утром, только-только начало светать, оскальзываясь на заледенелом снегу, иду тесной дорожкой по направлению к автобусной остановке. Столбы, на которых горят фонари, находятся по другую сторону дороги. На моей дорожке полумрак. Молодые сосенки, после того, как заасфальтировали эту дорожку, так выросли ввысь и вширь, что скоро станет проблемой встречным прохожим разминуться.
     В это утро мне так страшно стало, что я пожалела о том, что пошла этой дорожкой. Лучше уж было по проезжей части дороги идти. А дело в том, что дождь со снегом, при ветре и крепнущем морозе, образовали огромные ледяные «когти» на сосновых лапах, загнутые внутрь. Благо ветер стих, ветки не колышет. Да и смогли бы они пошевелиться под таким толстым панцирем льда. На иных берёзовых ветках ледяные «расчёски» - сосульки в палец толщиной висят вдоль веток.
     Смотрю и думаю: - Жуть с красотой породнились и родили такое, что кровь в жилах стынет. Глянула я на рябиновую гроздь и даже вскрикнула от испуга. Гроздь, как окровавленная кисть руки с длинными ногтями.
     Как я проскочила эту дорожку – плохо помню. Пришла на остановку и под навесом села на скамейку и потом только заметила, что у меня руки и ноги дрожат…

                ***


Рецензии
Здравствуйте, Анна!

С наступившим Новым годом Вас! Всего доброго в этом году!

Очень было интересно читать, наблюдения-зарисовки понравились, красиво! Читать волнительно, люблю остановиться и полюбоваться природой, пейзажем, улицей, но на это всё надо особые душевные силы и особый настрой, не всегда так получается.

Но когда получается, то очень здорово. Как-то было, что вместо того, чтобы волноваться и ждать зеленого цвета светофора - 1,5 минуты, я придумала себе /это было лето!/ - подойти к сосне и понаблюдать, как по стволу вверх-вниз снуют муравьишки.

Так и делала, почти всё это лето, было здорово!
Всего Вам доброго!
Вера.

Липа Тулика   25.01.2015 00:42     Заявить о нарушении
Продолжая Вашу мысль, я люблю стоять под деревом и смотреть вверх, с ветки на ветку "лезть на небо"... Устала от политики, войн, бизнеса. Природа - отдушина души.
Очень рада, что Вы разделяете мою направленность. Спасибо за поздравление. Всего Вам самого доброго на долгие годы! Вдохновения Вам и здоровья!!!
С уважением,

Анна Боднарук   25.01.2015 03:01   Заявить о нарушении
с ветки на ветку "лезть на небо"!!!!))) - большое спасибо, Анна, мне понравился такой взгляд, надо попробовать!

А у меня еще были такие истории с моими деревьями - люблю на них смотреть - у меня был любимый могучий дуб /я сейчас там редко бываю/, и вот проходя мимо него, любуясь всегда, конечно, я как-то придумала его рисовать - пальцем по воздуху - водя по очертаниям его раскидистых ветвей. Конечно, если рядом люди не проходят)))

Знаете, это оказалось очень забавно - и память, и внимательность художника развивается, и всегда мы еще более ближе к тому, что рисуем))) Вот, вспомнила!

Всего доброго!
Вера.

Липа Тулика   25.01.2015 11:56   Заявить о нарушении
В детстве сидели мы с моим дедушкой на завалинке летом в сумерках. Смотрели на силуэты деревьев. Почему-то всегда нам казались человеческие головы. И теперь всмотрюсь на узор на обоях и непременно где-то человеческое лицо увижу. Забавно.
Слушали мы помню наклонившись над колодцем...
Теперь всё больше на экран телефона смотрят...

Приятно с Вами переписываться! Всего Вам доброго!!!

Анна Боднарук   25.01.2015 18:58   Заявить о нарушении
Анна Спасибо! Не могу не ответить - это прямо моя любимая тема - изображение лица или отдельные черты лица - правда я это люблю наблюдать в метро, в рисунке мрамора.

Сейчас чуточку поостыла - перерыв тоже нужен, а года три подряд перед этим ходила, как завороженная - везде вижу лица, а если не вижу, то специально отыскиваю. Это еще потому, что хочу вновь научиться портрет человека рисовать - раньше рисовала, пока училась /т.к. архитектурный институт/, сейчас совсем не рисую.

Но дело не в этом, порадовалась, что Вы тоже любите черты лица выискиваать.

... Несколько зарисовочек в метро у меня сделано - наброски, а в будущем хочу к зарисовкам таким вернуться, - как получится /много хочу, за что себя ругаю, нельзя разбрасываться!../
Всего Вам доброго!
Вера.

Липа Тулика   25.01.2015 23:29   Заявить о нарушении
Насчёт того, что боитесь разбрасываться. Что Бог даёт то и берите. Не отвергайте. Ему виднее что в эту минуту у Вас лучше получится. Просто складывайте в разные папки, а жизнь рассудит. Сегодня пишется одно, а завтра будет другое настроение. Это мой опыт. Портреты - это особая статья и Бог Вам в помощь!

Анна Боднарук   26.01.2015 09:44   Заявить о нарушении
Большое спасибо, Анна, Ваши слова большая поддержка для меня!

Всего Вам доброго!!! Еще загляну к Вам!

Вера.

Липа Тулика   26.01.2015 23:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.